урок по швейному делу "Способы обработки нижнего среза платья" 9 класс
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

Качаева Алёна Геннадьевна

 Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания необходимые для самостоятельного изготовления платья.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plate.rar2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Способы обработки нижнего среза платья»    9 класс.

 Цели:   обобщить и систематизировать теоретические и практические знания необходимые для самостоятельного изготовления платья.  

Задачи

- образовательная: закреплять и систематизировать знания учащихся о способах обработки нижнего среза платья;  

 - коррекционно-развивающая: коррекция мыслительных операций (классификации, анализа-синтеза) коррекция словесно-логического мышления; развивать умение строить последовательное умозаключение.

 - воспитательная: воспитывать мотивацию к обучению, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, эстетический вкус, культуру поведения.

Оборудование для учеников: раздаточные карточки, изделия (платья).

Оборудование для учителя: карточки с рядом словосочетаний, образцы с различными видами обработки нижнего среза платья, мультимедийное оборудование.

 Словарь:  декатирование .

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1.  Рапорт дежурного.
  2.  Проверка внешнего вида.
  3.  Настрой учащихся на работу:

 Если вы меня видите – помашите, если вы меня слышите – похлопайте, а если вы мне рады – то улыбнитесь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, которые получили на предыдущих уроках по теме: Изготовление прямого цельнокроеного платья.

  1. Проверка раннее изученного материала.

Беседа по вопросам.

- Скажите, на какие виды делится одежда? (Плечевая и поясная)
- Назовите плечевую одежду? (платье, блузка, жилет и т.д.)
- Назовите поясную одежду? (юбка, брюки, шорты и т.д.)
Над каким изделием мы работали на предыдущих уроках? (над платьем).
На какие виды делятся платья по покрою? (отрезные и цельнокроеные).
С какими видами отрезного платья мы познакомились? (отрезное по линии талии и линии бедер).
Покажите на рисунке, какое платье отрезное по линии талии, а какое отрезное по линии бедер? 
Какое платье вы изготавливали? (Отрезное по линии талии).
Сравните эти изделия. Что в них общего? (Это платья и они отрезные).
А чем они отличаются друг от друга? (одно отрезное по линии талии, а другое по линии бедер).

IV. Обобщение и систематизация учебного материала.

 -  Что ты знаешь о платьях?

1.«История платья»  (презентация).
2.Давайте представим, что мы швеи, работаем в ателье. Нам поступил заказ на изготовление прямого цельнокроеного платья.
Для того, чтобы сшить платье или какое-то другое изделие, швея должна продумать последовательность изготовления изделия. 
Перед вами план изготовления изделия. Познакомьтесь с ним. Как вы думаете, все ли здесь правильно? (Нет).
А что неверно? Исправьте план. (Самостоятельная работа учащихся)
Задание:
Для того чтобы выполнить пошив изделие мы выполняем 6 основных этапов. Здесь последовательность выполняемой работы вразброс. Расставьте по порядку этапы изготовления изделия.

  • Подготовить выкройку
  • Построить чертёж
  • Снятие мерок
  • Шитье
  •  Раскрой
  •  Последняя обработка

(Одна учащаяся выходит к доске и составляет план, озвучивает, остальные проверяют и исправляют, если неправильно).
Обратимся к нашему плану. Что в первую очередь должна сделать швея, для того, чтобы сшить какое- то изделие? (Снять мерки). 
Напишите на доске мерки, которые нужно снять для построения чертежа выкройки платья (одна учащаяся) и покажите на манекене, как правильно их снять (другая учащаяся)
Какие детали имеет выкройка прямого цельнокроеного платья?
Как называются эти детали? (деталь переда и деталь спинки). 
Что между ними общего? (Это детали платья, у них есть вытачки, линии талии и бедер).
А чем отличается деталь переда от детали спинки? (На детали переда нагрудная вытачка и горловина глубже).
Швея должна безошибочно знать названия не только деталей, но и контурных срезов.
Давайте вспомним линии и контурные срезы деталей выкройки. (На доске основа выкройки платья, дети берут карточки с названиями линий и контурных срезов и прикрепляют на соответствующие линии). 

Физминутка.

- Я буду показывать шов. Если он относится к соединительным швам, вы хлопаете 2 раза в ладоши, а если – к краевым, то вы поднимаете руки вверх.

Назовите следующий этап изготовления платья (раскрой). Что швея должна сделать с тканью, прежде чем начать выкраивать детали изделия? (Подготовить ткань к раскрою).

(В таблице подобрать к терминам содержание работы).
^ К терминам

Декатирование ткани.
Определите лицевую сторону ткани.
Осмотрите ткань на наличие дефектов.
Определить направление рисунка или ворса.

 подберите содержание работы. 


Термины


Содержание работы



Влажно-тепловая обработка материала

для предотвращения последующей

усадки.



По четкости рисунка, по блеску, по

 кромке, 

по направлению ворса





Разложить детали выкройки так, чтобы дефект не попал на деталь





Детали выкройки нужно разложить в

 одном направлении


- Что такое декатирование ткани? (Декатирование – это обработка паром или водой для предотвращения усадки или растяжки в готовом изделии).
- Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани? (по четкости рисунка, по блеску, по кромке, по направлению ворса).
- Если на ткани обнаружен дефект? (раскладываем детали выкройки так, чтобы дефект не попал на деталь).
- Если направление рисунка в одну сторону? (Детали выкройки нужно разложить в одном направлении).
(После выполнения задания учащиеся зачитывают, что получилось.)

После того, как швея подготовила ткань к раскрою, можно производить раскрой деталей изделия.
 - Давайте вспомним, какие швы применяли при пошиве платья? (соединительные, краевые и обтачные). 
- Где применяются соединительные швы? (стачивают боковые, плечевые швы)
- А где применяются обтачные швы? (При обработке горловины и пройм подкройной обтачкой).
- Где применяются краевые швы? (обрабатывают низ изделия).

Обсуждение способов обработки нижнего среза платья.

– Мы уже обрабатывали нижний срез на образцах.  

 – На какие две группы по способу выполнения их можно разделить? (машинный и ручной способы)
– От чего зависит выбор способа обработки нижнего среза? (
От вида ткани и фасона платья.)

(Учитель размещает на доске карточки: “Способы обработки нижнего среза платья”, “машинные способы”, “ручные способы”).

                    Машинный способ                          Ручной способ

Шов вподгибку с закрытым срезом

  Зигзагообразная

строчка

Тесьма

Крестообразный

         стежок

Косой стежок

Окантовочный шов

Шов вподгибку с открытым срезом

Потайной  стежок

 

Учащиеся с низкими учебными возможностями отвечают на вопросы, опираясь на ранее выполненные образцы.

– Я раздаю вам образцы с различными видами обработки нижнего среза платья. Ваша задача назвать вид шва,  и определить к какой группе относится данный шов.

Учащиеся рассматривают образцы, определяют вид обработки и дают характеристику образца в устном ответе. Затем прикрепляют образец согласно данной характеристике.  (Ответы учащихся.)


Последний этап изготовления нашего изделия (окончательная отделка изделия) – утюжка (Учащимся предлагаются карточки с терминологией утюжильных работ.
(К содержанию работы подобрать термины).

Задание: К содержанию работы подберите термины. 


Термины


Содержание работы



Разложить припуски шва на две стороны

 и закрепить их в таком положении.



Влажно-тепловая обработка материала

 для предотвращения последующей

усадки.



Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку.



Уменьшить толщину шва или края

детали.





Уложить припуски шва на одну сторону

 и закрепить их в таком положении.



V. Заключительная часть урока.
Подведение итогов:
Что должна знать и уметь швея, чтобы сшить изделие?

Какими способами можно обработать нижний срез платья?

