«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»
статья на тему

Князева Светлана Николаевна

    Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

- сохранение физического и психического здоровья  детей с нарушениями речи;

 - нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

 - коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

 - успешная социализация детей с дефектами речи.

  Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

   В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

- защитно-профилактические;

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика);

-стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии);

- информационно-обучающие.

                        Стимулирующие приемы здоровьесбережения.

     На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К стимулирующим приёмам относятся:

- приемы психотерапии: вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями и ситуацией стойкой неуспеваемости. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы проводятся беседы, даются  разъяснения, внушается уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

- элементы песочной терапии: в песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

- элементы сказкотерапии:

- облачение занятия сказочным сюжетом

- использование отрывков из сказок

- введение в занятие сказочного героя

- сочинение сказок.

    Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра  голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.

- элементы цветотерапии: включая в логопедическую практику методику выбора цвета, позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

   Широко используются в логопедической работе рисунки, т. к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

- элементы музыкотерапии: целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей - логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

   Для занятий с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие  моменты:

- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

 - динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;

- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;

   Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

                                                                         Подготовила учитель – логопед:

                                                                         Князева С.Н

    Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

- сохранение физического и психического здоровья  детей с нарушениями речи;

 - нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

 - коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

 - успешная социализация детей с дефектами речи.

  Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

   В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

- защитно-профилактические;

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика);

-стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии);

- информационно-обучающие.

                        Стимулирующие приемы здоровьесбережения.

     На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К стимулирующим приёмам относятся:

- приемы психотерапии: вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями и ситуацией стойкой неуспеваемости. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы проводятся беседы, даются  разъяснения, внушается уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

- элементы песочной терапии: в песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

- элементы сказкотерапии:

- облачение занятия сказочным сюжетом

- использование отрывков из сказок

- введение в занятие сказочного героя

- сочинение сказок.

    Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра  голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера.

- элементы цветотерапии: включая в логопедическую практику методику выбора цвета, позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

   Широко используются в логопедической работе рисунки, т. к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

- элементы музыкотерапии: целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей - логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

   Для занятий с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие  моменты:

- в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

- в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

- в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

 - динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;

- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;

   Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.