Методы и приёмы работы на занятиях курсов "Мир растений" и "Мир животных".
статья по теме

В статье приведены основные методы и приемы работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы на занятиях курсов "Мир растений" и "Мир животных".

                                                                                                                    Т.И. Петрова

                                                                                            ГКУ ДДИ "Южное Бутово"

           Учебным планом, разработанным Департаментом социальной защиты города  Москвы предусмотрены курсы "Мир растений" и "Мир животных". Эти курсы позволяют детям получить первоначальные понятия об окружающем  мире, формируют у учащихся определённые понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывают в детях любовь к природе и своей Родине,  бережное отношение ко всему живому.

        Курсы позволяют проводить коррекционную работу: корригировать мышление, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность таких детей. Особое значение данные курсы приобретают для детей, которые постоянно находятся в детских домах-интернатах, и выход за пределы интерната затруднён.Эти курсы могут явиться единственным источником знаний об окружающем растительном и животном мире.

        Урок - основная форма организации обучения. На нём решаются как учебные, так и специальные задачи. Коррекционные задачи органически связаны с дидактическими. Дидактические  задачи определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы. Коррекционные задачи носят развивающий характер, и ставят своей целью вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов.

        Исходя их темы и целей, к уроку  подбираются методы и приёмы обучения с преобладанием таких видов работ, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся. В  занятие включается несколько видов работ (3-5), так как  длительное время выполнение одного и того же вида работы утомляет учеников, а частая смена видов деятельности не позволяет детям сосредоточиться на задании и усвоить способ его выполнения. На уроках предусмотрены такие виды деятельности как беседа, рассказ, программированные  задания, игровые (кроссворд, лото, загадки), работа с текстом.

        На занятиях необходимо осуществлять индивидуальный подход, так как в классе обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и возможностями усвоения учебного  материала. При этом индивидуальную работу и дифференцированный  подход нужно осуществлять, опираясь на возможности детей, включая всех во фронтальную работу. Индивидуальный подход осуществляется системой заданий и таких приёмов работы с каждым ребёнком, при котором ни один ученик  не выпадает из поля зрения педагога.

        Пассивным детям рекомендуются такие виды работы как игровые задания, работа с выходом к доске. Невнимательным - использование пунсонов, табличек. Возбудимым- рисунки и письменные ответы. Слабым- опору на схему, словарную табличку и т.п. Отстающим детям даются облегчённые задания и вопросы (весь класс рисует- слабые обводят, все выполняют схематические рисунки- слабые раскрашивают, сильным проблемный вопрос- слабым репродуктивный, сильный отвечает- слабый повторяет ответ).

        Урок представляет собой акт строго рассчитанный по времени, но это распределение не должно быть механическим и неизменным. Соотношение времени проведения этапов зависит от объёма изучаемого материала, от степени его сложности, от состава класса. Для успешного обучения детей с нарушениями интеллекта необходимо не только правильно выбрать и соединить методы обучения. но и учитывать  особенности учащихся ( память, мышление, работоспособность). Наиболее сложную работу следует планировать на первые 10-25 минут урока, так как в это время достигается наиболее высокая работоспособность. После 25-30 минут наступает снижение работоспособности, поэтому после этого времени необходимо применять приёмы, активизирующие учащихся или работы не требующие высокого интеллектуального напряжения: практические работы, дидактические игры, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.

        Эффективность занятия во многом зависит от неразрывности образовательных, воспитательных задач и организационной чёткости урока. В овладении новыми знаниями, умениями и навыками или углубление и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков, коллективная работа всех воспитанников сочетаемая с самостоятельностью и активностью каждого ребёнка, занятость работой каждого из детей в течение всего занятия, разнообразие методов, рациональность их применения в соответствии с содержанием учебного материала, являются необходимыми требованиями к организации урока.

        Трудности запоминания изучаемого материала обуславливают необходимость создания системы закрепления материала с использованием разных методических приёмов. Системы учебных заданий, которые позволили бы путём решения разнообразных и разноплановых заданий осмыслить и сознательно запомнить изучаемый материал. Наиболее эффективные типы заданий представлены в рабочих тетрадях.

        Выборочные задания

- задания без лишнего подбора: заполнить пропуски, подходящими словами ( слов столько же, сколько пропусков)

-задания с лишним подбором слов

-подчеркнуть подходящие слова ( предложение не закончено, в скобках 2 варианта, подчеркнуть правильное)

-подчеркнуть несколько слов или словосочетаний, подходящих по смыслу ( выбор при обобщении, перечислении свойств, классификации)

-зачеркнуть лишние слова

        Задания на группировку понятий ( например, отметь домашних животных красным цветом, а диких животных -синим).

        Задания на классификацию

-задания с ориентиром (выбрать правильный ответ)

-задания на группировку (объединить понятия, объекты, явления в 2-3 подгруппы; названия подгрупп даются учителем)

-задания без ориентира (даны понятия, предметы, описания явлений и предлагается самостоятельно сгруппировать их)

        Универсальные задания

-установить и зафиксировать правильность предложения

-отметить крестиком правильное предложение

-выбрать правильное предложение и переписать неправильное

-"четвёртый лишний"

-задания на пропуски

        Заполнение схем

-схемы заполняются по ответам учеников

-дополнение частично заполненных схем

-корректурные упражнения (обнаружить и исправить  ошибку)

-схема с пропусками

        Таблицы

-анализ изученных свойств

        Задания на сравнения

-сравнения объектов с опорой на зрительный образ (могут предлагаться иллюстрации, натуральные предметы, макеты, муляжи, модели...)

        Опыты и лабораторные работы

        Работа с литературным материалом возможна при ознакомлении школьников с новым материалом, при систематизации, углублении, закреплении знаний, умений , повторении пройденного материала. Тексты  написаны доступным языком, без сложных грамматических конструкций. В то же время они  должны способствовать развитию речи и обогащению словаря, пополнять словарный запас терминами и названиями, поэтому в текстах используются  описания, сравнения, разъяснения новых слов и терминов. Полужирным курсивом и звёздочкой выделяются новые слова. Большинство текстов содержит не только фактические сведения, но и информацию, помогающую убедительно раскрыть базовые понятия. Традиционно чтению текста предшествует словарная работа. При проведении словарной работы педагог должен выделить слова, трудные для прочтения и запоминания. Перед прочтением статьи эти слова можно выписать на доску. В словах должны быть проставлены ударения. Учитель должен объяснить происхождение слов. Затем  нужно попросить детей  прочитать слова. После такой предварительной работы можно приступать к прочтению текста. После прочтения возможны такие виды работы:

-выборочное чтение статьи (нахождение определений понятий, нахождение ответа на вопрос, нахождение объяснения)

-составление плана статьи ( план составляется под руководством учителя, по вопросам помогающим найти главную мысль; план записывается на доске, а так же опорные слова, которые помогут детям пересказать текст)

-ответы на вопросы учителя

-совместная работа с учебниками и тетрадями на печатной основе

        Так же на уроках используются таблички с терминами. Дети выходят к доске, выбирают табличку и прикрепляют её к картинке или просто находят правильный ответ и показывают другим детям. таблички могут раздаваться детям, а они показывают ответ на вопрос учителя.

        Невозможны уроки по предметам "Мир растений" и "Мир животных" без использования информационных технологий. Главной целью уроков является формирование у детей представлений и понятий об окружающем мире, что является основным содержанием работы по  развитию речи, мышления и социальному развитию. Чтобы сформировать некий образ, представление о предмете или явлении, нужно чтобы ребёнок их увидел. Есть предметы или явления, с которыми дети знакомятся в повседневной жизни или в специально организованной для них среде. А как же быть с теми объектами или явлениями окружающего мира, которые нашим детям, постоянно  проживающими в интернате, остаются недоступными для восприятия. В этом случае использование информационных технологий становится эффективным средством для обеспечения канала связи с внешним миром.

        Одной из форм проведения занятий данных курсов является экскурсия, которая помогает также реализовать главную цель работы с такими детьми- их социализацию в обществе.

        Литература:

        1.Постникова Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной  работы по природоведению. Начальная школа.-1992.-№7,8-С. 55-58.

        2.Сергеева О.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. Начальная школа.- 1997.-№4.- С. 55-57.

        3.Сороцкая О.Н. Содержание, формы и методы преподавания предмета "Ознакомление с окружающим миром". Начальная школа.-1986.-№7.-С.52-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"

Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....

Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.

Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ по ФГОС

Изучение уровня готовности,система учителя по отработке навыка выполнения домашнего задания...

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Использование различных методов работы с одарёнными детьми...

Виртуальная обучающая среда Moodle. Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий

Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создает обучающий курс на основе программы, наполняя ег...