Классный час "Трудолюбивыми становятся, а не рождаются"
классный час (8 класс) по теме

Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются». Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.

Основная часть.

1.  Знакомство с людьми талантливыми:

- Петр I

- Тимофеев Николай Григорьевич

2. Беседа о труде и безделии.

3. Работа с пословицами.о труде.

4.  Работа с басней. И.А.Крылова «Обезьяна».

5. Практическая работа детей: подарочные коробки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл  «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников        с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

(Открытое занятие)

Составила и провела:

Пакеева Римма Ивановна,

воспитатель 8 класса

с. Косолапово, 2014

Паспорт открытого занятия

Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются»

Возраст детей: 14-15 лет

Тип занятия: традиционный.

Форма проведения: комбинированная.

Методы и приемы:

беседа, сообщения детей, практическая работа, выполнение письменных заданий, игровой момент,  проблемная ситуация, рефлексия, использование презентации по теме; индивидуальная, коллективная форма работы.

Практическая работа:

- закрашивание кружочков на выбранных изображениях;

- запись пословиц и поговорок;

- восстановление пропущенных знаков в буквах слова;

- работа над сбором подарочных коробок из картона.

Продолжительность занятия: 45 минут.

План:

  1. Организационный момент. Готовность к мероприятию.
  2. Коррекционная минутка

Закрашивание кружочков на тех изображениях, на которых поведение детей  одобряют.

  1. Работа по теме

I. Вводная часть

- Появление маленького человечка на свет, его предназначение в жизни.

-Выбор трёх вариантов ответа из 10-ти предложенных  для  счастья .

II. Основная часть.

  1. Знакомство с людьми талантливыми:

- Петр I

- Тимофеев Николай Григорьевич

2. Беседа о труде и безделии.

3. Работа с пословицами.

4. Физкультминутка «Снежинка».

5.  Работа с басней. И.А.Крылова «Обезьяна».

6. Практическая работа детей.

- Подарочные коробки.

7. Релаксация.

IV. Подведение итогов.

- Анализ работ воспитанников.

- Высказывание Д.С.Лихачева.

VI. Заключение.        

- Рабочий человек в макете.

Предварительная работа:

- разучивание пословиц и поговорок;

- подготовка сообщений, шаблонов коробок  из бумаги.

Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются»

Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.

Задачи:

Образовательные: Расширение представлений обучающихся о трудовой, творческой  жизни людей прошлого и настоящего; актуализация знаний и умений воспитанников в деятельности.

Развивающие:   Развитие навыков самостоятельного принятия решений в жизненных ситуациях. Развитие памяти, воображения, фантазии, творческого мышления  обучающихся.

Коррекционные:   Коррекция высших психических функций воспитанников (памяти, внимания, мышления), мелкой моторики рук, поведения через использование дидактического материала.

Воспитательные: Воспитание  мотивации  к  трудовой деятельности,  нетерпимого отношения к лени.

Здоровьесберегающие элементы:  минутка релаксации, физкультминутка,
 выполнение санитарно-гигиенических требований.

Основные принципы мероприятия:

  • Доступность.
  • Научность.
  • Логичность.

Тип классного часа: комбинированный

Наглядность  и  оборудование:

Высказывания: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» (И.Кант),  «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока и нужды»  (Вольтер), музыка для релаксации,  иллюстрации к басне «Обезьяна», мультимедийный проектор, презентация, кукла, книжки-тетрадки  с заданиями, ручки, карандаши, фломастеры, снежинка, шаблоны бумажных коробок..

Эпиграф: «Работа спасает от трёх великих зол:

                                                               скуки, порока и нужды»   (Вольтер)

Ход занятия

        I.     Организационный момент

1. Рапорт дежурного

2. Коррекционная минутка

Задание 1. (СЛАЙД 1)
Закрась кружочки на тех изображениях, на которых поведение детей ты одобряешь (рисунки в книжечке).

– Почему эти картины выбрал? (Ответы детей)

(Ребята трудятся, заняты полезным делом, а на других картинх поведение ребят не одобряю, п.ч….)

Вывод:

На картинах вы увидели ребят своего возраста, которые заняты делом полезным.

3.  Сообщение темы занятия:

Воспитатель. «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются» (На доске)(СЛАЙД 2)

  1. Вводная часть

Воспитатель: Вот родился человек и ничего не умеет (Показать куклу-малышку).

 Но хочет быть счастливым. А что для частья ему нужно, ещё не понимает. Давайте его оставим на занятии, пусть послушает нас, поучится у нас.

Человек рождается для счастья.  

  По-вашему, что такое счастье?

Задание 2.   Выберите три варианта ответов из 10-ти, что нужно для вашего счастья .  (Задание в  (книжечке-тетрадке) (СЛАЙД 3)

Основные составляющие счастья:

  1. Деньги
  2. Семья
  3. Здоровье
  4. Труд, работа
  5. Друзья
  6. Знание
  7. Компьютер
  8. Телефон сотовый
  9. Телевизор
  10. Одежда красивая, модная
  11. Что ещё?  …допиши.

Проверка. Чтение выбора вариантов счастья   Аргументы.

Воспитатель вывешивает на доску плакат:

«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» ( И.Кант)

  1. Основная часть

1.  Знакомство с людьми талантливыми.

Воспитатель. 

Жизнь – это ежедневный труд над собой, труд физический, труд умственный, чтобы  стать счастливым, успешным. Иначе человек не состоится, или без работы потеряет лицо (закрыть лицо), т.е. станет никем.

(СЛАЙД 4)

 Лицо такое вы знаете? ( Петр I.)

 Кто такой Петр I ?  (Петр I – император, царь)

 Был ли он трудолюбивым, чем любил заниматься?   (СЛАЙД 5)

1).  Сообщение (ученик)
Петр I
Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример …».

Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18
прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил царю18 алтын = 54 копейки(алтын – монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку».

Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день.
Воспитатель.

 Петр I – император, царь, увеличил мощь государства российского, расширил границы, преобразователь, поэтому его лицо все узнают, хотя не наш современник, но соотечественник.

Его ещё называют Петром Великим. Петр I - гордость государства Российского.

Не надо искать человека, трудолюбивого в прошлом всегда. Замечательные люди живут и рядом с нами, в селе, поселке, городе,надо только уметь видеть их.

В Мари-Туреке живет замечательный человек -  Тимофеев Н.Г. (СЛАЙД 6).

Кто он такой, давайте вспомним.

2).  Сообщение (ученик) (СЛАЙД 7)    

Тимофеев Николай Григорьевич

Тимофеев Николай Григорьевич – первый самобытный кузнец художественной кузнечной ковки РМЭ, мастер металлического кружева.

В середине 16 века царским указом черемисам запрещалось заниматься кузнечным делом. Прошло с тех пор 450 лет. Николай Григорьевич впервые в истории РМЭ возродил древнее искусство художественной кузнечной ковки. Его работы выставлены в музее имени Мосолова в п. Мари-Турек. О нем идет слава в Мари-Турекском и Параньгинском  районах.

Воспитатель.

Николай Григорьевич трудолюбивый, талантливый человек. Он также художник, дизайнер.  Красуются  флюгера, выкованные из металла Николаем Григорьевичем,  на крышах домов деревень и г. Йошкар-Олы: «Ача», «Агутан», «Рыцарь», «Паймыла» и др.

Его работы известны в Марий Эл, в Татарстане.

2.   Труд. Безделие.  

  Воспитатель:

–  Какому человеку интереснее жить, тому, кто всегда находит себе занятие или тому, кто любит бездельничать?

– Кто такой бездельник? (Ответы детей)

3). Сообщение (ученик)

Бездельник

        Бездельничанье вовсе не то, что человек сидит без дела, сложа руки. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда  часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят.   (Д.С. Лихачев)

3.   Работа с пословицами

Народ мудрый большое значение придавал трудолюбию и лени человека
 Какие поговорки и пословицы знаете о лени и трудолюбии.

Задание 3.  Напишите не менее двух пословиц или поговорок о труде и лени. (Чтение и разбор 3-4 пословиц).

4. Физкультминутка

– Ко мне прилетела снежинка эта и прошептала, что пора отдохнуть. Встаньте.

На улице третий месяц зимы, идет снег. Сейчас мы будем хлопком ловить воображаемую  снежинку, я буду говорить, где она летит, а вы хлопаете в том направлении. После каждого хлопка руки возвращаем в исходное положение..

Руки в стороны поднимите, ладонями вверх. Снежинка летит над головой, справа, слева, за спиной, впереди, над головой и т. д. Тихо сели.    

        Воспитатель. Вспомните трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, стирка белья, чистка картошки, рыбалка, труд на уроках и пр.). Все ли у вас получалось? Почему?

- Мы говорим о полезном труде.

- Существует ли бесполезный труд?

5.  Работа с басней.

  Иван Крылов. Басня «Обезьяна» (СЛАЙД 8).

- Обезьяна - это какое животное? (Любит подражать, повторять, любит похвалу, завистливая).

