Интегрированный урок технологии (швейное дело) и социально-бытовой ориентировки (СБО) в 9 классе «В стране мастериц». Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина О.Е.
методическая разработка (9 класс) по теме

Лепёшкина Ольга Евгеньевна

Тема: «В стране мастериц».

Тип урока: урок-игра.

Цель урока: обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения по разделу «Технология обработки ткани» и разделам «Семья» и «Жилище».

Задачи:

·       формировать навыки культуры труда: точность и аккуратность, экономность, умение планировать свою деятельность;

·       способствовать развитию речи учащихся, умению сравнивать и анализировать, выделять главное, критично оценивать свою работу;

·       формировать познавательный интерес к предметам;

·       воспитывать личностные качества: уверенность, коммуникабельность, терпение, трудолюбие и экономность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov.uroki_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок технологии (швейное дело) и социально-бытовой ориентировки (СБО) в 9 классе «В стране мастериц».

 Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина О.Е.

Тема: «В стране мастериц».

Тип урока: урок-игра.

Цель урока: обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения по разделу «Технология обработки ткани» и разделам «Семья» и «Жилище».

Задачи:

  • формировать навыки культуры труда: точность и аккуратность, экономность, умение планировать свою деятельность;
  • способствовать развитию речи учащихся, умению сравнивать и анализировать, выделять главное, критично оценивать свою работу;
  • формировать познавательный интерес к предметам;
  • воспитывать личностные качества: уверенность, коммуникабельность, терпение, трудолюбие и экономность.

Оборудование: магнитная доска, ИКТ, швейная машина с ножным приводом, ножницы, иглы, портновский мелок, лоскуты хлопчатобумажной ткани, льняное полотно, карточки-задания с образцами ткани, карточки-схемы последовательного выполнения машинных швов, карточки в форме лепестков ромашки, шкатулка-сундучок, открытки – «валентинки», тесьма, планка для панно, образцы оберегов, готовые заготовка поделок из солёного теста (тестопластика) петушка и подсолнуха, образцы разных круп, фасоль, мак, орешки, монеты, клей-момент.

Методы обучения: опрос, инструктаж, дидактические игры, практическая работа.

Форма проведения: игра – путешествие.

Ход урока:

Организационный момент: Учитель СБО:

Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

А урок наш необычный, вот и гости к нам пришли.

Все гостям мы очень рады, радёшеньки,

Не утаим от них ничегошеньки!

Сообщение темы урока.

Наш урок – путешествие в Страну мастериц. В пути вы постарайтесь вспомнить всё, чему научились на уроках технологии по обработке ткани и уроках социально-бытовой ориентировки. Эти знания вам помогут в подготовке к экзаменам. Каждый правильный ответ будет оцениваться открыткой – «валентинкой», которая пригодится вам в дальнейшем.

Итак, в добрый путь!

Первая остановка – станция «Храбрый портняжка».

В доме храброго портняжки много разных инструментов для работы. Некоторые из них нам сегодня тоже пригодятся. Найти эти инструменты можно отгадав загадки:

  1. Бежит свинка, золотая спинка, носочек стальной, а хвостик льняной. (Иголка с ниткой).
  2. Инструмент бывалый – не большой, не малый, у него полно забот: он и режет и стрижет. (Ножницы).
  3. То назад, то вперёд, ходит, бродит пароход, остановишь – горе, продырявит море. (Утюг).

Учитель технологии:

Во время работы храбрый портняжка использует различные ткани.

А что вы знаете о тканях?

  • Из чего ткут ткань?
  • На экране дано схематическое изображение структуры ткани. Что означает позиция 1 на данном изображении? (Кромка). Позиция 2? (Нить основы). Позиция 3? (Нить утка).
  • Назовите вид переплетения.
  • Что собой представляет ткань? (Длинная широкая лента, полученная переплетением нитей основы и утка.)
  • Что относится к отделке ткани? (Отбеливание,крашение.)

Задание 1. На образце ткани без кромки определите направление нити основы.

Задание 2. Дидактическая игра «Сундучок»,– определить на ощупь вид ткани.

Следующая станция – «Мастер Самоделкин».

В его гараже находятся разные машины, даже швейные. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы изучили швейные машины.

Вопросы:

  1. При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение? (При помощи привода.)
  2. Какие приводы вы знаете? (Ручной, ножной, электрический.)
  3. Как правильно вставить машинную иголку в игловодитель? (По длинному желобку.)

Задание 1. Рассмотрите  рисунок «Ножной привод швейной машины» и вставьте названия пропущенных деталей. (Педаль, ремень.)

