Классный час "Трудолюбивыми становятся, а не рождаются"
классный час (8 класс) по теме
Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются». Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.
Основная часть.
1. Знакомство с людьми талантливыми:
- Петр I
- Тимофеев Николай Григорьевич
2. Беседа о труде и безделии.
3. Работа с пословицами.о труде.
4. Работа с басней. И.А.Крылова «Обезьяна».
5. Практическая работа детей: подарочные коробки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_trudolyubivymi_stanovyatsya_a_ne_rozhdayutsya.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
(Открытое занятие)
Составила и провела:
Пакеева Римма Ивановна,
воспитатель 8 класса
с. Косолапово, 2014
Паспорт открытого занятия
Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются»
Возраст детей: 14-15 лет
Тип занятия: традиционный.
Форма проведения: комбинированная.
Методы и приемы:
беседа, сообщения детей, практическая работа, выполнение письменных заданий, игровой момент, проблемная ситуация, рефлексия, использование презентации по теме; индивидуальная, коллективная форма работы.
Практическая работа:
- закрашивание кружочков на выбранных изображениях;
- запись пословиц и поговорок;
- восстановление пропущенных знаков в буквах слова;
- работа над сбором подарочных коробок из картона.
Продолжительность занятия: 45 минут.
План:
- Организационный момент. Готовность к мероприятию.
- Коррекционная минутка
Закрашивание кружочков на тех изображениях, на которых поведение детей одобряют.
- Работа по теме
I. Вводная часть
- Появление маленького человечка на свет, его предназначение в жизни.
-Выбор трёх вариантов ответа из 10-ти предложенных для счастья .
II. Основная часть.
- Знакомство с людьми талантливыми:
- Петр I
- Тимофеев Николай Григорьевич
2. Беседа о труде и безделии.
3. Работа с пословицами.
4. Физкультминутка «Снежинка».
5. Работа с басней. И.А.Крылова «Обезьяна».
6. Практическая работа детей.
- Подарочные коробки.
7. Релаксация.
IV. Подведение итогов.
- Анализ работ воспитанников.
- Высказывание Д.С.Лихачева.
VI. Заключение.
- Рабочий человек в макете.
Предварительная работа:
- разучивание пословиц и поговорок;
- подготовка сообщений, шаблонов коробок из бумаги.
Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются»
Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.
Задачи:
Образовательные: Расширение представлений обучающихся о трудовой, творческой жизни людей прошлого и настоящего; актуализация знаний и умений воспитанников в деятельности.
Развивающие: Развитие навыков самостоятельного принятия решений в жизненных ситуациях. Развитие памяти, воображения, фантазии, творческого мышления обучающихся.
Коррекционные: Коррекция высших психических функций воспитанников (памяти, внимания, мышления), мелкой моторики рук, поведения через использование дидактического материала.
Воспитательные: Воспитание мотивации к трудовой деятельности, нетерпимого отношения к лени.
Здоровьесберегающие элементы: минутка релаксации, физкультминутка,
выполнение санитарно-гигиенических требований.
Основные принципы мероприятия:
- Доступность.
- Научность.
- Логичность.
Тип классного часа: комбинированный
Наглядность и оборудование:
Высказывания: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» (И.Кант), «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер), музыка для релаксации, иллюстрации к басне «Обезьяна», мультимедийный проектор, презентация, кукла, книжки-тетрадки с заданиями, ручки, карандаши, фломастеры, снежинка, шаблоны бумажных коробок..
Эпиграф: «Работа спасает от трёх великих зол:
скуки, порока и нужды» (Вольтер)
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Рапорт дежурного
2. Коррекционная минутка
Задание 1. (СЛАЙД 1)
Закрась кружочки на тех изображениях, на которых поведение детей ты одобряешь (рисунки в книжечке).
– Почему эти картины выбрал? (Ответы детей)
(Ребята трудятся, заняты полезным делом, а на других картинх поведение ребят не одобряю, п.ч….)
Вывод:
На картинах вы увидели ребят своего возраста, которые заняты делом полезным.
3. Сообщение темы занятия:
Воспитатель. «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются» (На доске)(СЛАЙД 2)
- Вводная часть
Воспитатель: Вот родился человек и ничего не умеет (Показать куклу-малышку).
Но хочет быть счастливым. А что для частья ему нужно, ещё не понимает. Давайте его оставим на занятии, пусть послушает нас, поучится у нас.
Человек рождается для счастья.
– По-вашему, что такое счастье?
Задание 2. Выберите три варианта ответов из 10-ти, что нужно для вашего счастья . (Задание в (книжечке-тетрадке) (СЛАЙД 3)
Основные составляющие счастья:
- Деньги
- Семья
- Здоровье
- Труд, работа
- Друзья
- Знание
- Компьютер
- Телефон сотовый
- Телевизор
- Одежда красивая, модная
- Что ещё? …допиши.
Проверка. Чтение выбора вариантов счастья Аргументы.
Воспитатель вывешивает на доску плакат:
«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» ( И.Кант)
- Основная часть
1. Знакомство с людьми талантливыми.
Воспитатель.
Жизнь – это ежедневный труд над собой, труд физический, труд умственный, чтобы стать счастливым, успешным. Иначе человек не состоится, или без работы потеряет лицо (закрыть лицо), т.е. станет никем.
(СЛАЙД 4)
– Лицо такое вы знаете? ( Петр I.)
– Кто такой Петр I ? (Петр I – император, царь)
– Был ли он трудолюбивым, чем любил заниматься? (СЛАЙД 5)
1). Сообщение (ученик)
Петр I
Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример …».
Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18
прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил царю18 алтын = 54 копейки(алтын – монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку».
Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день.
Воспитатель.
Петр I – император, царь, увеличил мощь государства российского, расширил границы, преобразователь, поэтому его лицо все узнают, хотя не наш современник, но соотечественник.
Его ещё называют Петром Великим. Петр I - гордость государства Российского.
Не надо искать человека, трудолюбивого в прошлом всегда. Замечательные люди живут и рядом с нами, в селе, поселке, городе,надо только уметь видеть их.
В Мари-Туреке живет замечательный человек - Тимофеев Н.Г. (СЛАЙД 6).
Кто он такой, давайте вспомним.
2). Сообщение (ученик) (СЛАЙД 7)
Тимофеев Николай Григорьевич
Тимофеев Николай Григорьевич – первый самобытный кузнец художественной кузнечной ковки РМЭ, мастер металлического кружева.
В середине 16 века царским указом черемисам запрещалось заниматься кузнечным делом. Прошло с тех пор 450 лет. Николай Григорьевич впервые в истории РМЭ возродил древнее искусство художественной кузнечной ковки. Его работы выставлены в музее имени Мосолова в п. Мари-Турек. О нем идет слава в Мари-Турекском и Параньгинском районах.
Воспитатель.
Николай Григорьевич трудолюбивый, талантливый человек. Он также художник, дизайнер. Красуются флюгера, выкованные из металла Николаем Григорьевичем, на крышах домов деревень и г. Йошкар-Олы: «Ача», «Агутан», «Рыцарь», «Паймыла» и др.
Его работы известны в Марий Эл, в Татарстане.
2. Труд. Безделие.
Воспитатель:
– Какому человеку интереснее жить, тому, кто всегда находит себе занятие или тому, кто любит бездельничать?
– Кто такой бездельник? (Ответы детей)
3). Сообщение (ученик)
Бездельник
Бездельничанье вовсе не то, что человек сидит без дела, сложа руки. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят. (Д.С. Лихачев)
3. Работа с пословицами
Народ мудрый большое значение придавал трудолюбию и лени человека
– Какие поговорки и пословицы знаете о лени и трудолюбии.
Задание 3. Напишите не менее двух пословиц или поговорок о труде и лени. (Чтение и разбор 3-4 пословиц).
4. Физкультминутка
– Ко мне прилетела снежинка эта и прошептала, что пора отдохнуть. Встаньте.
На улице третий месяц зимы, идет снег. Сейчас мы будем хлопком ловить воображаемую снежинку, я буду говорить, где она летит, а вы хлопаете в том направлении. После каждого хлопка руки возвращаем в исходное положение..
Руки в стороны поднимите, ладонями вверх. Снежинка летит над головой, справа, слева, за спиной, впереди, над головой и т. д. Тихо сели.
Воспитатель. Вспомните трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, стирка белья, чистка картошки, рыбалка, труд на уроках и пр.). Все ли у вас получалось? Почему?
- Мы говорим о полезном труде.
- Существует ли бесполезный труд?
5. Работа с басней.
Иван Крылов. Басня «Обезьяна» (СЛАЙД 8).
- Обезьяна - это какое животное? (Любит подражать, повторять, любит похвалу, завистливая).
Словарная работа. Трудные слова. (СЛАЙД 9).
Не льстись – не надейся, не рассчитывай.
Соха – инструмент, которым вспахивали поля.
Прямой – «настоящий.
Исполать – слава тебе.
Чурбан – кусок дерева, пень.
Диковинка – что-то очень редкое.
Слушание басни И. А. Крылова «Обезьяна» в записи в сопровождении иллюстрации
Басня «Обезьяна» (СЛАЙДЫ 10 - 18).
Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.
Крестьянин на заре с сохой
Над полосой своей трудился;
Трудился так крестьянин мой,
Что градом пот с него катился;
Мужик работник был прямой.
Зато, кто мимо ни проходит,
От всех ему: спасибо, исполать!
Мартышку это в зависть вводит.
Хвалы приманчивы, - как их не пожелать!
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Беседа. (СЛАЙД 19).
– О чем говорится в басне «Обезьяна»?
– В какое время суток происходит действие?
- Чем занимался так рано крестьянин?
– За что крестьянину говорят «спасибо, исполать»?(Труд всегда славят)
– Почему Обезьяна «вздумала трудиться»?
– Почему ни от кого не слышала похвал, ведь она трудилась?
– Какими плохими качествами наделил Обезьяну Крылов? (зависть, желание получить благодарность, завоевать славу ).
Это все недостаток в характере Обезьяны, порок.
– Кто догадался, почему автор Обезьяну называет Мартышкой?
(Труд, который не приносит плода, в народе называют «мартышкин труд», бесполезный труд).
– Что вы бы сделали чурбаком?
Воспитатель.
Крылов учит людей узнавать самих себя в героях басен, помогает увидеть недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
- Как избавиться Обезьяне от зависти, желания получить благодарность?
Вывод: Не надо просить похвалы за труд, увидев твое старание, люди сами тебя похвалят. В любой работе нужно иметь умения и навыки, а этому надо учиться.
Мораль.
Как хочешь, ты трудись(пауза)
Но приобресть не льстись
Ни благ, ни славы (пауза)
Коль нет в твоих трудах ни пользы ни забавы.
Ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывайте их, задумывайтесь о себе, поступках других, и тогда ваша жизнь, я думаю, будет лучше, богаче, интереснее.
6. Практическая работа детей
Задание 5. Посмотрите, на столах лежат шаблоны, для чего они, что можно с ними сделать. Вы можете сегодня показать свои умения работать руками на занятии. Подумайте и приступите к работе. (Самостоятельная работа под музыку).
– Что у вас получилось? (Коробки).
– Какие знания и умения в работе вам пригодились? ( Работа с бумагой, умение складывать, сноровка, воображение, гибкость рук).
– Нравится ли вам, что у вас получилось? (Получились красивые коробочки).
– Этот труд был бесполезный (выбросите коробки) или где-либо можно применить коробки? (Подарочные коробки. Можно положить в коробку маленький подарок и поздравить близкого или уважаемого человека).
Мы создали полезную и красивую вещь. Вы справились с заданием.
- Релаксация
Задание 6. Догадайся, каких элементов в буквах не хватает, допиши их. И ты узнаешь, какую похвалу ты заслуживаешь (Задание в книжечке). (СЛАЙД 21).
- Подведение итогов.
Воспитатель.
- Работа с книжечками с заданиями
– Какая тема занятия была? Чем мы занимались? Посмотрите в книжечке. (Чтение).
– Что вы бы еще дополнили к написанному «Что труд дает человеку»? (В труде человек хорошеет).
Получились у нас красивые коробочки.
Например, поработали и цветник около школы разбили: нам приятно, и люди радуются, благодарят нас за труд и красоту.
Вот что значит трудиться. Трудимся не только для себя, но и для других, для села, республики, страны своей.
- Работа с эпиграфом.
Эпиграф: Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.(СЛАЙД 22)
- Как вы понимаете выражение Вольтера?
Воспитатель. Какое точное выражение. (Рабочему человеку некогда скучать, нет времени думать о дурном; он хороший семьянин).
- Заключение.
1.Работа с высказыванием
Чтение высказывания Д.С.Лихачева детьми (СЛАЙД 23).
«Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий». (Д.С. Лихачёв)
Воспитатель.
- Кем стал наш человечек? (Показать и вывесить изображение рабочего человека). (Рабочим. Трудолюбивым. Разговор наш о труде понравился. Улыбается. И работу по душе выбрал).
Наше занятие подходит к концу. Вы справились сегодня с трудными задачами. Молодцы. Желаю дальнейших успехов!
Теперь сделаем приятное себе и гостям: подарите свое творение гостям.