Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л
план-конспект занятия по теме

Михайловская Ирина Викторовна

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л»

2 занятие по теме

Цель: учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л.

Задачи:  развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного  и слогового анализа и синтеза, продолжение работы над расширением словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Послушайте четверостишия. Какой звук чаще повторяется?

Спит суРок в пРостоРной ноРке,

У суРка ноРа на гоРке.

ПодошёЛ к Лотку Лука,

Лук купиЛ Лука с Лотка.

- Сегодня мы продолжаем  работать  со звуками  [Р] и [Л].

II. Основная часть.

  • уточнение артикуляционного уклада [Р] и [Л];
  • характеристика звуков [Р] и [Л];
  • сходство и различие звуков [Р] и [Л];
  • обозначение звуков [Р] и [Л]буквами.

Буква «Р» - на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

  1. Составь цепочку.

- Составьте цепочку слов так, чтобы последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. В каждом подобранном слове должен быть звук [Р] или [Л]. Записать цепочку слов.

РОЛИКИ             ИГОЛКА               АКВАРИУМ              …

  1. Определение места звука в слове.

- Определите,  какой по счету звук [Р] в  словах:

ОРКЕСТР  ТРАНСПОРТ  КИЛОМЕТР

Проверка: 2-7, 2-8, 8

- Определите,  какой по счету звук [Л] в  словах:

КАРНАВАЛ  БАЛАЛАЙКА РАЗДЕВАЛКА

Проверка:  8, 3-5, 8

3. Составь слово.

- На доске слова, но чтобы их прочесть, нужно поставить буквы в правильном порядке и добавить пропущенные буквы Л и Р. После прочтения слова появляется  соответствующая картинка.

ОВК __     ЁО__С     ОС__КОА     АС__И     __ВЕ     ОНС__

  1. Поставь по росту.

- Прочтите слова, выстроив буквы в порядке убывания размера букв.

Запишите слова в левую коленку таблицы.

 - голоден

 - силён

 - упрям

 - болтлив

 - хитёр

 - храбрый

  1. Составь словосочетание.

- Припомните названия каких животных,  вы составляли в предыдущем задании. Запишите их в правую колонку таблицы.

- Соедините линиями слова трёх колонок так, чтобы получились устойчивые словосочетания.

6. Добавь букву.

- Прочитайте стихотворение, добавляя пропущенные буквы Р и Л. Прочитать стихотворение выразительно.

__ыбо__ов

__ыбо__ов, __ыбо__ов,
__асскажи п__о свой у__ов.
- Ка__п ушё__ и вся п__отва

Мимо __одки п__оп__ы__а.
А ка__ась с к__ючка со__ва__ся.

Без у__ова я оста__ся!

Но зато попа__ась г__елка,
__у__ь, ст__е__а, __у__он, та__е__ка,

П__я__ка, зе__ка__о, све__ __о,
Ма__ме__ад, жу__на__, к__ы__о
Где найти такой у__ов?»
«Где? В ст__ане к__асивых с__ов.»

III. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

ГОЛОДЕН

СИЛЁН

УПРЯМ

БОЛТЛИВ

ХИТЁР

ХРАБРЫЙ

КАК

ЛИСА

ОСЁЛ

СОРОКА

ВОЛК

ЛЕВ

СЛОН

Д Г Л Е О Н О

И Н С Ё Л

ЛБВОИТЛ

Р П У М Я

ХРЁТИ

БРЫЙАРХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л

Учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л...

Рабочая тетрадь для дополнительных занятий на дифференциацию букв имеющих кинетическое сходство. а - о

Смешение букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических мер тормоз...

Интеллектуальная карта "Акустико-артикуляционный образ звука "Л"

Интеллектуальная карта "Акустико-артикуляционный образв звука "Л"...

Методический материал "Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство"

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопрои...