Семинар-практикум для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"
материал

Монгуш Чочагай Борисовна

Семинар - практикум для родителей на тему:

«Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна».

 

Введение

         Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

         Передо мной как  специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

         Считаю, что важнейшим направлением  логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан  рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.)

         Цель семинара - практикума: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях. Информирование родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению.  Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

         Задачи семинара-практикума:

- активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;

- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

     Предполагаемый результат семинара – практикума:  Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики  в совместной деятельности учителя-логопеда с родителями, на  логопедических коррекционно-развивающих занятиях   помогает:

- развивать артикуляционную  моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность

- поддерживать  интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в  логопедических занятиях.

        

Семинар - практикум для родителей на тему:

«Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна».

         Начнём с того, что я объясню вам, дорогие родители, что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

 К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.

 Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от “архитектуры” которого зависит качество звука.

 Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций. Но, для того, чтобы выявить изъян или нарушение, нужно представить себе, каково оно в норме. Для этого, вам придётся провести какое-то время у зеркала.

 Взглянем на себя в зеркало. Лицо должно быть спокойным, губы находятся в покое - обратите внимание. Теперь улыбнитесь. Ну-ка, пошлёпайте губами, словно говоря ПА-ПА-ПА.

 Соберите губки в трубочку.

 Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, вам понравится, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку, затем зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

 А теперь пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, “винтиком”, “трубочкой”. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта. Такое артикуляционное упражнение называется "Часики".

 Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (в этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе “высокое небо” и объемный рот.

 Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

 Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким “хлопком” через сжатые (собранные в “пучок”) губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

 А теперь просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

 Возьмите любое стихотворение, прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Каждый раз, прежде чем начать говорить, наберите в лёгкие воздух, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности.

 Познакомились со своим артикуляционным аппаратом?

 А теперь мой вам совет. Тому же самому научите своих детишек. Не важно, есть ли у них нарушения речи или нет, такая гимнастика полезна абсолютно всем. Чем лучше ребёнок будет владеть своим артикуляционным аппаратом, тем чище и правильнее будет его речь и тем меньше будет у него (да и у вас) проблем при обучении в школе.

 Логопеды советуют и раньше, но по моему опыту, дети не всегда понимают, что маме от него нужно.

 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Рекомендации по организации проведения артикуляционной гимнастики дома

 1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребенок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребенка.

 2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 3. Покажите правильное выполнение упражнения.

 4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

 5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 Существует такое понятие, как "артикуляционные позиции". Это такие позиции языка, губ и нёба, при помощи которых, тренируется артикуляционный аппарат.

 1) Упражнение "Качели" Язык опускается вниз и поднимается вверх:

 2)"Вкусное варенье" - языком облизать верхнюю и нижнюю губы:

 3)"Грибок"- необходимо присосаться кончиком языка к нёбу:

 4)"Иголочка" - максимально сузить кончик языка:

 5) "Катушка":

 6)"Лопаточка" - максимально расслабить язык и уложить его на нижние зубы и нижнюю губу:

 7)"Трубочка" - свернуть язык:

 8)"Чашечка":

 Выучите эти упражнения сами перед зеркалом. А потом научите своего ребёнка. Каждую позу желательно удерживать в течении 10 секунд. В день по три раза (10 секунд) через каждые 5-6 часов и ребёнок научится выполнять их самостоятельно.

         В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение.

 Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу,   (Е. М. Косинова.  Артикуляционная гимнастика)  которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

 Удачи вам в занятиях!

 

Литература:

 

1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

 

2. Пожиленко  Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

 

3. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

 

4. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

 

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx71.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема;  Автоматизация звука  (с) в слогах и словах.

Цель; Развивать правильное звукопроизношение звука (С) в слогах и словах.

Задачи: Научить детей выделять звук (с),  из ряда звуков, слогов, слов.

               Закрепить   правильное выполнение артикуляционных упражнений.

              Упражнять в правильном употреблении обобщающих слов.

              Воспитывать умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование;  Интерактивная доска, игрушки, в названиях которых есть звук «с», песочница для каждого ребенка, сухой бассейн для рук, массажер су - джок для каждого ребенка.

Ход организованной деятельности

Орг. момент.

- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)

- Вдруг  подул холодный ветер с-с-с закачались, сосны. ( Дети покачиваются и машут руками).

- Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. ( Дети расслабляются)

- Снова подул ветер. ( Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились).

Сообщение темы занятия.

- Как подул холодный ветер? (с-с-с).

- Сегодня мы будем повторять звук (с).

Сравнение звуков (с), (ш) по артикуляционным и акустическим признакам.

- А теперь с помощью пальцев рук покажем положение произношения звука «с».

- Пальцы левой руки будет нижние зубы, а пальцы правой руки будет язычком вот так. Когда произносим звук «с» язычок, где находится? Зади нижних зубов. А губы улыбается.

- Это есть артикуляция звука «с».

Артикуляционная гимнастика.

- «Трубочка», («хоботок»), «Красим нижние зубки» (с внутренней стороны), «Часики», «Горка»

 Произношение звуков (с) в слогах.

- Давайте подружим звук (с) с гласными звуками.

-Какие гласные звуки вы знаете, назовите?

- Звук (с) подружился со звуком (а). Что получилось? Слог (са).

- Гласный звук (о) подружился в начале со звуком (с). Слог (ос).

- Познакомились слоги: са-со, си-су.

Произношение звуков (с), (ш) в словах.

- Теперь скажите мне слова, в которых названиях есть звук  (с).

 - Если затрудняйтесь, я вам помогу.

- Здесь у нас «сухой бассейн для рук». Там спрятались различные мелкие игрушки.

Деление слов на слоги.

- Какое правило, мы вспоминаем, когда делим слово на слоги, сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Например; Что это? Стакан. Сколько слога? Два.

-Почему?

- Потому что два гласных звуков. И.т.д.

Физминутка.

Игра «Найди пару»

Цели; Закреплять названия букв русского и пальчикового алфавитов, развивать зрительное внимание и память.

 -Дети, с помощью пальцев рук можно построить буквы русского алфавита?

-С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита.

    

-Что у нас получилась?

-Слог (СА).          

Работа на песке

Давайте эту слог напишем на песке.

Прочитай Долума что ты написала.

Массаж пальцев рук с помощью массажера Су Джок

Предлагаю вам  делать самомассаж с Су Джокам.  

Домашняя работа

Давайте научим новую чистоговорку.  

Шла Саша по шоссе и сосала - сушку.

Итог

- Какой звук мы сегодня повторили произносить?

- Когда мы произносим звук «с» где находится наш язычок?

-  Спасибо вам, дети! Сегодня все работали очень хорошо.

     Дети прощаются и уходят.

Список использованной литературы

  1. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков (С), (Ш), (Р), (Л): Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2010. – 256с. + 32с. цв.вкл. – ( Серия «Популярная логопедия».
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008.- 320 с. + 8 с. цв. Вкл.- (Серия «Популярная логопедия»).
  3. Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека Логопеда) (2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органо...

Что такое артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционна гимнастика[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4510998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"64","width":"84"}}]]...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р],  его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократ...

Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика"

В своей работе по физическому развитию, использую программу Фоминой Н.А. "Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика". Мне и моим воспитанникам очень нравиться заниматься по данной программе....

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Семинар- практикум

Упражнение для развития мелкой маторики...

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения....