И снова об экологии
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Павлова Людмила Михайловна.

Занятие посвящено экологическому воспитанию детей, бережному отношению к природе,растительному и животному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_snova_ob_ekologii.docx26.79 КБ
Файл prezentatsiya_i_snova_ob_ekologii.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

И СНОВА ОБ ЭКОЛОГИИ

Воспитатель. Здравствуйте, ребята и наши гости. Ребята, кто может назвать точную дату             сегодняшнего дня? В каком веке мы живём?

Удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых  волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.        

Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и других нашу прекрасную планету.

Эти вопросы мы обсудим на нашем занятии, которое называется «И снова об экологии», задумаемся, сделаем выводы. ( Звучит фонограмма « Голоса птиц».) Слайды.

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки, синицы!

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, со всей природой, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которые мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Чтец.                        Есть просто храм.

                        Есть храм науки.

                        А есть ещё природы храм –

                        С лесами, тянущими руки

                        Навстречу солнцу и ветрам.

                        Он свят в любое время года,

                        Открыт для нас в любую стынь,

                        Входи сюда,

                        Будь сердцем чуток,

                        Не оскверняй её святынь!

Ребята, о чём это стихотворение? (О лесе, о том, что нужно беречь лес.)   

Ребята, а что страшнее всего для леса?

( Высказывания детей: пожар, мусор, рубка, засуха.)    Слайды.

Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность, безответственность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего – чего, а уж лесов на белом свете видимо – невидимо, никто их не сеял, не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.

Но будет ли?

( Высказывания детей.)

Да, вы правы.  Мать – природа щедро дарит людям лес, свои дары и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.

К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.

Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми.

Судья. Ребята, что такое «озоновая дыра»? Как вы понимаете эти слова? (Высказывания детей.) (Дать понятие, что такое озоновые дыры.)

А в чём причина образования озоновых дыр, давайте послушаем выступление обвинителя «Природа».  

Выступление обвинителя «Природа».   

За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате озоновый слой становится тоньше, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта всё больше и больше загрязняют атмосферу.

Судья. Какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух стал чище? (Дать задание на листочках.) ( Высказывания детей.)

Судья. Правильно, ребята, чтобы воздух стал чище нужно использовать очистительные сооружения; фильтры для очистки воздуха;  сажать деревья, цветы; предприятия с  замкнутым циклом производства (на таких предприятиях нет сточных вод, загрязнённую воду там очищают и снова используют); использовать  двигатели  на солнечных батарейках; электростанции, использующие источники энергии – солнечную энергию, ветер, приливно – отливные волны. Слайды.

Судья. Ребята, почему медики всё чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах?

(Высказывания детей.)           

Выступление обвинителя «Природа».

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы  целлюлозно – бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.

Судья. Океан – мировая свалка и сточная яма, задыхается от грязи, теряет способность к самоочищению. В наших интересах сохранить его чистоту. Артерии планеты это реки, они не должны быть засоренными пластиковыми бутылками, пакетами, банками и другим мусором. Вода это кровь Земли, она должна течь в них хрустальными струями.

Ребята, а как обстоят дела в нашей республике Марий Эл,  в Моркинском районе и в нашем посёлке Октябрьский. Слайды.

По территории нашей республики протекает 476 рек и ручьёв, протяжённостью 7 тысяч километров, находится 689 озёр, 437 болот. Реки и озёра Марий Эл считаются одними из самых чистых в европейской части России, вода из них используется в разных целях.

Моркинский район расположен в бассейне среднего течения реки Илеть на левобережье Волги. По территории района протекает Илеть и её правый приток Юшут, а также небольшие речки. На территории района находится 50 мелких озёр. Три из которых охраняются государством – Круглое (Ергешьер), Долгое (Кужьер), Чёрное (Шучьер). Также в районе находится 33 родника и ключа.

Судья. Ребята, у нас в республике много рек и ручьёв, озёр и болот. В нашем Моркинском районе 50 озёр, 33 родника и ключа. А наш посёлок Октябрьский, в котором мы с вами живём, находится между двумя чистыми речками Вончей и Убой. Река Вонча считается самой чистой не только в Европе, но и во всём мире. Так что мы с вами можем гордиться, что живём в республике Марий Эл, в Моркинском районе и в посёлке Октябрьский.  

Большая часть водных ресурсов земли сегодня загрязнена. В некоторых странах мира люди страдают от нехватки питьевой воды, умирает всё живое. Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему. Так давайте беречь её.

Судья. Ребята, а почему нужно беречь воду?

(Ответы детей: потому что пресной воды очень мало.)

Судья. Предлагаю решить экологическую задачу. Слайд.

 Из неисправного крана в школе постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л – целое ведро. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

(Дети решают задачу.)

Судья. Прошу сделать вывод.                                        

(Высказывания детей.)

80 л воды – 10 вёдер вытекает из крана за перемену в  10 минут. Много это или мало?  (Ответы детей.) Вот видите, сколько воды вытекает за одну перемену. Когда вы видите, что из крана течёт вода, пожалуйста, не проходите мимо, и не ждите, что кто – то другой закроет кран.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

 Физкультминутка. Упражнение на релаксацию « Превращение из семени в дерево».

В далёкой стране жил – был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал несколько новых аллей в своем саду. В этом году он решил посадить маленький лесок из семян, подаренных ему друзьями. Семена были от разных деревьев. Это были жёлуди старого дуба, лёгкие самолётики клёна, липовый цвет.

( Каждому выдаётся по одному семени в руку, предлагается представить себя данным семенем, присесть на пол и сжаться в комочек, зажать свою голову руками).

Садовник очень нежно отнёсся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с ними, (ходит между детьми,  гладит их, что – то нашёптывает, улыбается).

Вот наступила весна, и с первыми тёплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки, (дети потихоньку поднимаются).

У ростков раскрываются листочки (руки вверх), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки разжимаются) и маленький росток превращается в крепкое молодое дерево.

Весна сменяется жарким летом. Молодые деревья растут, улыбаются и кланяются соседним  деревцам, приветствуя их по утрам, (дети выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое дерево щедро благодарит садовника своими плодами, (дети отдают свои плоды садовнику).

Молодцы, отдохнули, садитесь по своим местам, продолжим наше занятие.

Судья. Демонстрация Красной книги.

Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?

(Высказывания детей.)

Давайте представим, что в лес пришли горе – туристы, отдыхающие. Что произойдёт? Что останется после них?

(Ответы детей: вытаптывают травы, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья и т. д.)

Что нельзя делать в лесу?

(Ответы детей: рвать цветы, рвать ягоды и грибы с корнем; кричать в лесу и слушать громко музыку; вырезать ножом надписи на деревьях; разорять муравейники и птичьи гнёзда; ловить насекомых, змей и ящериц; уносить домой ежей и птенцов; жечь костры, а если зажгли, то не оставлять после себя пепелище, хорошо его затушить; разбивать бутылки и оставлять после себя мусор; ломать ветки деревьев и рубить их.)  

Слайды.

У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, ландыш, венерин башмачок, тюльпан, зверобой, пион тонколистный, лилия. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газа и дыма – в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни на земле.

Какие выводы, ребята, вы сделала из сегодняшнего занятия? Что нового узнали?  (Высказывания детей.)

Заключение судьи. Итак, выслушав обвинителя и ваши ответы, мы установили, что 25 тыс. видов растений планеты на грани уничтожения.

Узнали что такое «озоновая дыра» и в чём причина её образования. Какие меры нужно предпринять для того, чтобы воздух стал чище (сажать деревья и цветы, нужно использовать очистительные сооружения, электростанции, предприятия с замкнутым циклом производства, использовать двигатели на солнечных батарейках).

Загрязнён Тихий океан, на Земле мало пресной воды и что её нужно беречь. Узнали также, что в республике Марий Эл много рек, ручьёв, озёр и болот, и что реки нашей республики считаются самыми чистыми не только в европейской части России, но и в мире.

Также мы сегодня повторили правила поведения в лесу. Поговорили о Красной книге и растениях, которые в неё занесены.

Поняли, что нельзя относиться к природе потребительски.

Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу  и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.

Поэтому выносим решение – пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями – животными.

Наша планета.                                                                                                Есть одна планета – сад                         

                                В этом космосе холодном.

                                  Только здесь леса шумят,

                                Птиц скликая перелётных,

                                Лишь на ней одной цветут

                                Ландыши в траве зелёной,

                                И стрекозы только тут

                                В речку смотрят удивлённо.

                                Береги свою планету, -  

                                Ведь другой, похожей, нету.

На этом наше занятие подошло к концу, спасибо всем за внимание.

Цели:

Формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Образовательная: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательная: преодоление в характере обучающихся потребительского отношения к природе.

Коррекционная: развитие навыков анализа. Коррекция мышления на основе упражнений на установление причинно – следственных связей.

1.Очистительные сооружения для очистки воздуха.

2.Жечь костры и мусор.

3. Двигатели на солнечных батарейках.

4.Не сажать деревья.

5.Фильтры для очистки воздуха.

6.Посадка зелёных насаждений.

7.Электростанции, использующие источники энергии – солнечную энергию, ветер, приливно – отливные волны.

1.Очистительные сооружения для очистки воздуха.

2.Жечь костры и мусор.

3. Двигатели на солнечных батарейках.

4.Не сажать деревья.

5.Фильтры для очистки воздуха.

6.Посадка зелёных насаждений.

7.Электростанции, использующие источники энергии – солнечную энергию, ветер, приливно – отливные волны.

1.Очистительные сооружения для очистки воздуха.

2.Жечь костры и мусор.

3. Двигатели на солнечных батарейках.

4.Не сажать деревья.

5.Фильтры для очистки воздуха.

6.Посадка зелёных насаждений.

7.Электростанции, использующие источники энергии – солнечную энергию, ветер, приливно – отливные волны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И СНОВА ОБ ЭКОЛОГИИ

Слайд 13

Озоновая дыра-это разрушение защитного слоя земли

Слайд 36

Из неисправного крана в школе постоянно течет вода . Школьники подсчитали , что за 1 минуту воды вытекает 8 литров - целое ведро . А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

Слайд 41

ПОДСНЕЖНИКИ

Слайд 42

ЛАНДЫШИ

Слайд 44

ЛИЛИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

ДЕНЬ ЗНАНИЙ "Снова осень,снова вместе"

Сценарий реализован  на базе Центра реабилитации инвалидов(ментальные инвалиды).Фрагментарно может быть использован в ДОУ(старший возраст),начальная школа....

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

И снова мы на «Экологии моего края»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23965515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 225px; width: 300px;"}}]]8 ноября в г. Архангельске ученики Обоз...