Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Ц - Ч
план-конспект занятия по теме

Галий Людмила Ивановна

Групповое логопедическое занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация фонем, имеющих

акустико-артикуляционное сходство: Ц - Ч»

1 занятие по теме

Цель: продолжать учить детей различать на слух согласные звуки [Ч]-[Ц] и обозначать их на письме буквами.

Задачи: развитие фонематического слуха, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, работа над грамматическим строем речи, продолжение работы над расширением словарного запаса.

Оборудование: рабочие тетради, демонстрационный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Послушайте двустишия. Какой звук чаще других повторяется в них?

На крыльЦе  одна  синиЦа,

Просит сальЦа и водиЦы.

Ел Чернику граЧ с утра

Стал Черней, Чем был вЧера.

- Сегодня мы будем работать со звуками  [Ц] и [Ч].

II. Основная часть.

  • уточнение артикуляционного уклада звуков [Ц] и [Ч].
  • характеристика звуков [Ц] и [Ч].
  • сходство и различие звуков [Ц] и [Ч].
  • обозначение звуков [Ц] и [Ч] буквами:

Вот какая буква «Ц»:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:

«Ч» мы пишем, как «четыре».

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

- Припомните птиц, о которых говорилось в двустишиях. (СИНИЦА, ГРАЧ)

http://vbgcity.ru/sites/default/files/images/didaktichieskiie_kartochki__-_Liesnyie_ptitsy.jpghttp://simatika.ru/img/600/600/303.jpg

1. Повторение слоговых рядов.

- Птицы запели. Внимательно слушайте их песню, запоминайте и повторяйте.

2. Работа на листе с буквами Ц и Ч.

- Возьмите лист. Каким цветом закрашены буквы? Почему? Обозначьте положение губ и языка. 

3.  «Кто есть кто?»

- Посмотрите на таблицу. Найдите в ячейках таблицы птиц. Кто в нижней левой ячейке таблицы? Кто в нижней правой ячейке таблицы? Что изображено над таблицей? (СЦЕНА). Именно туда спешат синица и грач, потому что они … . А вот кто они, вы узнаете, если пройдёте по маршруту и соберёте буквы. Вместо прочерка добавьте букву Ц или Ч.

 

*

*

А

*

-

*

А

*

-

*

*

И

*

*

*

*

В

*

*

Б

*

Е

*

У

*

*

*

Т

*

*

*

*

Р

*

*

http://vbgcity.ru/sites/default/files/images/didaktichieskiie_kartochki__-_Liesnyie_ptitsy.jpg

*

П

*

*

*

http://simatika.ru/img/600/600/303.jpg

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

http://vbgcity.ru/sites/default/files/images/didaktichieskiie_kartochki__-_Liesnyie_ptitsy.jpg

*

*

*

*

*

http://simatika.ru/img/600/600/303.jpg

4. «Размести зрителей»

- Певица и трубач  - это … артисты. Поэтому они и спешат на сцену. У них сегодня … концерт. У каждого артиста есть свои поклонники. Вот и на сегодняшний концерт собрались зрители.  Пришли (выставляются картинки, дети называют профессию):

ПЛИТОЧНИК, ОФИЦИАНТ, ЛЁТЧИК, ПРОДАВЕЦ, ТАНЦОР, ПЧЕЛОВОД, КУЗНЕЦ, ПОГРАНИЧНИК.

- Кто-то пришел послушать певицу-синицу, а кто-то грача-трубача. Всех необходимо посадить на свои места. Рассадим гостей в два ряда. В первый ряд поклонников синицы, а  во второй ряд поклонников грача.

Слова записываются в два столбика.

Ц

Ч

ОФИЦИАНТ

ТАНЦОР

КУЗНЕЦ ПРОДАВЕЦ

ПЛИТОЧНИК

ЛЁТЧИК

ПЧЕЛОВОД

ПОГРАНИЧНИК

5. «Собери слово»

- Зрители после концерта отблагодарили артистов. Что они им подарили, вы узнаете, если:

  • в первом слове первого столбика обведите в кружок 3-ю букву,

во 2 – 4, в 3 – 5, в 4 – 3.

  • в первом слове второго столбика обведите в кружок 4-ю букву,

во 2 – 6, в 3 – 6, в 4 – 8.

Дети называют обведенные буквы и они выставляются на доске:

И  Ц  Е  О  Т  К  В  Ч  

- Из данных букв, составьте слово.  Запишите его. ЦВЕТОЧКИ   

6. «Подбор слов-признаков».

- Скажите, эти цветочки были какие? Дети подбирают как можно больше слов-признаков. Записываются только слова-признаки с буквами Ц и Ч. (Например: ПАХУЧИЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ)

7. Вставь пропущенную букву.

- Выставляются картинки с изображением цветов.

На доске таблички со словами. Прочитайте названия цветов, добавляя пропущенную букву Ч или Ц.

Ака___ия,   ___ерёмуха,    мать-и-ма___еха,   нар___исс,  ___ертополох, ___истотел, гиа___инт.

Соотнести названия с изображением. Дать определение каждому цветку.

8.  Добавь букву. (резервное)

- Прочитайте слова, добавляя букву Ч или Ц.

Пти___а, ___айник, ули___а, ов___а, ове___ка, у___ени___а, гор___и___ца, меся___, пе___енье, ле___ ение, продаве___, дворе___, ___угун, колоде___, ка___ели, ___елка, вол___и___ца, шпри___,тане___, дра___ун, огуре___, о___енка, пев___ы, коль___цо, мотто___икл, ___исло, полотен___е.

III. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

                                       

*

*

А

*

-

*

А

*

-

*

*

И

*

*

*

*

В

*

*

Б

*

Е

*

У

*

*

*

Т

*

*

*

*

Р

*

*

http://vbgcity.ru/sites/default/files/images/didaktichieskiie_kartochki__-_Liesnyie_ptitsy.jpg

*

П

*

*

*

http://simatika.ru/img/600/600/303.jpg

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

http://vbgcity.ru/sites/default/files/images/didaktichieskiie_kartochki__-_Liesnyie_ptitsy.jpg

*

*

*

*

*

http://simatika.ru/img/600/600/303.jpg


 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр «Лото» для формирования навыка дифференциации фонем

Стендовый доклад "Использование игр «Лото» для формирования навыка дифференциации фонем" был представлен в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образова...

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)Логопедическая тема: дифференциация фонем, имеющих акусти...

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»

Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада  при дифференц...

Методический материал "Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство"

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопрои...