"Профессиональная ориентация"
классный час (9 класс) по теме

Родительское собрание в 9 классе в коррекционной школе в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_9_klass.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание 9 класс «Профессиональная ориентация».

Цель: Содействовать формированию у родителей отчётливых представлений о роли семьи и школы в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников.

Задачи:

  • Информировать родителей о профориентационной работе, проводимой в школе.
  • Познакомить родителей с профессиональной направленностью детей.
  • Помочь  родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.

1.Вступительное слово.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей в профессиональном самоопределении , и о том, что нужно для того, чтобы успешно с  этим справиться.

2. Мини-лекция: “Профессиональное самоопределение”.

   Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

   Сейчас очень сложный период в жизни подростка, они сталкиваются с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути. Из-за нехватки знаний о своих личностных качествах, возможностях, способностях, а также, что является важным, из-за нехватки знаний о мире профессий и требованиями предъявляемых к ним.

   На сегодняшний день в России их насчитывается более шести тысяч профессий, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

   Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – “человек-человек”, “человек-природа”, “человек-техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.

   При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если нравятся животные, растения, то будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

   Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" . Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирать следует ту профессию, где способности будут максимально реализованы, в этой деятельности  можно добиться наибольшего успеха.

  Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если общительный ребенок – больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

  Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, учащимся надо сориентироваться в трех вещах.

  • Определить, каковы их профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением "Я хочу".
  • Оценить профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность. Кроме здоровья и квалификации, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами "Я могу".
  • Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "Надо".

В том случае, если они сумеют совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

  • Интересна и привлекательна,
  • Соответствует способностям,
  • Пользуется спросом на рынке труда.

  Оказывать помощь в этом непростом выборе, безусловно, необходимо как специалистам школы, так и вам уважаемые папы и мамы.

  1. Выступление инструктора по труду: «Трудовое обучение и профориентационная работа проводимая в школе».

  1. Профориентационная работа в классе.

При проведении часа общения«Мой выбор», я постаралась расширить представление детей о различных профессиях; привить уважение и любовь к труду и людям труда.

На классном часе : «Калейдоскоп профессий, или как не ошибиться в профессиональном выборе» мы с ребятами разобрали типы профессий в зависимости от предмета труда, от условий труда,  обсудили возможные ошибка при выборе профессии.
Было проведено диагностирование «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Цель диагностирования: выявить профессиональные склонности к определённому виду деятельности.

В течение учебного года проводят экскурсии на производство и в профессиональные училища.

Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь, как я уже говорила, в этом  могут оказать родители, но вы нередко жалуютесь на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое  преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное.

4. Выступление психолога: «Помощь родителей учащимся в профессиональном самоопределении»

Одна из главных задач родителей – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной  деятельности.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

    Родители должны всегда помнить, что каждый ребенок – это индивидуальность, каждый талантлив по-своему, и каждый имеет свои задатки и способности. Их надо искать и развивать!

5. Родителям раздаются рекомендации-вкладыши.

6. Получение обратной связи. Вопросы родителей.

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

На вопрос “Кем быть?” практически невозможно ответить один раз. К нему нужно возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг, т.е. нужно идти в ногу со временем.

За ответом на вопрос “Кем быть?” стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе.  Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются “элитными”, – юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, строители, младший медицинский персонал – успехом у современной молодежи не пользуются.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь  влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

В нашей школе  в основном обучаются дети с низким уровнем интеллектуального развития.

Часто при выполнении заданий вне учебного  характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.  

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

При изучении уровня развития детей, были выявлены следующие проблемы: низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда.    

Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику коррекционной школы  достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

Необходимо разбираться в современном рынке труда, содействовать ребятам в планировании собственной карьеры, собственного будущего. Для этого проводятся воспитательские часы, дискуссии, практикумы, конкурсы, мастер-классы на тему “Мир современных профессий”.

Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.

Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – это организация встреч с представителями разных сфер деятельности. Эти встречи проводятся регулярно на воспитательских часах, мастер-классах, экскурсиях на предприятия. Дети встречались с медицинскими работниками, представителями органов внутренних дел, кондитерами, пекарями, строителями.

На воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности ребят. С этой целью в содержание каждого внеклассного мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающихся коррекционной школы VIII вида через совместную работу классного руководителявоспитателя  и родителей.

В процессе профориентационной работы важно обеспечить себе союзников в лице родителей или лиц, их заменяющих. Не у всех учащихся в нашей коррекционной школе есть родители, но у многих есть опекуны в лице бабушки, дедушки, старшей сестры или брата, других родственников.  Социологических исследований показывают, что роль родственников в профессиональном самоопределении учащихся заметно возросла. Поэтому во время встреч с родственниками, на родительских собраниях мы обязательно знакомим с выставкой работ учащихся, с выставкой фотоальбомов, презентаций по результатам проведенных экскурсий. Особенно помогают при выборе профессии встречи учеников и их родителей с выпускниками нашей школы , которые уже обучаются или закончили профессиональные училища и техникумы города.

Наша работа никогда не бывает законченной….

Рассказ классного руководителя об профессиональных училищах района и края, о профессиях которые можно получить выпускникам КГКСКОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе

Анализ работы воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»

Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профес...