Задание 2. Рассмотрите рисунок машинной иглы и определите какие части иглы не названы. (Колба, остриё.)

Учитель СБО:

Дальнейшая станция – «Поляна чудес».

На этой поляне вы должны посадить цветы не простые, а волшебные. Проведём соревнование, для этого нужны три человека. Даны сердцевинки трёх ромашек: на одной написаны правила работы с ножницами, на другой – с иглой, на третьей – с клеем. Необходимо каждой ромашке подобрать подходящие лепестки. Выполняя данное задание, вы повторите правила безопасной работы с инструментами, что важно для  сохранения здоровья.

Впереди станция «Белошвеек».

Белошвейками в старину называли мастериц. Которые шили красивое бельё. Посмотрим, кто из вас мог бы состязаться с белошвейками.

Учитель технологии:

На экране изображены условные изображения машинных швов.

Задание 1. Каким номером обозначены проекции швов?

  1. Стачной шов;
  2. Шов вподгибку с закрытым срезом;
  3. Двойной шов;
  4. Запошивочный шов.

Задание 2. Выполните стачной шов.

Следующая остановка – «Ателье Модний».

(Показ слайдов). В нашем ателье изготавливают всевозможные изделия: косынки, фартуки, сорочки и пижамы, юбки и халаты разных фасонов. Наши девочки-мастерицы сшили для школьных выступлений хакасские национальные стилизованные костюмы. Своё мастерство они сейчас продемонстрируют, правильно выполнив задания. Вопросы на магнитной доске:

  • Какая мерка определяет размер изделия?
  • Составьте план по изготовлению изделия.
  • Нарисуйте деталь спинки.
  • Определите контурные линии на детали.

Учитель СБО:

Конечный пункт нашего путешествия – станция «Хозяюшка».

Как и в любые времена, современная хозяюшка должна уметь многое: шить, вязать, стирать, вышивать, вкусно готовить разные блюда, хорошо и со вкусом одеваться. Заботиться о своих домочадцах. Вы уже многому научились. Но кроме этого, в давние времена хозяйка умела оберегать свой дом. У каждой хозяйки в доме были обереги. В наши времена многие традиции к нам возвращаются. Поэтому я сегодня хочу вас познакомить с некоторыми видами оберегов. Оберег – символ счастья и достатка в доме. Он оберегает дом и семью от злого умысла и дурного глаза. (Рассматриваются виды оберегов.)

Ребята, вы заметили, что во многих оберегах присутствуют дары природы, так как они несут в себе энергетическую силу.

  • Подсолнух – символ солнца и жизни.
  • Крупы – символ хозяйственности.
  • Кукуруза – дарует здоровье детям.
  • Орех – долголетие.
  • Бобовые символизируют силу.
  • Тыква – плодородие и достаток.
  • Мак – изгоняет злой дух.

Кроме этого присутствуют:

  • Монеты – символ богатства.
  • Петушок – символ дружбы.

Сегодня мы с вами научимся выполнять панно-оберег, и вначале нашей работы небольшая игра поможет вам сосредоточиться и подобрать материал для поделки.

Игра «Определи на слух и ощупь». Так как крупы разные по размеру, поэтому на ощупь и по звучанию можно определить отличия и угадать их виды. (Проводится игра, подбирается материал для панно.)

Практическая работа.

Распределение обязанностей.

Самостоятельная работа учащихся.

Контроль и при необходимости помощь педагога.

Взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся.

Итог урока.

Демонстрация готового панно-оберега.

Подсчёт «Валентинок».

Выставление оценок.

Урок социально-бытовой ориентировки в 6 классе.  (Этно-культурная составляющая).

Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина Ольга Евгеньевна.

 Тема: «Заваривание чая по хакасским народным традициям».

Цель: учить заваривать чайный напиток по правилам, соблюдая народные традиции.

Задачи.

Обучающие: систематизировать и обобщить теоретические знания по завариванию чайного напитка.

Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, внимания, практических умений и навыков, самостоятельности; формировать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, желание больше знать о ней; уважительное отношение к национальным традициям народностей, проживающих на территории родного края; коммуникабельность и культуру общения.

Тип урока:

Наглядность и оборудование:

  • разрезные пословицы;
  • ИКТ;
  • мультимедийные презентации «Природа Хакасии» и «Чай для здоровья по народным традициям»;
  • карточки со словарными словами;
  • индивидуальные карточки для учащихся с текстом о пользе чайного напитка;
  • таблицы по технике безопасности и последовательности заваривания чая;
  • пиалы, посуда к чаю, скатерти, самовар. Полотенца, прихватки, фартуки, косынки, колпаки (для мальчиков);
  • угощение к чаю;
  • образцы разных видов чая;
  • плакаты с пословицами и поговорками по теме;
  • хакасское национальное блюдо к чаю «Талган».

Словарные слова: чабрец, пиала, впрок, талган, эликсир.

Ход урока:

I Организационный момент. (Ученики приглашаются в класс, подходят к учителю).

Учитель.  Придумано кем-то просто и мудро

                При встрече здороваться: Доброе утро!

                -Доброе утро! Солнцу и птицам!

                -Доброе утро! Улыбчивым лицам!

                -Доброе утро, ребята! Я желаю всем вам крепкого здоровья, радости и прекрасного настроения!

Сегодня вас ждёт необычный урок, а в чём его необычность вы вскоре убедитесь. Но вначале небольшая разминка.

Дидактическое упражнение на внимание: «Сядет тот, кто назовёт дни недели, не называя их названий… (сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра и т.д., по мере называния, ребята рассаживаются по своим местам).

II Сообщение темы урока.

 – Сегодня на уроке мы будем учиться заваривать чай не совсем обычным способом. Вы познакомитесь с народными традициями заваривания этого полезного напитка. Как вы думаете, каким образом можно заварить чай? (выслушиваются ответы учащихся). Вот в процессе урока вы и сравните свои представления с действительными. Для того, чтобы урок прошёл плодотворно, каждый из вас должен быть внимательным, активным, наблюдательным, последовательным, от этого будут зависеть ваши оценки в конце урока.

1 этап урока. (Стук в дверь, входит гостья в хакасском национальном костюме, здоровается на хакасском языке).

 – Ребята, я узнала тему вашего урока и решила поделиться умением заваривать чай по традициям хакасского народа. Вы знаете, что наша Хакасия, многонациональная республика. Коренные жители, хакасы, очень гостеприимный народ. Издавна существует традиция угощать гостей чаем, в народе даже сложили пословицу, с которой вы можете познакомиться, проследив по стрелочкам глазами и прочесть её.

                                                         пьёшь,

                                                                                      возьмёшь?

Чай

               силы

                                                                                                   откуда

                                                   не

«Чай не пьёшь, откуда силы возьмёшь?

Представители моего народа очень любят использовать для приготовления чайного напитка разнообразные травы, которые в изобилии произрастают на территории Хакасии. Особой любовью пользуется трава чабрец, которая растёт как в лесах, так и в полях. Для чая берут свежую траву или высушенную заранее, заготовленную впрок (демонстрирует учащимся в пиале сухую траву, даёт понюхать её аромат). А ещё я пришла в гости не с пустыми руками. В другой пиале у меня для вас угощение. Когда приготовим чайный напиток, я хотела бы угостить вас хакасским национальным блюдом. Это талган – молотое зерно пшеницы и ячменя с мёдом и маслом (демонстрирует в пиале блюдо).

Учитель приглашает гостью остаться на весь урок, проводит словарную работу: чабрец, пиала, впрок, талган.

 Учитель.

 – Ребята, как вы думаете, откуда появилось выражение: малая Родина? (ответы учащихся). Правильно, страна у нас очень большая, а то место, где человек родился и вырос, это и есть его малая Родина. Для нас с вами этим местом является родная Хакасия. У нас в народе говорят:»Хакасия – золотое дно». Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Природа Хакасии», а вы подумайте, почему появилось такое выражение.

(После просмотра обсуждение мнений учащихся: как богата природа Хакасии разнообразной растительностью, которую народ активно использует с пользой для своего здоровья.)

2 этап урока.

Учитель.

 – Немного истории: в Россию чай попал в 1638 году. Монгольский правитель подарил чайные листы русскому царю. Чай в те времена был очень дорогим удовольствием и для бедных крестьян был недоступен. Поэтому в народе собирали травы, ягоды и фрукты, сушили их впрок, а в долгие зимние вечера пили свой чайный напиток.

(Показ презентации «Чай для здоровья по народным традициям».)

Обсуждение способов заваривания чая из разных трав и ягод, которые использовал народ и имеющихся в наличии, из которых в дальнейшем будут заваривать чай на уроке:

 – шиповник,

 – брусника,

 – смородина,

 – чабрец.

 Для того, чтобы приготовить полезный и ароматный чайный напиток, как вы уже догадались, необязательно использовать традиционную заварку. Что вы можете добавить из своего опыта, какой чай любят заваривать в ваших семьях?  (ответы ребят).

(Учащиеся получают индивидуальные карточки с текстом, прочитывают про себя, затем учитель предлагает по очереди озвучить вслух каждому из ребят по одной строчке.)

  1. В правильно заваренном чае находится 130 полезных веществ.
  2. Чай давно считают целебным напитком, он усиливает работоспособность и снимает усталость.
  3. Чай очищает желудок, почки и печень.
  4. Помогает усвоению пищи, вот почему его полезно пить после еды.
  5. Помогает при простудных и воспалительных заболеваниях.
  6. После чаепития улучшается настроение, люди становятся благодушными и миролюбивыми.

Учитель.  –  Подведём итог о пользе чая строками из стихотворения:

 «Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

   Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

   Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.

   С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир.

Словарное слово:  эликсир.

III Практическая работа.

 – На следующем этапе нашего урока будем учиться заваривать чай.

Вначале рассмотрим таблицу, которая вам в этом поможет.

  1. Сполоснуть чайник горячей водой.
  2. Засыпать 3-4 ложки заварки.
  3. Залить 1/3 чайника кипятком.
  4. Настоять 4-5 минут.

При заваривании чая необходимо обязательно помнить о технике безопасности:

  • Перед включением прибора в сеть, проверте исправность шнура.
  • Включайте и выключайте вилку сухими руками, держа её за корпус.
  • По окончании работы выньте вилку из розетки.
  • Наливайте горячую жидкость в стеклянную посуду осторожно!

Учащиеся делятся на подгруппы, под наблюдением гостьи и учителя распределяют роли для заваривания чая, контролируют правильность и последовательность действий друг друга. (Каждая подгруппа наливает свой напиток в пиалу: чай с чабрецом, с шиповником, смородиной).

Проводится дидактическая игра «Угадай на вкус и запах», с закрытыми глазами, только по запаху или вкусу необходимо определить, какой заваренный чай предложен.

IV Заключительная часть.

Учитель.

 – Теперь можно гостей встречать, да чаем угощать. Талган уже на столе.

Что ещё можно подать к чаю угадаем по загадкам, которые приготовили ребята:

  • Маленькое, сдобное, колесо съедобное,

Я одна его не съем – разделю ребятам всем. (Бублик.)

  • Что на сковороду наливают,

Затем вчетверо сгибают? (Блин.)

  • Каждый, каждый с ним знаком – вот берётся теста ком,

Запекают в нём творог, получается…(Пирог.)

  • Сладкий, но не сахар, липкий, но не клей

Вкусный, но не конфета.  (Мёд.)

  • Бел, как снег, в чести у всех: в рот попал – там и пропал. (Сахар.)
  • От него здоровье, сила и румяность щёк всегда.

Белое, а не белила, жидкое, а не вода. (Молоко.)

Итог урока.

Ребята, давайте обсудим, кто узнал для себя что-то новое в процессе урока? (даётся слово каждому учащемуся). Какие ошибки надо избегать при заваривании чайного напитка?

Вы сегодня все были активны, хорошо работали в течение урока, заслуживаете отличные оценки.

Подошло время чаепития. Встречаем гостей пословицами и поговорками:

«Много гостей – много новостей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Математика - швейное дело. «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Конспект интегрированного урока  математики и швейного дела  «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида....

Урок социально-бытовой ориентировки в 6 классе. (Этно-культурная составляющая). Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина Ольга Евгеньевна.

Тема: «Заваривание чая по хакасским народным традициям».Цель: учить заваривать чайный напиток по правилам, соблюдая народные традиции.Задачи.Обучающие: систематизировать и обобщить теоретические...

урок по швейному делу "Способы обработки нижнего среза платья" 9 класс

Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания необходимые для самостоятельного изготовления платья. ...

Мастер-класс "ИКТ на уроках технологии (швейного дела)"

Использование цифровых технологий на уроках...

Развитие творческих форм обучения и активности учащихся на уроках технологии (швейное дело)

А если пойти за учеником? Дать ему возможность воплотить самую фантастическую идею, помочь ему лишь методически, т.е. взять нужный инструмент, использовать его наиболее эффективным образом, выбрать по...

ДОКЛАД на МО учителей технологии №2 01.11.2018 по теме «Особенности работы с технологическими картами на уроках технологии (швейное дело)»

В изученной мною методической литературе указывается на то, что наглядные пособия и инструкционно-технолгические карты в коррекционной школе должны применяться с учётом особенностей восприятия детей и...