Урок по математике в 7 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин."
план-конспект урока (7 класс) по теме

Синева Людмила Анатольевна

Разработка урока с применением интеактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида»

«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

(математика, 7 класс)

                    Людмила Анатольевна Синева,

учитель математики первой категории

2013 – 2014 учебный год

Тема:

 «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел,    полученных при измерении».

Задачи:  

 - Закрепить правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении;

 - Развивать логическое мышление, на основе решения примеров данного вида, развивать            математическую речь;

- Воспитывать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация к уроку, ключ для проверки д/з, индивидуальные карточки, справочник по математике, учебник «Математика 7 класс, Т.В. Алышева, Москва, «Просвещение», 2005г.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Орг. момент.

Здравствуйте ребята.

1. Релаксационная пауза. (стоя)

-Сложите ваши ладони вместе, поднесите их к губам, мысленно вложите в ладони свое добро. А теперь поделитесь своим  добром с соседом и улыбнитесь друг другу, ведь как говорят, от улыбки станет всем теплей.

2. Проверка готовности к уроку.

-На партах у вас учебники, тетрадь, ручка, лист самооценки.

3. -Ребята, прочитайте пословицы и выберите из них 1, которая вам понравилась больше всего.

  • Без муки нет науки.
  • Была бы охота, заладится всякая работа.
  • Математика – гимнастика ума.

-Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам понравилась? В чем ее смысл?

А я хотела бы обратить ваше внимание на последнюю пословицу. Математика – гимнастика для ума потому, что она учит наблюдать, думать, делать выводы, «приводить ум в порядок». И мы сегодня постараемся привести в порядок то, что уже знаем, и к концу урока разложить по полочкам.

4. Критерии оценивания.

-На уроке вы будете оценивать себя сами и заработанный балл выставлять в соответствующую графу.

(рассмотреть лист самооценки)

-Сначала оцените свое настроение по 5-ти бальной шкале, и поставьте соответствующий балл в графу «Настроение» на начало урока. В дальнейшем работу на уроке вы будете оценивать по 2-х балльной шкале. Если работа на данном этапе выполнена:

 верно - 2б., допустил ошибку – 1б.,

не верно – 0б.

На уроке мы будем выполнять разные виды работ: и по карточкам, и у доски, и в парах, и за каждый вид работ вы будете себя оценивать. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и определим какую оценку вы заработали за урок.

Выполняют упражнение «Добро в ладошках»

Читают пословицы, выбирают ту, которая понравилась.

Комментируют свой выбор, объясняют смысл пословицы.

Рассматривают лист самооценки, ставят баллы в графу «Настроение на начало урока»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3  

II

 Проверка домашнего задания.

С. 97 № 315(2) 1 гр.- 1,2 столбик

                         2 гр.- 6 примеров

                         3 гр.- 1 столбик.

 Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга д/з. Примеры, которые решены верно отметьте +, которые неверно -. Если д/з выполнено правильно – поставьте в листе самооценки соседу 2 балла, если допущена  ошибка – 1 балл, если  более 2 ошибок – 0 баллов.

Выполняют взаимопроверку.

Выставляют баллы в лист самооценки друг другу.

 

Слайд 4

III

Актуализация опорных знаний.

1. Решение задачи.

-Послушайте одну веселую задачку:

    Во время каникул Федя Печкин проводил различные измерения. Догадайтесь, в каких мерах он измерил следующие величины.

«Стоимость тетради- 3___; продолжительность мультфильма- 20 ___;

масса кота - 4___; расстояние между деревней и городом - 50___;

 высота комнаты – 3___;

масса 2 мешков картошки-1__».

-Какие вы еще знаете величины?

 2. Определение темы и цели урока.

  -Как вы думаете, почему я взяла задание именно с числами, поученными при измерении величин?

  -И мы уже, что умеем делать с этими числами?

    А в дальнейшем мы будем еще выполнять действия умножения и деления с такими числами. Но это будет на следующих уроках.

     А тема сегодняшнего урока звучит: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».

  -Так как это уже не 1 урок по данной теме, какую мы можем поставить перед собой сегодня на уроке цель?

  Определим задачи:

- решать примеры и задачи на + и – чисел, полученных при измерении;

- развивать математическую речь;

- учиться оценивать себя самостоятельно.

3. Мотивационный блок.

  Сегодня на уроке мы будем закреплять правило сложения и вычитания чисел, поученных при измерении.

-А для чего нам необходимы эти знания?

- Какие знания нам необходимы, чтобы грамотно выполнить  сложение и вычитание именованных чисел?

 4. Предлагаю вспомнить соотношение мер:1м = …см; 1кг=…г;  1р.=…к.;  1см=…мм...

     Кто не знает наизусть таблицу соотношения мер, может воспользоваться справочником по математике.

(выставление баллов в лист самооценки за работу у доски)

Слушают задачу, вставляют названия мер.

См, мм, дм, т…

Это тема наших последних уроков.

Складывать и вычитать.

Закрепить и обобщить знания по данной теме.

Читают задачи урока.

(при оплате услуг, в магазине,  в ремонте, на других уроках …)

(алгоритм сложения и вычитания именованных чисел, таблица соотношений мер)

Дети заполняют таблицу на доске

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

IV

Закрепление и обобщение изученного материала.

 В тетради число, классная работа, тема.

1.Работа с тренажером. (даны 2 примера)

-Какое действие используется в примерах?

-Как называются числа при сложении и вычитании?

Решите примеры.

Расскажите алгоритм решения примеров.

2. Задача.

Послушайте считалку:

В 8 встал я в воскресенье.

Про Москву я книжку взял.

А открыв ее, увлекся и до 12-ти читал.

Кто б из вас мне подсказал, сколько я часов читал?

-О каком городе идет речь в считалке?

  Я не зря вам прочитала эту считалку.

-Скажите, какой приближается праздник?

-А где проходит главная елка страны?

-А почему именно в Москве?

  И мы сейчас решим задачу про елку.

Задача.

У Васи Булкина ель высотой 1м75см, у Коли Ватрушкина – на 15см выше, чем Васи, а у Феди Печкина – на 10см ниже, чем у Коли. Какой высоты ель у Феди?

-О чем говорится в задаче?

-Известно, какой высоты ель у Васи?

-Известно, какой высоты ель у Коли?

-Известно, какой высоты ель у Феди?

-Что нужно узнать?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Что нужно узнать 1 действием?

-Каким действием?

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи?

-Каким действием?

Приступаем к решению (краткая запись на слайде, решение записывают на доске).

Выставление баллов в лист самооценки.

Кстати, мы даже не задумываемся, что приносим вред природе, стремясь украсить дом именно живой елкой на какие-то пару недель. А ель за 1 год вырастает всего на 15см и чтобы вырасти высотой 2м пройдет больше 13 лет.

3. Физминутка.

Всем знакомый Федя Печкин приготовил  физминутку. Сейчас он с нами ее проведет.

4. Работа по учебнику. (в парах)

с. 97  №317(1)

Сейчас мы с вами будем работать в парах. Каждой паре будет дан пример на сложение. 1 ученик решает пример, а второй составляет   пример на вычитание по образцу.

(проверить правильность выполнения задания)

Выставление баллов в лист самооценки.

5.Работа по индивидуальным карточкам.

Сейчас вы будете выполнять задание на карточках, но эти карточки с секретом.

(1 и тот же прим. дается неск. уч-м)        

10км786м - 9км726м

= 1км 060м

= 1 верста

4км237м + 3км231м

= 7км 468м

= 1 миля

1м - 29см

= 71см

= 1 аршин

2м + 13см

= 2м 13см

= 1 сажень

-У кого был 1 пример? Сколько получилось? (спросить неск. учеников, затем показать правильный ответ-2 столбик и.т.д. Затем показать таблицу старинных мер -3столбик).

Выставление баллов в лист самооценки.

-Ребята, как вы думаете, что это?

Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами:

  • За версту видать.
  • Косая сажень в плечах.

-Как вы понимаете смысл пословиц?

записывают

Слож-е и вычит-е.

(1сл, 2сл, сумма; ум., выч., разн.)

1 ученик решает у доски, остальные в тетради.

1 ученик с места объясняет.

4 ч., 240 мин.

(о Москве)

(Новый год)

(в Москве)

(это столица нашей родины)

О елях

Да, 1м75см

Нет, но сказано на 15см выше, чем у Васи.

Нет, но сказано на 10см ниже, чем у Коли.

Какой высоты ель у Феди

Нет

Какой высоты ель у Коли

Сложением

Да

Вычитанием

(1 ученик у доски, остальные в тетради)

Выставляют баллы в лист самооценки.

1ученик решает пример на сложение, другой делает проверку, составив и решив пример на вычитание.

Дети решают примеры.

Старинные меры

объясняют

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

V

Подведение итогов.

1. Наступило время подвести итоги нашей работы.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

- Еще раз вспомните, как надо выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? Восстановите правило сложения и вычитания именованных чисел.

2. Наши знания мы разложим по полочкам.

   (заполнение полочек)

3. Вернемся к листу самооценки. Отметьте настроение на конец урока. (учитель ставит дополнительные баллы за активную работу на уроке). Ведется подсчет баллов и обсуждение оценок, которые выставили себе дети.

4. Домашнее задание. (с объяснением)

С. 98 № 318

1 группа - 1,2 столбик

2 группа – 2 столбик

3 группа – 1 столбик

5. Рефлексия.

-Что вам понравилось больше всего на уроке?

-Что вызвало затруднение?

-Что нового узнали?

 Молодцы. А теперь пожалуйста встаньте, снова повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Я говорю вам: «Спасибо за хорошую работу на уроке».

Отвечают на вопросы

Повторяют и восстанавливают правило

Подсчитывают баллы, обсуждают оценки за урок.

Записывают д/з

Отвечают

Выполняют упражнение «Подари улыбку другу».

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Ф.И. -

                    Начало урока

                        Конец урока

                      1 - 5 баллов

                         1 - 5 баллов      

Д/З

Работа  у доски

Работа с учебником

Работа

 по карточкам

Работа

 на уроке

Всего

Ф.И. -

                    Начало урока

                        Конец урока

                      1 - 5 баллов

                         1 - 5 баллов      

Д/З

Работа  у доски

Работа с учебником

Работа

 по карточкам

Работа

 на уроке

Всего