Дифференциация смешиваемых букв Б-Д
план-конспект занятия по теме

 

Цели: - дифференциация кинетически сходных букв “б” и “д” путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

- активизация зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия;

- уточнение пространственной ориентировки;

- развитие фонематического слуха, навыков слогового анализа;

- развитие логического мышления;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- воспитание заботливого отношения к зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_bukv_b-d.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 4 классе

«Дифференциация смешиваемых букв б, д.»

Тема: Дифференциация смешиваемых букв б, д.  

Цели: - дифференциация кинетически сходных букв “б” и “д” путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

- активизация зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия;

- уточнение пространственной ориентировки;

- развитие фонематического слуха, навыков слогового анализа;

- развитие логического мышления;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- воспитание заботливого отношения к зимующим птицам.

Оборудование: буквы “б” и “д”, вырезанные из картона, шнурки, картинки  белки и дятла, индивидуальные зеркала, фломастеры; слоговые таблицы; карточки с заданиями под плёнкой, слова, разделённые на слоги, презентация.

Ход занятия:

1. Организацион. момент.

Посадка детей, рапорт дежурного.

2. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Предлагаю потрудиться

И всем вместе подружиться.

3. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадки:

Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям – друг? (Дятел)
Слайд 1

- Молодцы, это действительно белка и дятел. А сейчас рассмотрите картинки и скажите, какие буквы в них спрятались? (Б и Д)  Слайд 2

- Мы сегодня будем тренироваться различать буквы Б и Д и соответствующим им звукам.

4.Сравнение звуков и букв Б и Д.

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написания букв.
– Давайте вспомним, чем буква отличается от звука? 
Слайд 3

Сопоставление звуков, установление сходств и различия перед зеркалами.

Работа с зеркалом.

 [б] – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы; Слайд 4

[д] - согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у десен. Слайд 5

- Сопоставление звуков, установление сходства и различия перед зеркалами. Сходство: оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Различие: место преграды. Слайд 6

- Сопоставление звука с буквой:

  • сравнение буквы “б” с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква “б” вписывается в силуэт белки);
  • сравнение буквы “д”  с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква “д”  вписывается в силуэт дятла.

Вывод: По звуку б надо запомнить ориентир при произношении это губы, при написании – белку. По звуку д: при произношении это  дёсны, при написании – дятла.
-
Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.

5.Конструирова-

ние   букв.

1. Развитие зрительного восприятия букв.
-
 Собери из данных элементов буквы занятия.
Первая буква - строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый - овал, а второй хвостиком наверх.
(Б.) Слайд 7
Вторая буква - строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз.
(Д.) Слайд 8

Соотношение букв Б-Д. Слайд 9

2. Развитие тактильного восприятия букв.

1) – Выложите из шнурочка прописную букву б. (Аналогично выкладывают прописную букву д).

2) – Закройте глаза. В воздухе рукой напишите прописную букву б. А теперь букву д.

- Молодцы! Все хорошо справились с заданием.

 6. Дифференциация букв “б” и “д” в слогах.

1) Чтение слоговых таблиц. Слайд 10

2) Игра “Чей это хвостик?” Слайд 11

(У каждого ребенка на парте карточка)

- Элементы каких букв пропущены в слогах? Точки над или под овалом подскажут вам, чей это хвостик. Прочитайте загадочные слоги.

7.Динамическая пауза.

 Слайд 12

- Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д”  – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуком [Б], и будете приседать, когда звук [Д] услышите:

Дом, банк, боты, бант, духи, два, забота, рыба.

«Бабушка кисель варила»

        Бабушка кисель варила

(Правая рука «помешивает кисель».)

         На горушечке,        

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)

         В черепушечке

(Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку)

         Для Андрюшечки (Алёнушки).

(ладонь правой руки ложится на грудь)

         Летел, летел соколок

(Ладони правой руки ложатся на грудь)

         Через бабушкин порог.

         Вот он крыльями забил,

(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)

         Бабушкин кисель разлил,

(Руками несколько раз ударить по бокам)

         У старушечки

         На горушечке.

(Вытянуть руки вперёд и вниз, пальцы растопырить)

         Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»

(Руки вновь показывают горку)

         «Не плачь, бабуля, не рыдай!»

(Руки «Утирают слёзы»)

         Чтоб та стала весела,

(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)

         Мы наварим киселя

(Правая рука снова «помешивает кисель»)

         Во-о-от столько!

(Руки разводятся широко в стороны)

8. Дифференциация букв на уровне слова.

1.Развитие оптико-пространственных представлений.

-Какие предметы не дорисовал художник? Слайд 13

(Гриб, бабочка, ведро, чашечка с блюдцем, лист)

- В каких словах напишем букву б? В каких словах – д?

2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

Логопед раздаёт карточки со словами. Слайд 14

– Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б.  Куда смотрит второй элемент у буквы б(Вверх, вправо)

- Какие слова вы обвели, прочитайте.

3. Формирование навыков слогового анализа

 Составь слова из слогов.

– Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звуки б, д. 

Со-ба-ка, ба-ран, ло-шадь, ко-ро-ва. Слайд 15

- Назовите одним словом. Какое слово лишнее? Почему?

Мед-ведь, ка-бан, вер-блюд, бел-ка. Слайд 16

Дя-тел, во-ро-бей, го-лубь, ле-бедь. Слайд 17

- Как необходимо заботиться за зимующими птицами?

Что вы для этого делаете?

9. Физкультминутка.

Слайд 18

Пальчиковые упражнения:

 «Домик» - с речевым сопровождением:

Стоит домик выше, выше.

Есть окошки в нём и крыша.

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот такой я видел дом.

- На подоконнике стоят в горшочках комнатные цветы.

«Цветы» - с речевым сопровождением:

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

10. Работа в тетради.

Работа над ошибками.

- Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.    

Обучающиеся прописывают одну строку слово, в котором допустили ошибку при написании на предыдущем занятии.

4. Расшифровать слова.

- Здесь зашифрованы слова, в которых встречается буква б или д. Спишите слова, дописав хвостики у этих букв. Самопроверка.  

Слайд  19

оант                        оилет
оазар                       руоашка
оушно                     раоуга
оорога                     загаока

Слайд  20

(бант, базар, душно, дорога, билет, рубашка, радуга, загадка)

- Итак: Б – хвостик белки, Д – хвостик дятла.

11. Проговаривание скороговорок.

- Проговорим скороговорки о наших героях сегодняшнего урока:     Слайд 21

1) Дятел дерево долбил,

    Да не додолбил.

2) Белка очень весела:

    Белый гриб она нашла.

12. Итог занятия.

- Какие буквы мы сегодня учились различать?

- Мы ещё будем тренироваться различать эти буквы  на других занятия. Я думаю, что вы теперь не будете ошибаться в написании этих букв и будете писать правильно.  Слайд 22

                     .                  .                                                .                                 .

оа       оу        оо      оо      ио       ое      оу      уо

.                                                   .                   .                            .

                     .                  .                                                .                                 .

оа       оу        оо      оо      ио       ое      оу      уо

.                                                   .                   .                            .

                     .                  .                                                .                                 .

оа       оу        оо      оо      ио       ое      оу      уо

.                                                   .                   .                            .

                     .                  .                                                .                                 .

оа       оу        оо      оо      ио       ое      оу      уо

.                                                   .                   .                             .

                     .                  .                                                .                                 .

оа       оу        оо      оо      ио       ое      оу      уо

.                                                   .                   .                            .

                     .                  .                                                .                                 .

оа       оу        оо      оо      ио       ое      оу      уо

.                                                   .                    .                            .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференциация рукописных букв в и д

коррекция оптической дисграфии...

Дифференциация гласных букв у – ю.

Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Приложение к презентациям по дифференциации схожих букв т- ш .Конспекты логопедических занятий

Методическая разработка  занятий  по теме: дифференциация  букв т- ш. Предлагается Вашему вниманию два логопедических  занятия: первое  занятие  по дифференциации н...

Дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществля...