Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л
план-конспект занятия по теме

Галий Людмила Ивановна

Учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx796.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л»

1 занятие по теме

Цель: учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л.

Задачи:  развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного  и слогового анализа и синтеза, продолжение работы над расширением словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Отгадайте загадки.  Выделите первые звуки в словах-отгадках.

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

(РОМАШКА)

Крошечные чашечки развесил,

Словно бусинки, на стебельке

И, должно быть, думает о лесе,

Солнечной лужайке и реке. (ЛАНДЫШ)

- Сегодня мы  будем работать  со звуками  [Р] и [Л].

II. Основная часть.

  • уточнение артикуляционного уклада [Р] и [Л];
  • характеристика звуков [Р] и [Л];
  • сходство и различие звуков [Р] и [Л];
  • обозначение звуков [Р] и [Л]буквами.

Буква «Р» - на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

     1. Слоговой ряд.

- Я буду говорить цепочку слогов, а вы внимательно слушайте, запоминайте и повторяйте за мной.

  1. Замени звук.

- Я буду говорить слова. Замените в них звук [Р] на [Л], а звук [Л] на [Р].

БУРКА – БУЛКА

ТЁРКА – ТЁЛКА

БЛОШКИ – БРОШКИ

БОРТ – БОЛТ

ПАРКА — ПАЛКА

ЛОЖКИ — РОЖКИ

ЖАРКИЙ — ЖАЛКИЙ

СВАРКА — СВАЛКА

КОПИРКА — КОПИЛКА

На доску вывешиваются пары слов.

– Чем слова отличаются по написанию?

  1. Добавь букву.

- Прочитайте слова. Добавьте пропущенные буквы Р и Л. Запишите слова в столбик.

П__ОШ__ОГОДНИЙ  ЖЕ__ЕЗНОДО__ОЖНЫЕ __АВНОСТО__ОННИЙ ФА__ФО__ОВАЯ __АСК__АДНОЕ БЫСТ__ОК__Ы__ЫЙ  ОСТ__АЯ  ТА__АНТ__ИВАЯ   ОГ__ОМНЫЙ  

  1. Составь словосочетание.

- Рассмотрите картинки. Назовите слова. Составьте с ними словосочетания, подбирая к подходящим по смыслу словам из предыдущего задания.

ПРОШЛОГОДНИЙ КАЛЕНДАРЬ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ РЕЛЬСЫ

РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

ФАРФОРОВАЯ ТАРЕЛКА

РАСКЛАДНОЕ  КРЕСЛО

БЫСТРОКРЫЛЫЙ ОРЁЛ

ОСТРАЯ СТРЕЛА

ТАЛАНТЛИВАЯ  БАЛЕРИНА

ОГРОМНЫЙ  ПРЯМОУГОЛЬНИК

  1. «Что не так?»

- Прочитайте. Какие ошибки допустил автор?

Ёлочка стоит на горке,
зелены её 
Егорки. (ИГОЛКИ)

Кашу всю до крошки мы
быстро съели
рожками. (ЛОЖКАМИ)

Мой карман с большой дырой
мама штопает  
игрой. (ИГЛОЙ)
Вот в печи румянил бок
аппетитный  
коробок. (КОЛОБОК)

Со своею бабкой дед
Жир да был, не зная бед. (ЖИЛ)
Бабушка пекла к обеду
Бурки сдобные для деда. (БУЛКИ)

  1. Закончи предложение.

- Прочитайте предложения, заканчивая их нужным словом. Не допустите ошибок, как автор в предыдущем задании. Выбирайте слова из пар записанных на доске. (из 2-го задания)

Оленята мыли РОЖКИ,

Оленята брали ЛОЖКИ.

Нарядились БЛОШКИ

В бусики и БРОШКИ!

Стукнула волна о БОРТ,

Отвалился тут же БОЛТ.

III. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Методический материал "Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство"

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопрои...