Урок чтения в 6 классе коррекционной школы VIII вида С.В. Михалков «Будь человеком!»
план-конспект урока (6 класс) по теме

Лаптева Галина Аркадьевна

Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Будь человеком!».Учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  с  произведением; способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение  поступков  мальчика. развивать навыки  правильного, сознательного, беглого чтения посредством внимательного вдумчивого проговаривания частей  текста; способствовать развитию  связной  речи  школьников  посредством правильного и полного  ответа  на  поставленные  вопросы, работать над  выразительным чтением произведения, формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту   посредством  внимательного   знакомства с произведением; способствовать развитию чувственной сферы личности ребёнка через знакомство с  художественным произведением; воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе  посредством  понятия  идейного смысла  произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_mikhalkov_bud_chelovekom_6_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII  вида г. Камешково»

Урок  чтения  в  6  классе  

С.В. Михалков «Будь человеком!»

Подготовила  

учитель русского языка и чтения

Лаптева  Галина Аркадьевна

Урок  чтения  в  6  классе  по  теме: С.В. Михалков «Будь человеком!».

Цель: познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Будь человеком!».

Задачи: 

образовательные:  

  • учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  с  произведением;
  • способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение  поступков  мальчика.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки  правильного, сознательного, беглого чтения посредством внимательного вдумчивого проговаривания частей  текста;
  • способствовать развитию  связной  речи  школьников  посредством правильного и полного  ответа  на  поставленные  вопросы;
  • продолжать работу над  выразительным чтением произведения  через понимание выразительных  особенностей каждой  части.

Воспитательные:

  • формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту   посредством  внимательного   знакомства с произведением; 
  • способствовать развитию чувственной сферы личности ребёнка через знакомство с  художественным произведением; 
  •  воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе  посредством  понятия  идейного смысла  произведения.


Оборудование:  мультимедийная  презентация.

Ход урока.

I.Оргмомент.   Эмоциональный  настрой  учащихся.   

Учитель: Ребята,  чтобы  вам  было проще  выполнять  задания  на  уроке,  надо  провести  специальную  настройку  на  занятие. Прошу  вас  сесть  удобно  и  закрыть  глаза.  Я  буду  произносить  отдельные  фразы,  а вам   надо  будет  сначала каждую фразу  прослушать,  а  потом  повторить  её  за  мной  всем  вместе  хором,  негромким  голосом:

У  меня  хорошее  настроение.

Я  хочу  заниматься  чтением.

Я  готов  к  работе.

Я  работаю.

II. Актуализация  знаний

1. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята,  прочитайте  слова,  записанные  на  доске (Презентация  слайд  №2).

гр…зник
л…стопад

з…зимник.

л..товавшие

Учитель:  – С  каким  временем  года  связаны  эти  слова?  Попробуйте  определить,   с каким  месяцем?

 – Ребята,  может  быть,  вы  назовёте,  из  какого  они  произведения  и  кто  его  автор?

( Правильно,  это  произведение В. Бианки  «Октябрь»)
- Найдите  в  произведении   слова,  которые  использовал В. Бианки, описывая октябрь?

Прочитайте  строки,  в которых  говорится  об  октябре
- Ребята, что происходит в октябре с птицами?
- Зачитайте, что происходит в октябре с водоемами (реками,  озёрами) и их жителями?
- Найдите  в  тексте, как  ведут себя  животные  в  октябре?
- Ребята,   посмотрите  и  скажите,  какая осень пришла к нам на школьный двор?

То,  что  мы  видим  за  окном,  Бианки  и  описал  в  своем  произведении (слайд №3)

3. Сообщение  темы  урока. (слайд № 4  Муравейник  осенью С.В. Михалков «Будь человеком!»)

Учитель: Октябрь – самый  красивый  месяц  осени.  Чтобы  запечатлеть  эту  красоту,  человек  часто  бывает  на  природе, в  лесу.  Но  часто,  налюбовавшись  этой  красотой,  становится  и  её  разрушителем.  Об  этом  говорится  в  произведении С.В.  Михалкова  «Будь  человеком!».  Сегодня  мы  с  ним  познакомимся.

4. Работа  над  произведением.  

А) Чтение  текста  учителем  с последующим  ответом  на  вопрос.