Словарная работа.  Трудные слова.   (СЛАЙД 9).

Не льстись – не надейся, не рассчитывай.

Соха – инструмент, которым вспахивали поля.

Прямой – «настоящий.

Исполать – слава тебе.

Чурбан – кусок дерева, пень.

Диковинка – что-то очень редкое.

Слушание басни И. А. Крылова «Обезьяна» в записи в сопровождении иллюстрации

Басня «Обезьяна» (СЛАЙДЫ 10 - 18).

Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Крестьянин на заре с сохой
Над полосой своей трудился;
Трудился так крестьянин мой,
Что градом пот с него катился;
Мужик работник был прямой.
Зато, кто мимо ни проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, - как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

Беседа.  (СЛАЙД 19).

–  О чем говорится в басне «Обезьяна»?

– В какое время суток происходит действие?

-  Чем занимался так рано крестьянин?

–  За что крестьянину говорят «спасибо, исполать»?(Труд всегда славят)

–  Почему Обезьяна «вздумала трудиться»?

–  Почему ни от кого не слышала похвал, ведь она трудилась?

–  Какими плохими качествами наделил Обезьяну Крылов? (зависть, желание получить благодарность, завоевать славу ).

Это все недостаток в характере Обезьяны, порок.

–  Кто догадался, почему автор Обезьяну называет Мартышкой?

 (Труд, который не приносит плода, в народе называют «мартышкин труд», бесполезный труд).

–   Что вы бы сделали чурбаком?

Воспитатель.

Крылов учит людей узнавать самих себя в героях басен, помогает увидеть  недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

- Как избавиться Обезьяне от зависти, желания получить благодарность?

Вывод: Не надо просить похвалы за труд, увидев твое старание, люди сами тебя похвалят. В любой работе нужно иметь умения и навыки, а этому надо учиться.

Мораль. 

Как хочешь, ты трудись(пауза)

Но приобресть не льстись

Ни благ, ни славы (пауза)

Коль нет в твоих трудах ни пользы ни забавы.

Ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывайте их, задумывайтесь о себе, поступках других, и тогда ваша жизнь, я думаю, будет лучше, богаче, интереснее.

6. Практическая работа детей

Задание 5. Посмотрите, на столах  лежат шаблоны, для чего они, что можно с ними сделать. Вы можете сегодня показать свои умения работать руками на занятии. Подумайте и приступите к работе.     (Самостоятельная работа под музыку).

–  Что у вас получилось? (Коробки).

– Какие знания и умения в работе вам пригодились? ( Работа с бумагой, умение складывать, сноровка, воображение, гибкость рук).

–  Нравится ли вам, что у вас получилось? (Получились красивые коробочки).

–  Этот труд был бесполезный (выбросите коробки) или где-либо можно применить коробки? (Подарочные коробки. Можно положить в коробку маленький подарок и поздравить близкого или уважаемого человека).

Мы создали полезную и красивую вещь. Вы справились с заданием.

  1. Релаксация

Задание 6. Догадайся, каких элементов в буквах не хватает, допиши их. И ты узнаешь, какую похвалу ты заслуживаешь (Задание в книжечке). (СЛАЙД 21).


  1. Подведение итогов.

Воспитатель.

  1. Работа с книжечками с заданиями

–  Какая тема занятия была? Чем мы занимались? Посмотрите в книжечке. (Чтение).

–  Что вы бы еще дополнили к написанному «Что труд дает человеку»? (В труде человек хорошеет).

Получились у нас красивые коробочки.

Например, поработали и цветник около школы разбили: нам приятно, и люди радуются, благодарят нас за труд и красоту.

Вот что значит трудиться. Трудимся не только для себя, но и для других, для села, республики, страны своей.

  1. Работа с эпиграфом.

Эпиграф: Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.(СЛАЙД 22)

- Как вы понимаете выражение Вольтера?

 Воспитатель.    Какое точное выражение. (Рабочему человеку некогда скучать, нет времени  думать о дурном; он хороший семьянин).

  1. Заключение.

1.Работа с высказыванием

Чтение высказывания Д.С.Лихачева детьми    (СЛАЙД 23).

«Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий».                      (Д.С. Лихачёв)

Воспитатель.    

- Кем стал наш человечек? (Показать и вывесить изображение рабочего  человека).    (Рабочим. Трудолюбивым. Разговор наш о труде понравился. Улыбается. И работу по душе  выбрал).                

Наше занятие подходит к концу.  Вы справились сегодня с трудными задачами. Молодцы.  Желаю дальнейших успехов!

Теперь сделаем приятное себе и гостям: подарите свое творение гостям.