Развитие творческих форм обучения и активности учащихся на уроках технологии (швейное дело)
статья по технологии (9 класс)

А если пойти за учеником? Дать ему возможность воплотить самую фантастическую идею, помочь ему лишь методически, т.е. взять нужный инструмент, использовать его наиболее эффективным образом, выбрать подходящие ему материалы, организовать правильно рабочее место. И оставить его наедине с его идеей, с его фантазиями.

Все это возможно только в том случае, если ребенок вооружен определенными умениями и навыками работы, может рационально использовать материалы, другими словами, обладает «школой» творчества. Если же этого нет, педагог невольно подключается к процессу «свободного» труда ребенка: подсказка, совет, предостережение. Это может раздражать юного творца, снизить его интерес к работе, он может постепенно утратить самостоятельность в воплощении своей идеи, оставим его наедине со своим произведением. Постараемся проанализировать свою реакцию на его порыв, на его идею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №565

Кировского района Санкт-Петербурга

Развитие творческих форм обучения и активности учащихся на уроках технологии (швейное дело)

Топчий ТатьянаГеннадьевна, учитель технологии

Творчество - это создание чего-то нового, желательно яркого, интересного для создателя и окружающих, творчество - это процесс, в котором напряжены эмоциональные силы, волевые качества личности, ярко выражается индивидуальность творца.

Начинается этот процесс с рождения идеи, т.е. задумка создателя - тот воображаемый результат, который кажется ему наиболее ярким воплощением его идеи. Подчас юный творец не может ясно и точно объяснить, чего он хочет достигнуть в результате. В этом случае помощь педагога очень нужна и совместно ребенок и взрослый, понимая друг друга, приходят к ясному для каждого результату - осознание идеи произведения и, попутно, методов ее достижения.

Но бывает и так, что идея ребенка слишком фантастична, несовершенна, непонятна даже ему самому и, по мнению педагога, нереальна. В этом случае можно убедить ученика отказаться от нее, идти проверенным путем, тем путем, который гарантирует результативность и успех в работе. В этом случае педагог выступает как «мягкий диктатор» и, используя арсенал педагогических средств, добивается своего, - нивелирует, упрощает совместную работу, устраняет трудности на пути достижения результата.

Рассуждая, размышляя о таком ходе событий, невольно употребляешь термины: обучение, побуждение, приучение, формирование. И все это с оттенком ограничения индивидуальных способностей ученика, подавления его инициативы. Не полного, авторитарного подавления, а все же введение его порыва в какие-то рамки, общепринятые каноны.

А если пойти за учеником? Дать ему возможность воплотить самую фантастическую идею, помочь ему лишь методически, т.е. взять нужный инструмент, использовать его наиболее эффективным образом, выбрать подходящие ему материалы, организовать правильно рабочее место. И оставить его наедине с его идеей, с его фантазиями.

Все это возможно только в том случае, если ребенок вооружен определенными умениями и навыками работы, может рационально использовать материалы, другими словами, обладает «школой» творчества. Если же этого нет, педагог невольно подключается к процессу «свободного» труда ребенка: подсказка, совет, предостережение. Это может раздражать юного творца, снизить его интерес к работе, он может постепенно утратить самостоятельность в воплощении своей идеи, оставим его наедине со своим произведением. Постараемся проанализировать свою реакцию на его порыв, на его идею.

В первый момент и педагога может заинтересовать то, что предложил ребенок, то к чему он стремиться. Но уже очень скоро опытный взрослый понимает, что идея его почти не имеет воплощения в реальное произведение, это чистая детская фантазия, что у ребенка не получится то, что он задумал, ребенка ждет разочарование, некий душевный удар.

Задача педагога очень непроста: не давить на ребенка и помочь ему избежать душевной травмы. Может быть, разделить с ним неудачу, тем самым дать надежду на будущий успех. Еще одно сомнение может, и должно, посетить педагога: необычная, несовершенная идея ученика. Что это одномоментный порыв, каприз, желание выделиться из общего числа, может быть, протест против привычных заданий и форм работы или действительно рождение оригинального, талантливого творца- художника-мастера. В этом случае может помочь только знание индивидуальности ребенка. Знание его внутреннего мира, потребностей, интересов, особенностей характера, бережнее всего педагог должен относиться к ученику, сберегая его индивидуальность. Пытливый ум детей, желание самореализации у каждого проявляется по-разному, определить степень будущности сегодняшних творческих исканий и порывов у ребят очень нелегко. Это большой и, тоже творческий, труд педагога. Это его смелость в принятии решений: разрешить или не разрешить безграничное, свободное проявление своих способностей. Это умение научить юного творца объективно оценить свою работу.

Может случиться, что у ребенка действительно получилась интересная оригинальная, необычная работа, Он горд и счастлив. Он - победил. Не получится ли так, что он решил, что победил не самого себя, а своего учителя. Не начнет ли в нем развиваться самовлюбленность, «звездность»? Да и что в этом плохого? Или, все-таки, это не лучшие качества? Важнее уверенность в себе, самоуважение, желание не останавливаться на достигнутом. И вновь рядом должен быть мудрый наставник, человек - к мнению которого ребенок прислушивается, кого он уважает и ценит. Хорошо, если юных победитель поймет, что без учителя у него не получился бы его шедевр. А если нет? Выходит, даже успех воспитанника может создавать новые педагогические проблемы.

А если неудача? Ученик может приписать ее учителю. Мол, он виноват в том, что воплощение его «гениальной идеи» получилось не таким, как предполагалось. Получается, что ответственность за неудачу переложена на руководителя, несмотря на то, что ученик получил поддержку и ему не мешали трудиться. Обнадежить, успокоить, ободрить и внушить ученику уверенность в будущих успехах - труд педагога. Думаю, что в первое время не надо анализировать причины неудачи, а просто приободрить ребенка, а затем уже тактично и аргументировано разобраться в том, что помешало достигнуть успеха, непременно найти положительные, интересные моменты в работе, оригинальные фрагменты произведения. Размышлять, рассуждать вместе с автором, не поучать его, а помогать ему.

Бывает так, что некоторые ребята просто не готовы выполнять поставленную учителем, или выбранную самостоятельно цель. Причины в негативном отношении к этому виду деятельности. Семь, друзья, знакомые могут внушить ребенку, что это ненужное, зряшное занятие, толку от этого мало, просто совсем нет. Груз негативного отношения к занятиям, к самой творческой деятельности, которая предполагает необходимость стараться, трудиться, прилагать усилия, рождает в ребенке протест, а протест выражается в нестандартном поведении, в шалости, в небрежности и тому подобном. Как заинтересовать ученика, как помочь ему в этой проблеме. Применить авторитарные методы, практически сделать за него работу самый легкий путь. Но есть путь труднее, но успешнее. Мне думается, что если ученик увидит, как любит свое дело учитель, как уверен в том, что это интересное, нужное, полезное и, главное, увлекательное дело - он, невольно заинтересуется этим. Не сразу, но постепенно, шаг за шагом, от одного успеха к следующему, от оной работы, заслуживающей интереса окружающих, к другой, можно сформировать у ребенка положительное отношение к творческому процессу, понимание, что время проведенное в создании художественных произведений - время потраченное с пользой.

 Главное - это не борьба личностей: педагог-учение. Главное - совместная работа, совместная увлеченность. Взаимное уважение интересов. И педагог в этом играет главную роль, наверное, надо показать ребенку, что ты глубоко уважаешь его интересы, принимаешь и понимаешь его сомнения, даже отрицания, что ты не давишь на него авторитетом, а хочешь помочь ему раскрыть свои таланты, а они у него, несомненно, есть. И то, что ты можешь это сделать. Ты - мастер, учитель, наставник. Если ученик поверит тебе, то результаты не будут отрицательными. Трудно, очень трудно учить беспокойного, подвижного фантазера, но, мне кажется, что это увлекательное занятие.

 Переступая порог творческой мастерской педагог всегда должен быть готов к импровизации во взаимоотношениях с детьми, должен быть готов простить, просто «не заметить» маленькую шалость, стремиться не вызвать  отвращения к гой деятельности, которой сейчас предстоит заниматься ученику и педагогу. Вместе. Рука об руку.

Напрашивается вопрос: готова ли я? Думаю, что вся работа педагога поиск ответа на вопросы, разрешения проблем. Поиск методов и приемов формирования черт личности учеников, или развитие черт, уже заложенных ранее, ответа на вопрос: как привлечь интерес учеников к творческой работе, как поставить цель, чтобы она была привлекательная, как организовать деятельность, чтобы эта цель была достигнута.

Практические знания, опыт - большая помощь при ответе на вопросы, которые стоят перед учителем. Но со временем убеждаешься, что опыт других педагогов, труда, освещающие теоретические положения педагогической науки, - это большая помощь для ищущего современного учителя. Теория педагогики - это фундамент, опора, своего рода проверка для учителя, правильно ли строятся отношения с учеником, все ли аспекты, влияющие на формирование личности учтены.

Знакомство, изучение достижений современной педагогической науки несомненно важно для практикующего педагога. Можно принимать педагогические взгляды ученых без сомнений, можно с ними спорить, но иметь представления о различных взглядах ученых и практиков на проблемы воспитания, обучения, формирования личности ребенка - неотъемлемая часть работы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и прог...

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта -Выступление на заседании методического объединения шклы...

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности...