Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Иванцова Ольга Ивановна

Урок чтения в 5 классе  по теме  С.Михалков "Будь человеком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_5_klass.docx11.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С.Михалков. Будь человеком!

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся  со стихотворением С.Михалкова  «Будь человеком!»,

работать над  уровнем художественного восприятия стихотворения обучающимися,  

способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения через обсуждение его поступков,

помочь обучающимся понять отражение действительности в стихотворении.

2. Развивать у обучающихся умение читать правильно, осознанно, развивать связную  устную речь,

способствовать обогащению и уточнению  словарного  запаса через знакомство со значениями новых слов, развитию эмоций и

Коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении (работа над содержанием стихотворения по вопросам).

3. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства сопричастности с окружающим миром, добрые чувства гражданина нашей Родины.

Формировать  наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством   знакомства с произведением; трепетного, нежного чувства к родной земле, к своему Отечеству,

-  воспитывать стремление бережного отношения к природе посредством понятия основного смысла произведения.

Оборудование:

Интерактивная доска Smart Board

Презентация к уроку

Фонограмма «Шум леса»

Выставка книг С. В. Михалкова для внеклассного чтения

I. Организационный этап урока:

1.Проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид, наличие дневников и учебников на столах)

2.Эмоциональный настрой обучающихся на работу:

Итак, друзья, внимание!

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, потому что улыбка поднимает настроение и приносит радость общения.

Я уверена,  что на этом уроке мы все  вместе справимся с любой проблемой.

II.Сообщение темы, цели, задач урока.

Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку в  лес, встретим там нашего героя.  Нам поможет в этом стихотворение С.Михалкова «Будь человеком!»  с которым познакомимся,  постараемся понять его смысл и высказать свое отношение к нашему герою, к его поступку. Вы узнаете новые слова, почувствуете свою сопричастность к окружающей нас природе.

III. Речевая разминка. Активизация речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы говорить на уроке правильно, четко, красиво, чтобы читать выразительно- давайте подготовим наши губы и язычок. А для этого нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

- Повторяйте за мной (на экране -  изображения  животных).

Ловко прячут хомяки

Вкусный корм за две щеки (надуваем щеки и «лопаем» их).

Любит мишка угощенье, 

Очень вкусное варенье (высовываем язык и облизываем верхнюю губу, затем нижнюю губу).

Хоботок слонёнок тянет.

Он вот- вот банан достанет

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи (вытягиваем губы вперед, держим и расслабляем)

По степи лошадка мчится,

Громко цокают копытца (цокаем язычком).

Зубастый волк, 

Зубами щёлк, да щёлк (Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)

- Подготовили наш ротик.

А сейчас выполним упражнение на отработку умения управлять своим голосом:

- Улыбнитесь, вдохните, на выдохе произнесите: «Ах, как замечательно! «После слова ах сделайте паузу, остановите выдох, слово замечательно потяните (повторите 2-3 раза)».

- Ну,  а теперь давайте поговорим….

IV.Актуализация  знаний.

- Ребята, а какое сегодня число? (15 апреля- написано на доске и закрыто)

- А какой день недели?

- А какое сейчас время года?  (Весна)

- Какой месяц начинает весну? (Март)

- А за мартом какой месяц следует? (Апрель)

- Назовите последний месяц весны? (Май)

 - Ребята, вы правильно сказали, все эти месяцы весенние, а какие изменения происходят в природе весной? (появляются первые весенние цветы, ярче светит солнце, прилетают птицы, появляются проталины – слайд5).

Показать слайд6 с муравейником.

А кого еще можно наблюдать в природе весной?

(А еще весной можно видеть, как то тут, то там бегут по кочкам хлопотливые муравьи).

Вот о муравьях, о их жизни, о роли нашей с вами в природе    мы сегодня и поговорим.

 А поможет нам в этом  стихотворение С.  В. Михалкова «Будь человеком». Посмотрите на портрет писателя.

-Давайте вместе с вами прочтем с доски автора и название стихотворения (хором).

V. Изучение нового материала.

1.Выразительное чтение стихотворения  учителем

 - Сядьте удобно, сейчас я вам прочту стихотворение. Ваша задача внимательно послушать, а затем сказать о ком это стихотворение.

2. Беседа на основе первичного восприятия.

- Понравилось ли вам прочитанное стихотворение?

- О ком оно?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие, и т.д.). Почему?

VI. Словарная работа

- Но прежде, чем вы приступите к  самостоятельному чтению, давайте познакомимся со словами и выражениями, значения которых я поясню.  

- Внимание на экран: слайд11

ОБЫЧАЙ – традиционно установившийся порядок поведения;

ЭГОИСТ – человек, который любит только себя;

ЖЕСТОКИЙ  – крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

АТОМНЫЙ ВЕК – настоящее время компьютеров

ТЛЕЛ ЛИСТ- горел без пламени;

МЕТАЛИСЬ– бегали из стороны в сторону.

VII.Самостоятельное чтение.

А сейчас вы самостоятельно «про  себя» прочитаете  стихотворение,

Стихотворение полностью читают:

1.Гордеев Данил

2.Рунов Алексей

3.Пермякова Светлана

4.Архипова Яна

5.Савченко Кирилл

Первый, второй, третий, четвертый  куплеты читают:

6.Григорьев Максим.

7.Савченков Руслан

8.Парамонов Алексей

9.Витюк Иван

 

Первый, второй  куплеты  читают:

10.Добрынин Никита

11.Трофименко Артем

После чтения ответите на вопрос, с чем автор сравнивает муравейник?

Итак, с чем сравнивается муравейник?

Похож на дом? Чем?

А чем занимаются муравьи в своем доме?

8.Упражнение на снятие речевых зажимов.

Прежде чем, мы начнем  читать вслух, поиграем.  Встаньте в круг. Мы  построим свой дом! Но не одноэтажный. А в целых десять этажей! И строить мы будем дом «голосом». Берем воображаемые кирпичики поочередно и хором произносим 1 этаж, второй и т.д. С каждым этажом  тональность голоса повышается.

9. Чтение вслух.

 Первый куплет хором.

-Обратите внимание на выражение «мурашки-муравьи»

- Что значит  живут своим трудом?

Второй куплет – Трофименко Артем

Третий куплет – Витюк Иван

-А чем заняты муравьи в своем доме?

-Значит, какие слова мы можем выбрать (слайд13) для описания муравьев.

(Трудолюбивые, работящие

самолюбивый, бессердечные

миролюбивые, жестокие

злые, заботливые

исполнительные

равнодушный)

10.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (фонограмма «Шум леса»)

«Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели,

И их личики согрелись.

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно хлопаем,

Ножками мы топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали. (присаживайтесь)

Четвертый-  Парамонов Алексей.

Пятый- Гордеев Данил

-Какая беда произошла с муравьями?

-Зачем мальчик разрушил муравьиный дом?

Шестой куплет – Пермякова Света

Седьмой – Архипова Яна

-Как автор назвал разрушителя муравейника?

-А какую оценку его поступку можете дать вы? Мальчик, он какой? Какие слова мы можем выбрать для того, чтобы охарактеризовать его? (показать слайд14)

Трудолюбивый, равнодушный, добрый, злой, работящий, миролюбивый,

самолюбивый, бессердечный, жестокий

-На кого бы вы хотели быть похожим: на мальчика или на муравья в

своём поведении?

- Как вы понимаете слова поэта: Будь человеком, человек, ты на земле своей?

Давайте хором прочитаем  2 последние строчки еще раз

- К чему призывает С.Михалков  всех  читающих стихотворение?

- Какая из картинок подходит к концу стихотворения? (на доске размещаем картинки последовательно)

11. Домашнее задание

Наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание

Научиться читать это стихотворение с выражением, повышая и понижая интонацию.

12. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

 - Ребята, стихотворение о жизни муравьев называется «Будь человеком». Что значит быть Человеком? Быть каким?

- Может ли мальчик исправить последствия своего поступка?

Что он должен сделать? (он должен посадить деревья, а муравьи

построят дом на этом месте) Как он будет называться?

- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?

- Автор обращаясь к нам, к чему призывает?  (Беречь природу)

- Чтобы беречь природу, нужно ее понимать, оберегать, охранять. Да и не только на природе, а везде, мы должны отвечать за свое поведение, свои поступки.

13. Выставление оценок за урок

14.Подготовка к перемене.

15. Давайте вместе составим памятку для младших школьников на тему

«Ребята, берегите природу!».

Итак, составляем предложения, вырабатываем правила поведения в лесу.

1. Не разжигать костер вблизи деревьев.

2. Не разорять птичьи гнезда.

3. Не оставлять после себя мусор.

4. Не включать громко музыку.

5. Не ломать деревья и кустарники.

6. Не разорять муравейники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок в 7 классе на тему: «Трагедия одиночества человека в мире других людей».

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он...

Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная –  анализ текста;развивающая &ndash...