Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л
план-конспект занятия по теме
Учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 796.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л»
1 занятие по теме
Цель: учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л.
Задачи: развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, продолжение работы над расширением словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Отгадайте загадки. Выделите первые звуки в словах-отгадках.
Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, Белые реснички. (РОМАШКА) | Крошечные чашечки развесил, Словно бусинки, на стебельке И, должно быть, думает о лесе, Солнечной лужайке и реке. (ЛАНДЫШ) |
- Сегодня мы будем работать со звуками [Р] и [Л].
II. Основная часть.
- уточнение артикуляционного уклада [Р] и [Л];
- характеристика звуков [Р] и [Л];
- сходство и различие звуков [Р] и [Л];
- обозначение звуков [Р] и [Л]буквами.
Буква «Р» - на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. | Алфавит продолжит наш Буква «Л» - лесной шалаш. |
1. Слоговой ряд.
- Я буду говорить цепочку слогов, а вы внимательно слушайте, запоминайте и повторяйте за мной.
- Замени звук.
- Я буду говорить слова. Замените в них звук [Р] на [Л], а звук [Л] на [Р].
БУРКА – БУЛКА
ТЁРКА – ТЁЛКА
БЛОШКИ – БРОШКИ
БОРТ – БОЛТ
ПАРКА — ПАЛКА
ЛОЖКИ — РОЖКИ
ЖАРКИЙ — ЖАЛКИЙ
СВАРКА — СВАЛКА
КОПИРКА — КОПИЛКА
На доску вывешиваются пары слов.
– Чем слова отличаются по написанию?
- Добавь букву.
- Прочитайте слова. Добавьте пропущенные буквы Р и Л. Запишите слова в столбик.
П__ОШ__ОГОДНИЙ ЖЕ__ЕЗНОДО__ОЖНЫЕ __АВНОСТО__ОННИЙ ФА__ФО__ОВАЯ __АСК__АДНОЕ БЫСТ__ОК__Ы__ЫЙ ОСТ__АЯ ТА__АНТ__ИВАЯ ОГ__ОМНЫЙ
- Составь словосочетание.
- Рассмотрите картинки. Назовите слова. Составьте с ними словосочетания, подбирая к подходящим по смыслу словам из предыдущего задания.
ПРОШЛОГОДНИЙ КАЛЕНДАРЬ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ РЕЛЬСЫ
РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
ФАРФОРОВАЯ ТАРЕЛКА
РАСКЛАДНОЕ КРЕСЛО
БЫСТРОКРЫЛЫЙ ОРЁЛ
ОСТРАЯ СТРЕЛА
ТАЛАНТЛИВАЯ БАЛЕРИНА
ОГРОМНЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК
- «Что не так?»
- Прочитайте. Какие ошибки допустил автор?
Ёлочка стоит на горке,
зелены её Егорки. (ИГОЛКИ)
Кашу всю до крошки мы
быстро съели рожками. (ЛОЖКАМИ)
Мой карман с большой дырой
мама штопает игрой. (ИГЛОЙ)
Вот в печи румянил бок
аппетитный коробок. (КОЛОБОК)
Со своею бабкой дед
Жир да был, не зная бед. (ЖИЛ)
Бабушка пекла к обеду
Бурки сдобные для деда. (БУЛКИ)
- Закончи предложение.
- Прочитайте предложения, заканчивая их нужным словом. Не допустите ошибок, как автор в предыдущем задании. Выбирайте слова из пар записанных на доске. (из 2-го задания)
Оленята мыли РОЖКИ, Оленята брали ЛОЖКИ. | Нарядились БЛОШКИ В бусики и БРОШКИ! | Стукнула волна о БОРТ, Отвалился тут же БОЛТ. |
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л
Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Р – Л
Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....
Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З
Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: Ц - Ч
Групповое логопедическое занятие....
Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З
Групповое логопедическое занятие....
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, З-Ж Развитие письменной и устной речи у учащихся вторых классов
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство, З-Ж...
Методический материал "Основные направления работы над дифференциацией фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство"
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопрои...