Упражнения и игры для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
консультация по теме
Игры и упражнения для коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно использовать на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи и в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr_dlya_razvitiya_fonematiki_u_starshikh_doshkolnikov.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.
В работе над коррекцией фонематического восприятия логопед знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью логопеда ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки.
При выполнении предложенных упражнений и игр у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Приведенные ниже игры и упражнения можно использовать как на коррекционно-логопедических занятиях, так и на занятиях по развитию речи и в повседневной жизни.
1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.
2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
3. Игра со звуком. Рассмотрим на примсере звука [И].
Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
4. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [А]:
Алла, Анна, Андрей, Алина, Александр
5. Фонетические упражнение.
Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...
Произнести вслед за взрослым отрывисто:
Маша вздыхает: 0-0-0...
Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.
6. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):
Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.
7.Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Логопед предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
Игра проводится в быстром темпе
8.Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за.»
9.Игра "Кто самый внимательный?"-.
У каждого на столе лежит по 3 картинки. Дети должны отобрать только ту, в названии которой есть звух X:
дом, мяч, петух;
окно, мох, сыр;
муха, вода, пух и т, д.
Выигрывает тот ребенок, который запомнил и повторил все картинки со звуком Х (петух, мох, муха, пух).
10.Игра "Расскажи, что ты хочешь делать?"
На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: "я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье".
Затем организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: "Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?", "Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?"
Успехов !
Список литературы.
1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман
2.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие
3.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преодоления фонематических нарушений речи
В статье раскрывается методика работы над преодолением фонематических нарушений речи....
Упражнения, которые помогут в преодолении дислексии.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушен...
Коррекционно-развивающие упражнения по преодолению нарушений письменной речи
Сборник (альбом) коррекционно-развивающих упражнений по преодолению нарушений письменной речи...
Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.
Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает так...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Упражнения и игры для развития речи детей 3-5 лет»
На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика...
Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"
В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффе...
Семинар-практикум "Упражнения и игры для развития познавательных процессов и речи у детей 3-7 лет"
Игры направлены на развитие всез ВПФ...