ВКЛЮЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.
учебно-методический материал по теме

Морозова Татьяна Викторовна

Игровая деятельность для ребенка с умственным недоразвитием, обучающимся на дому, значительно отстает в своем становлении и развитии, а сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения  вообще не формируется. В связи с этим затрудняется  формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, что создает дополнительные трудности в усвоении программного материала на учебных занятиях. Трудности учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, в социализации возможно частично  компенсировать, через включение в уроки дидактических игр, формирование модели поведения в различных жизненных ситуациях. Использование игровых технологий на индивидуальных уроках, помогает активизировать деятельность ученика, повышает мотивацию учения, формирует познавательный интерес к изучаемому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrovoy_deyatelnosti_v_razvitii.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

ВКЛЮЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение  в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.                   ( Советский энциклопедический словарь).  

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Не случайно многие педагоги-психологи  – В.В.Зеньковский, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин – считают игру основным средством социализации личности. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют.

В процессе игровой деятельности осуществляется:

  •  умственное  воспитание детей (происходит развитие восприятия, представлений, обучение анализу, синтезу, сравнению предметов, их классификации по определенным признакам);
  • физическое развитие (улучшается координация движений, ловкость, подвижность);
  • нравственное воспитание (формируются навыки коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе);
  • развитие речи детей (происходит расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной, познавательной функции речи);
  • трудовое воспитание (формируются представления о труде взрослых, моделируются отдельные виды труда);

Игровая деятельность для ребенка с умственным недоразвитием, обучающимся на дому, значительно отстает в своем становлении и развитии, а сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения  вообще не формируется. В связи с этим затрудняется  формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, что создает дополнительные трудности в усвоении программного материала на учебных занятиях. Трудности учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, в социализации возможно частично  компенсировать, через включение в уроки дидактических игр, формирование модели поведения в различных жизненных ситуациях. Использование игровых технологий на индивидуальных уроках, помогает активизировать деятельность ученика, повышает мотивацию учения, формирует познавательный интерес к изучаемому материалу.

Сенсорное  недоразвитие детей с умственной отсталостью, неумение выполнять на основе чувственной информации  мыслительные операции требуют проведения с данными обучающимися большой коррекционной работы.

Учителю необходимо использовать игровые приемы и методы работы в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей.

Целью игровых технологий является коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности.

Виды игр:  

  • подвижные  игры, игры малой подвижности;
  • настольные игры;      игры с песком;    
  •       сюжетно-ролевые игры;
  • настольное конструирование;    
  • игры с использованием мягких модулей.

Основной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида является социализация обучающихся в обществе. Таким образом, включение в урок игровых технологий при всем разнообразии видов игр, имеет практическую направленность.

 В индивидуальном обучении проводят : игры с песком(соль, крупами), настольное конструирование и настольные игры. Такие виды занятий, как сюжетно- ролевые, подвижные игры, игры с мягкими модулями предусматривают взаимодействие с учителем, куклами.

Учащиеся, которые по медицинским показаниям выведены на домашнюю форму обучения, представляют собой разнородную группу с органическими нарушениями центральной нервной системы, часто ярко выраженными нарушениями моторной сферы, с глубоким системным недоразвитием речи. Психические процессы не соответствуют возрастной норме, находятся порой на низком уровне развития. У многих обучающихся эмоциональное состояние крайне нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления от учебных занятий, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, выражающийся в нарушении поведения, капризах, ссорах. Преодолевать эмоциональное напряжение помогают игры «Рычи, лев, рычи», «Можно и нельзя», «Рисуем настроение».  

Развитие мелкой моторики пальцев подготавливают почву для последующего формирования речи. На каждом уроке ежедневно  уделяю три-четыре минуты на упражнения с обязательным речевым сопровождением. В ходе «пальчиковых игр» обучающийся, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность обучающимся ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Также в системе провожу:        

  • артикуляционные разминки;
  • игры на развитие фонематического слуха, такие как «Ветерок», «Эхо», «Необычная песенка»;
  • логопедические минутки (по рекомендациям логопеда);
  • речевые подвижные игры в соответствии  с тематикой уроков (Например: в разделе «Осень» проводятся игры «По листочкам я шагаю», «Осень в гости к нам пришла»; знакомясь с понятиями «Одежда и обувь» - игра «Одеваемся на прогулку»; знакомясь с зимними месяцами и приметами зимы  - игры «Мы погреемся немножко», «Зимой» и т.д. )

Целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении. Например, используя игру «Фокусник», обучающийся отрабатывает навык порядкового счета. В игре «Дотронься до…» закрепляется представления об основных цветах, форме, величине  предметов.  

Таким образом, при подборе игр к урокам необходимо учитывать следующие моменты:  содержание игр должно соответствовать  уровню интеллектуального и двигательного развития обучающегося;

  • подвижные игры  предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен  осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: развитие координационных способностей, мелкой и крупной моторики;
  • в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические  процессы, творчество и фантазию ребенка.

Работая с  детьми, обучающимися на дому, педагоги испытывают большие трудности в организации учебно-воспитательной деятельности. Необходимость решения данной проблемы делает включение игровых технологий в процесс обучения актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе"

Использование образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Игровые технологии в учебно- воспитательном процессе

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд др...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

Роль игровой деятельности в учебно воспитательном процессе с детьми имеющими ЗПР.

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-инернат №23»...

Информационно- методический материал «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»

Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.Использование игровых тех...