Упражнения и игры для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
консультация по теме

Барановская Лилия Анатольевна

Игры и упражнения для коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно использовать на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи и в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для преодоления недоразвития фонематической  стороны речи у старших  дошкольников.

 Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.

 В работе над коррекцией фонематического восприятия логопед знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью логопеда ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки.

При выполнении предложенных упражнений и игр  у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Приведенные ниже игры и упражнения можно использовать как на коррекционно-логопедических занятиях, так и на занятиях по развитию речи и в повседневной жизни.

1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).

Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

 3. Игра со звуком. Рассмотрим на примсере звука [И].

Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

4. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [А]:

Алла, Анна, Андрей, Алина, Александр

5. Фонетические упражнение.

Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:

Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...

Произнести вслед за взрослым отрывисто:

Маша вздыхает: 0-0-0...

Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.

 6. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

7.Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Логопед  предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

Игра проводится в быстром темпе

8.Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за.»

9.Игра "Кто самый внимательный?"-.

У каждого на столе лежит по 3 картинки. Дети должны отобрать только ту, в названии которой есть звух X:

дом, мяч, петух;

окно, мох, сыр;

муха, вода, пух и т, д.

Выигрывает тот ребенок, который запомнил и повторил все картинки со звуком Х (петух, мох, муха, пух).

10.Игра "Расскажи, что ты хочешь делать?"

На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: "я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье".

Затем организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: "Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?", "Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?"

Успехов !

Список литературы.

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман

2.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие

3.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преодоления фонематических нарушений речи

В статье раскрывается методика работы над преодолением фонематических нарушений речи....

Упражнения, которые помогут в преодолении дислексии.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушен...

Коррекционно-развивающие упражнения по преодолению нарушений письменной речи

Сборник (альбом)  коррекционно-развивающих упражнений по преодолению нарушений письменной речи...

Логопед советует родителям. Специфические ошибки письма школьников и упражнения для возможности их преодоления.

Очень часто родители детей, испытывающих трудности в обучении письму, приложившие немало усилий к занятиям со своими детьми, встают перед вопросом:» Почему не получается? Почему мой ребенок делает так...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Упражнения и игры для развития речи детей 3-5 лет»

На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие  развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика...

Статья "ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКА-ЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИ-ЕМ РЕЧИ"

В статье содержится исследование по изучению особенностей формирования художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке системы более эффе...