Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
методическая разработка (5 класс) на тему

Онипченко Олеся Владимировна

 

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков»

для школ VIII вида.

Составили учитель-логопед Онипченко О. В.

       Пояснительная записка.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков    

И - Ы,  А - Я,  О - Ё,   У - Ю,   Э - Е.

  • Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в письменной речи звуков. На занятия отводится 20 минут 3 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Направления работы:

  • Развитие восприятия речи;
  • Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
  • Развитие слуховой дифференциации;
  • Закрепление произносительной дифференциации;
  • Формирование фонематического анализа и синтеза.

Основные требования к знаниям и умениям:

По окончании курса занятий  учащийся должен:

  • Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
  • Дифференцировать поставленные звуки в связной речи.
  • Дифференцировать поставленные звуки в письменной речи.

Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.

I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

II  этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

  • Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Приблизительное календарно тематическое планирование по дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков.

На примере дифференциации звуков и - ы.

Тема занятий

Кол-во занятий

Дата проведения

По плану

По факту

Подготовительный этап.

1.

Уточнение артикуляции звуков и-ы.

1

2.

Звук и буква и-ы.

1

Этап дифференциации.

3.

Дифференциация изолированных звуков и-ы.

1

4.

Дифференциация звуков и-ы  в слогах.

1

5.

Дифференциация звуков и-ы в начале слова.

1

6.

Дифференциация звуков и-ы в середине слова.

1

7.

Дифференциация звуков и-ы в конце слова.

1

8.

Дифференциация звуков и-ы в предложениях.

1

9.

Дифференциация звуков связной

 и-ы речи.

1

10.

Дифференциация звуков и-ы при заучивании стихов.

1

Список литературы.

1. Гегелия  Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991

3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.

6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков»

для школ VIII вида.

Составили учитель-логопед Онипченко О. В.

       Пояснительная записка.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков    

И - Ы,  А - Я,  О - Ё,   У - Ю,   Э - Е.

  • Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в письменной речи звуков. На занятия отводится 20 минут 3 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Направления работы:

  • Развитие восприятия речи;
  • Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
  • Развитие слуховой дифференциации;
  • Закрепление произносительной дифференциации;
  • Формирование фонематического анализа и синтеза.

Основные требования к знаниям и умениям:

По окончании курса занятий  учащийся должен:

  • Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
  • Дифференцировать поставленные звуки в связной речи.
  • Дифференцировать поставленные звуки в письменной речи.

Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.

I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

II  этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

  • Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Приблизительное календарно тематическое планирование по дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков.

На примере дифференциации звуков и - ы.

Тема занятий

Кол-во занятий

Дата проведения

По плану

По факту

Подготовительный этап.

1.

Уточнение артикуляции звуков и-ы.

1

2.

Звук и буква и-ы.

1

Этап дифференциации.

3.

Дифференциация изолированных звуков и-ы.

1

4.

Дифференциация звуков и-ы  в слогах.

1

5.

Дифференциация звуков и-ы в начале слова.

1

6.

Дифференциация звуков и-ы в середине слова.

1

7.

Дифференциация звуков и-ы в конце слова.

1

8.

Дифференциация звуков и-ы в предложениях.

1

9.

Дифференциация звуков связной

 и-ы речи.

1

10.

Дифференциация звуков и-ы при заучивании стихов.

1

Список литературы.

1. Гегелия  Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991

3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.

6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков»

для школ VIII вида.

Составили учитель-логопед Онипченко О. В.

       Пояснительная записка.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков    

И - Ы,  А - Я,  О - Ё,   У - Ю,   Э - Е.

  • Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в письменной речи звуков. На занятия отводится 20 минут 3 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Направления работы:

  • Развитие восприятия речи;
  • Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
  • Развитие слуховой дифференциации;
  • Закрепление произносительной дифференциации;
  • Формирование фонематического анализа и синтеза.

Основные требования к знаниям и умениям:

По окончании курса занятий  учащийся должен:

  • Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
  • Дифференцировать поставленные звуки в связной речи.
  • Дифференцировать поставленные звуки в письменной речи.

Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.

I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

II  этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

  • Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Приблизительное календарно тематическое планирование по дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков.

На примере дифференциации звуков и - ы.

Тема занятий

Кол-во занятий

Дата проведения

По плану

По факту

Подготовительный этап.

1.

Уточнение артикуляции звуков и-ы.

1

2.

Звук и буква и-ы.

1

Этап дифференциации.

3.

Дифференциация изолированных звуков и-ы.

1

4.

Дифференциация звуков и-ы  в слогах.

1

5.

Дифференциация звуков и-ы в начале слова.

1

6.

Дифференциация звуков и-ы в середине слова.

1

7.

Дифференциация звуков и-ы в конце слова.

1

8.

Дифференциация звуков и-ы в предложениях.

1

9.

Дифференциация звуков связной

 и-ы речи.

1

10.

Дифференциация звуков и-ы при заучивании стихов.

1

Список литературы.

1. Гегелия  Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991

3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.

6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков»

для школ VIII вида.

Составили учитель-логопед Онипченко О. В.

       Пояснительная записка.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.

Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
  • Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков    

И - Ы,  А - Я,  О - Ё,   У - Ю,   Э - Е.

  • Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в письменной речи звуков. На занятия отводится 20 минут 3 раза в неделю.

Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Направления работы:

  • Развитие восприятия речи;
  • Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
  • Развитие слуховой дифференциации;
  • Закрепление произносительной дифференциации;
  • Формирование фонематического анализа и синтеза.

Основные требования к знаниям и умениям:

По окончании курса занятий  учащийся должен:

  • Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
  • Дифференцировать поставленные звуки в связной речи.
  • Дифференцировать поставленные звуки в письменной речи.

Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.

I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

  • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

II  этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

  • Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Приблизительное календарно тематическое планирование по дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков.

На примере дифференциации звуков и - ы.

Тема занятий

Кол-во занятий

Дата проведения

По плану

По факту

Подготовительный этап.

1.

Уточнение артикуляции звуков и-ы.

1

2.

Звук и буква и-ы.

1

Этап дифференциации.

3.

Дифференциация изолированных звуков и-ы.

1

4.

Дифференциация звуков и-ы  в слогах.

1

5.

Дифференциация звуков и-ы в начале слова.

1

6.

Дифференциация звуков и-ы в середине слова.

1

7.

Дифференциация звуков и-ы в конце слова.

1

8.

Дифференциация звуков и-ы в предложениях.

1

9.

Дифференциация звуков связной

 и-ы речи.

1

10.

Дифференциация звуков и-ы при заучивании стихов.

1

Список литературы.

1. Гегелия  Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991

3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.

6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков

Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка. Задачи:·        Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществля...

"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...