От чего зависит выбор способа?
Оценки за урок.
^ Итог урока: 
Итак, вы получили знания необходимые для самостоятельного изготовления платья. Зная эти приемы, и умея их выполнять, вы без труда сможете изготавливать самые разнообразные швейные изделия. Это поможет в вашей дальнейшей жизни сэкономит ваш бюджет и даже вы можете зарабатывать на этом. Ведь не всегда можно подобрать в магазине или на рынке вещь, подходящую для вас. 
Урок закончен.
 

Дополнительная информация к слайдам.

1. Древнегреческий стиль (слайд 3, 4).

По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Для этого времени характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника. Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так, например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный, пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей. Аристократки имели в своём гардеробе пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты. Это свидетельствует не только об утончённом вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

2. Готический стиль (слайд 5).

Заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Наиболее выразительным было украшение головы конусообразными “шляпами”, которые напоминали башни готического собора. Мужчины носили короткую куртку, штаны в обтяжку, обрисовывающими фигуру. Дополняла наряд остроносая обувь. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивкой и мехами.

3. Ренессанс (слайд 6, 7, 8).

Мода Ренессанса зародилась в Италии – колыбели эпохи Возрождения. Для этого стиля характерна монументальность фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, обнажаются шея и руки. Ренессанская мода, как говорили ее теоретики, прежде всего, должна была быть богатой. И это богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в оформлении рукавов. Узкий элегантный рукав ренессанского платья ХV века, сначала на локтях, а потом и в пройме, был разрезан. Вероятно, эту капризную деталь можно объяснить требованием времени уделить особое внимание ловкости, подвижности. Впервые в этот период женская одежда стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто зашнурованный. Женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Мужской костюм был стилизован под костюм рыцаря. Но средневекового рыцаря сменил кавалер в придворном платье из атласа, парчи, бархата. Короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой. Жёсткие кружевные воротники глубоко защищали шею. Удобством эта одежда не отличалась. Обувь начинают шить из кожи, украшают жемчугом, лентами, шнурками и пряжками.

4. Барокко (слайд 9, 10).

Одежда стиля барокко характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной куполообразной юбкой. Лифы стали шнуроваться. Видную роль в одежде играют рукава они дополнены манжетами с кружевами в виде кулька, которые достигали почти локтя. Женское платье избавилось от широких юбок на обручах, линии стали более мягкими и плавными. У мужчин испанские, короткие дутые штаны в виде трубок удлинились ниже колен, а вместе с ними изменилась и обувь. Высокие военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в виде кулька, наполняли кружевами. Кавалеры носят длинные вьющиеся волосы, мягкую плоскую фетровую шляпу, украшенную перьями, и плащ. Кружева используют для своей одежды и мужчины, и женщины. Драгоценности теперь пользуются гораздо меньшей популярностью, нежели раньше. Однако, в целом одежда той поры во многом проще одежды предыдущих эпох.

5. Рококо (слайд 11, 12).

Это был период, когда массовое производство одежды и специализированная торговля модными аксессуарами приобретают большой размах. С этого времени в Англии стало известно слово кринолин. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. Изготовление их, по большей части вручную, требовало бесконечно много времени. С усовершенствованием швейных машин появился искусственный кринолин. Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

6. Классицизм (слайд 13, 14).

Совершается логический переход всех склонных к классицизму тенденций к античности. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно. Обнажается декольте. Новый стиль характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.

7. Ампир (слайд15, 16).

Освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры. Форму головы подчёркивают гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые укладывались в сеточку или заплетались в косы. Единственным украшением были локоны. Драгоценности в виде камей, ожерелья, колье вызывают большой интерес. На голове носят чепцы и шляпы самых различных форм. В этот период упростились мужские костюмы, главным требованием стали хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Фрак, как правило, был обычно темных тонов. У рубашек – высокие воротники и галстук, который “подпирает голову согласно надлежащего, достойного положения”. Дневной костюм дополнялся цилиндром. Обувь низкая, плоская, без каблука.

8. Романтизм (слайд 17, 18).

Попадаем в эпоху, когда наступает “распад стилей”. Вновь в платье появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается. Для подчёркивания талии вновь требуются корсеты. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Они бывали так велики, что их соответствующий “вздутый вид” необходимо было поддерживать китовым усом. Снова увлекаются драгоценностями; большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, броши, декоративные гребни. Шляпы, близкие по форме к чепцу, украшались цветами, лентами и воланами. Сильно открытая шея позволяет “выделить” голову, и тогда опять стали применять сложные причёски. Они бывали весьма искусны, часто напоминая, например, декоративную архитектуру. В зимний период пальто заменяется пальто – образными платьями из толстых шерстяных тканей. Поверх платья одевали только широкие пелерины. Длина юбки сократилась, поэтому стал виден ботинок на более высоком каблуке со шнуровкой. Мужской костюм становится более сдержанным. К фраку полагаются длинные брюки, незаменимый цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще большее внимание. Верхняя одежда, пальто, шьется по фигуре. На ногах носили полуботинки, высокие сапоги. Самым большим криком моды стали сюртуки.

9. Модерн (слайд 19, 20, 21).

Стремительное изменение форм платья - от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина – цветок, женщина салонов, театров, эта женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение. В конце XIX мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и “ветчинообразными” рукавами, помогающий созданию одежды в стиле модерн (придающий фигуре “S-образную” форму).

10. Гарсон (слайд 22).

В моде наступает коренной перелом – совершенно преобразился силуэт женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Костюм теперь умышленно разделяется на две части – на лиф и юбку. Длина юбки едва прикрывает колени. Линия талии опускается на бока, поэтому лиф становится длиннее. Глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажены. В моде какая-то полудевичья, полумальчишеская фигура. Женщина - мальчик прилежно занимается спортом, танцует фокстрот и чарльстон. Она борется с лишним весом, ибо идеалом теперь является высокая стройная женщина. Самой большой новостью в истории моды стали открытые ноги, на которых были шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли. К этим нарядам носили шляпки с широкими полями, глубоко посаженные на голову. Бижутерия и драгоценности играли важную роль в оформлении особенно вечернего туалета. Жемчуга и кораллы, богатые вышивки на шёлке и тончайшем крепдешине в большом выборе предлагались лучшими парижскими салонами, которые и в дальнейшем задавали тон в этой области. Но наряду с модой - люкс, в женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные, так и домашние, юбки, свитера, которые до сего времени остаются в ней. Мужская мода, хотя и не даёт возможностей для особых нововведений, но всё-таки и они очевидны. В моде новая одежда – чёрный жакет с жилетом и полосатые брюки. Для торжественных случаев предпочитают смокинг, который по своей линии отвечает современному общественному вкусу. Цилиндр и котелок уступают место мягкой фетровой шляпе. Постепенно стал преобладать спортивный тип одежды в той среде, где раньше был допустим только светский костюм.

Вывод: (слайд 23)

История одежды с древнейших времён до наших дней является “зеркалом”, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обработка нижнего среза юбки.Виды обработки нижнего среза юбок.

Урок по швейному делу в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате VIII вида с презентацией....

Конспект урока по швейному делу "Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой"

Открытый урок в 6 классе " Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой". Урок разработан с использованием интерактивной доски Smart....

урок по швейному делу в 6 классе по теме: "Обработка нижнего среза ночной сорочки".

«Обработка нижнего среза ночной сорочки». Цель урока: Закрепить знания и умения по изготовлению изделия «Ночная сорочка с круглым вырезом». Задачи: Закрепить теоретические и практические знания п...

Технологическая карта открытого занятия по швейному делу "Обработка нижнего среза фартука двойной косой обтачкой " в 6 классе

Технологическая карта открытого занятия по швейному делу "Обработка нижнего среза фартука двойной косой обтачкой " в 6 классе...

Конспект урока по предмету "Профессионально-трудовое обучение" по теме "Пошив блузки. Обработка нижнего среза», 8 класс . 2021 год

Данный материал содержит конспект урока и презентацию. В нем показаны основные приемы и формы работы на уроке....