(Слайд №5)

Учитель:  Ребята,  послушайте  внимательно  стихотворение  и  постарайтесь  рассказать,  что  сделал  герой  этого  произведения.

Б) Чтение  произведения  детьми + словарная  работа.

Сначала  прочитывается 1  часть ( до  слов « в траве  и  под листом..:)

Вопросы  учителя:

Что  значит  «живут  своим  трудом»?  

Как  вы  понимаете  выражение:  «У  них  обычаи  свои»?

Зачитайте,  чем  они  заняты.

Ребята,  прочитайте, как  автор  называет  муравьёв?
Что  значит  «миролюбивые»?

2  часть

Вопросы учителя:

-Что  значит  слово «подпалил»?  Словосочетание «нарушила  беда»?

«Метались»? «Тихо  тлел»?  

-Как  С. Михалков  назвал героя  произведения?

-Как  вы  понимаете  выражение:

«Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.»?

-Ребята,  как  вы  понимаете  выражение  «атомный век»?

-Атомный  век -это  время  умного  человека,  который  создаёт  сложные  машины,  решает  трудные  задачи.  Но  не  всегда  этот  человек  совершает  правильные  поступки,  достойные  звания  человека.  С  какой  буквы  написано  слово  человек?

Человек – самое  разумное  существо  на  земле.  И  вести  себя  он  должен по-человечески,  не  нанося  вреда  окружающему  миру.

К  этому  и  призывает  С. Михалков  всех  читающих  эти  строки.  Прочитайте  2 последние  строки.

Физминутка

В) Работа  над  правильным чтением  учащихся.

 (Со слабыми  учениками)

Правильно читать,  делая  паузы.  1  ученик  читает  1 часть,  другой – 2 часть

 Г) Самостоятельная  работа.

Учитель: 

-Перечитайте  стихотворение  и  скажите,  с  чем  сравнивается  муравейник.  Прочитайте  эти  строки.  (Слайд №6)

Д)  (Слайд №7)

Вопросы учителя:

-На  кого  бы  вы  хотели  быть  похожим:  на  мальчика  или  на  муравья в  своём  поведении?

-Почему?

-Как  вы  относитесь  к  поступку  мальчика?

-Что  произошло  с  лесом  в  результате  такого  поступка?  (всё  сгорело,  разрушен  муравейник)

-Может  ли  мальчик  исправить  последствия  своего  поступка?

-Что  он  должен  сделать?  (он  должен  посадить  деревья,    а  муравьи  построят дом на этом месте). Как  он  будет  называться? (Слайд№8)  Муравейник (слайд №9)

Наше  отношение к происходящему  и  определит  ту  интонацию,  с  которой  должно  читаться  стихотворение.

Е) Выразительное  чтение  стихотворения.

1  часть -    спокойное  чтение. (слайд № 10)

2  часть  - тревожное  чтение.

3  часть – назидательно, призывно.

3  человека

Последняя  часть 3 человека – отработка  навыка  выразительного  чтения.

-Кто  хочет  прочитать  стихотворение  целиком?

Рефлексия.

Учитель:

-Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами  вы уходите с занятия. Ответьте, пожалуйста,  свой  ответ  лучше начинать со слов: (слайд №11)

Урок интересный, потому что…

Урок  взволновал  меня,  потому  что…

Урок заставил задуматься о  том,  что…

III Домашнее  задание:  выразительное  чтение  стихотворения и рисунок к стихотворению. (Слайд №12)

IV Итог  урока.

Учитель:

-С  каким  произведением  вы  познакомились  сегодня  на  уроке?

-Кто  автор  этого  произведения?

-Чему  учит  нас  это  произведение?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК. С МИХАЛКОВ "БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ"

Открытый урок чтения, 6 класс...

Сценарий праздничного концерта ко Дню учителя "Учителей, мы, славить будем" для коррекционной школы VIII вида

Сценарий составлен для проведения в специальной (коррекционной) школе-интернате. разработка включает в себя стихи, песни как для детей, так и для педагогов....

Урок чтения в 6 классе С.В. Михалков «Будь человеком!»

Способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика. Коррекционно-развивающие:  развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения по...

Михалков "Баранкин, будь человеком"

Конспект урока чтения...

С. Михалков " Будь человеком"

Методическая разработка может быть использована на уроках чтения и развития речи и окружающего мира....

Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"

Урок чтения в 5 классе  по теме  С.Михалков "Будь человеком"...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...