Модель выпускника коррекционной школы
методическая разработка по теме

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос о важности и значимости воспитания детей, находящихся в условиях коррекционной школы.

Такая ситуация обусловлена рядом причин:

  1. Потребность общества в социализированных членах, освоивших элементы культуры, социальных норм и ценностей
  2. Резким разрывом между иждивенческими настроениями выпускников коррекционных школ, с одной стороны, и  реалиями сегодняшней жизни, продиктованными условиями рынка – с другой
  3. Необходимостью интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современную жизнь
  4. Несформированностью механизмов продуктивного общения у выпускников коррекционных школ, обуславливающих в перспективе их попадание в антисоциальные группировки, группы риска.

В условиях коррекционных школ –  дети получают помощь,  направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии. Процесс воспитания играет основную роль, так как он аккумулирует в себе работу по формированию личности ребёнка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения.
Эти причины заставляют по – новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции коррекции отклоняющегося  поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_model_vypusknika_korrektsionnoy_shkoly.docx67.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Модель выпускника Выполнила:   учитель коррекционной школы  8вида Черноморская Надежда Феодосиевна.

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос о важности и значимости воспитания детей, находящихся в условиях коррекционной школы.

Такая ситуация обусловлена рядом причин:

  1. Потребность общества в социализированных членах, освоивших элементы культуры, социальных норм и ценностей
  2. Резким разрывом между иждивенческими настроениями выпускников коррекционных школ, с одной стороны, и  реалиями сегодняшней жизни, продиктованными условиями рынка – с другой
  3. Необходимостью интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современную жизнь
  4. Несформированностью механизмов продуктивного общения у выпускников коррекционных школ, обуславливающих в перспективе их попадание в антисоциальные группировки, группы риска.

В условиях коррекционных школ –  дети получают помощь,  направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии. Процесс воспитания играет основную роль, так как он аккумулирует в себе работу по формированию личности ребёнка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения.
Эти причины заставляют по – новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции коррекции отклоняющегося  поведения.

Суть  заключается в следующем: любой ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно – развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально – культурных ценностей общества, повышению уровня воспитанности, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности

 И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники неблагодарны, пусть постараются проанализировать свою педагогически – организаторскую работу с позиции: был ли включён данный воспитанник в систематическую трудовую работу по преобразованию окружающей действительности: дизайн в быту, шитьё и вязание, разведение растений, садоводство

 Если это начинать делать с первых лет, то именно это направление будет выступать мощным преобразующим началом в коррекции дефекта. Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия,  Воспитанник должен сам приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный отбор, выработку самостоятельных идей.

 Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества

Рассмотрим воспитательные модели обучающихся на трех ступенях обучения

Воспитательная модель выпускника начальной школы

Целью начального образования является  формирование у школьников умения и желания учиться, вступать в общение с окружающими.; формировать учебные и трудовые умения и навыки; активировать интерес к творческой деятельности.

Воспитательная модель ученика начальной школы представлена следующими аспектами

  1. Оценивает  влияние своего поведения на других людей;
  2. Определяет сходства и различия между людьми и уважает их;
  3. Понимает,  что члены семьи и друзья должны проявлять заботу друг о друге.
  4. Берет ответственность на себя и разделяет ее с другими (например, хорошо себя вести, способствовать поддержанию порядка в классе, заботиться о домашних животных и т.д.);
  5. Правильно оценивает  результаты своей деятельности, испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения (например, добиваться признания своих успехов и адекватно воспринимать мнение других о себе);
  6. Размышляет  и рассуждает о несложных социальных и моральных проблемах, с которыми сталкиваются в обычной жизни (например, агрессивное поведение, справедливость и несправедливость, правда и ложь, использование денежных средств, охрана природы и т.д.);

Воспитательная модель выпускника основной  школы

Цель основной ступени  является практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование умений , способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития

К концу обучения по программе  специальной коррекционной школы

  1. Положительное отношение к учебному труду, к коллективу, родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми
  2. Овладение навыками культуры поведения и общения
  3. Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя
  4. Ориентация на активную  жизненную позицию
  5. Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обжестве
  6. Наличие эстетических и нравственных суждений

Но социальная адаптация  выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска педагогических путей своей реализации.

Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила успешно. Была заметна тенденция к частой смене работы выпускников, значительная часть их либо не работала совсем, либо работала не по приобретенной специальности.

Это было связано с глубинным качественным своеобразием дефекта учащихся коррекционных школ, особенностями их психофизического развития, а так же с состоянием обучения и воспитания.

Поэтому, основанием для начала поиска новых педагогических технологий послужил вывод, что традиционная организация трудового обучения детей с нарушениями интеллекта как профессионально – ориентированных с ранних возрастов далеко не всегда достигала желаемой цели – успешной адаптации учащихся школ VIII вида к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.

Таким образов возникла необходимость  в третьей ступени образовательного процесса

Профессиональное образование  – 3  ступень обучения (10 -12 класс).

Цель:  Социальная  адаптация  учащихся через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

 Обучение учащихся  по профильному образованию   в школе-- это наилучший способ завершения профессионально-трудовой подготовки.

Модель выпускника   специалиста рабочих профессий

Ученик,  владеющий  не только  профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способный:

  1. предложить себя на рынке труда,
  2. работать самостоятельно без помощи руководства,
  3. брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,
  4. проявлять инициативу, принимать решения,
  5. осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде,
  6. стремиться к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда,
  7. адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Доклад

                  Тема:        Модель выпускника

 специальной коррекционной школы

Выполнила: учитель дефектолог  Черноморская Н.Ф.

Нижневартовск  2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. "Теоретическая модель выпускника школы будущего".

Материал - презентация адресован клаасным руководителям. Описывает теоретическую модель выпускника школы будущего....

Модель выпускника начальных классов специальной (коррекционной) школы 8 вида

Модель ученика содержит информацию о состоянии его ЗУН, а также отражает его организационные умения, уровень речевого, сенсомоторного развития и др. В целом, модель выпускника начальной школы пр...

Модель выпускника коррекционной школы

Презентация к выступлению...

Торжественное вручение свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида

Сценарий вручения свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида....

Куда может поступить выпускник коррекционной школы 8 вида?

Выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII - VIII вида могут поступать не в любые профессиональные училища, а только в те, в которых открыты для них специальные группы. Наибол...

ПРОГРАММА ПО ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО»

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность и служит одним из методо...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Материал будет полезен к докладу на родительском собрании...