"Почему дети воруют?"
консультация по теме

Трякина Альбина Гавриловна

Выступление на психолого-педагогическом совещании о причинах воровства среди детей и как с этим можно бороться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида

Выступление на ППС

 «Почему дети воруют?»

Воспитатель: Трякина А.Г.

2013 г.

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, учителю в школе, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или какую-то вещь, что воспринимается ими как свидетельство его «неизлечимой» аморальности.

Взять, что хочется в данный момент: красивый ластик, яркий карандаш, вкладыш, наклейку, вкусную конфету… Дети, воруя, не задумываются о последствиях и нравственных аспектах своего поступка. Они поддаются спонтанности чувств. И все же так поступают не все. От чего зависит желание ребенка красть? Виноваты ли в этом дети, неправильное воспитание или это некий сигнал, который всегда так сложно расшифровать разозленным родителям?

Согласно проведенным исследованиям было выявлено, что кражи совершаются:

5% - дети в отчаянии;

5% - «клептоманы»;

20% - немотивированные кражи;

70% - профессиональные воришки.

Немотивированное воровство - мотивы не осознаются, но они спрятаны в подсознании.

Немотивированное воровство - боязнь быть наказанным за кражу (негатив) - с одной стороны и с другой стороны - подсознательное стремление к риску (позитив). И эта смесь адреналина с эмоциями страха, тревоги, ожидания начинает работать, как наркотик, создает своего рода "кайф", который хочется повторить.

Клептомания - от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к хищению вещей".

Основные причины краж:

 в дошкольном возрасте:

  1. Сильное, желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться.
  2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям).
  3. Повышение статуса.
  4. Желание наказать кого-либо или отомстить ему.

8 – 11 лет и подростки воруют потому, что:

  1. Недостаток развития воли (это сильное желание владеть понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести»).
  2. Серьезная психологическая неудовлетворенность (внутренние переживания ребенка, психологическая неустойчивость и нестабильность).
  3. «Кража престижа» и «на спор».
  4. Вымогательство со стороны  сверстников.
  5. Безысходность.
  6. Клептомания.

Для подростков 11–13 лет украсть что-то в магазине значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, независимость и пренебрежение. В школе младшие подростки воруют какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его за то, что тот услужлив с учителем, лучше учится или просто не такой, как все.
– Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков, напротив, уже развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.

Семейные причины:

  • неудовлетворенность жизненно важных потребностей:
  • кража в знак протеста в семье;
  • отсутствие последовательности в воспитании;
  • несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку;
  • «двойная мораль», когда слова расходятся с делом;
  • подсознательное желание нанести ущерб материальным ценностям;
  • кража в результате жесткого контроля;
  • вседозволенность.


Кто способен на воровство?
Психологи разделяют маленьких воришек на несколько категорий: дети дошкольного возраста (воруют из-за непонимания, что товары в магазине стоят денег), дети младшего школьного возраста (воруют из-за интереса или вследствие временной потери самоконтроля). Но наиболее опасную группу воришек составляют дети старшего школьного возраста. «Здесь выделяют несколько причин воровства: желание выделиться, совершить «крутой» поступок; желание почувствовать себя взрослыми, за компанию. А также воровство вследствие различных психологических проблем, поиска денег для других пагубных привычек: алкоголя, наркотиков, игровых автоматов».


Травмирующая жизнь
Причин, почему ребенок решился на воровство, множество. Но самая распространенная –
это недостаток внимания. Воровство становится неосознанным способом его добиться. Однако эксперт рубрики предупреждает, что проблема воровства не только психологическая, но и социальная, так как в обществе существует значительное материальное расслоение. Здесь всплывает другая проблема – детская безнадзорность, которая существует не только в неблагополучных семьях. «Часто безнадзорными и брошенными оказываются дети из социально успешных семей. В этом случае речь не идет об отсутствии физической заботы и удовлетворении материальных потребностей, как у беспризорных детей. Это дети психологически брошенные, они не чувствуют родительской любви и игнорируются как личности. Кража – это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни».

Психологический портрет воришки
– Если составить психологический портрет ворующего ребенка, то обращает на себя внимание его доброжелательность и открытость по отношению к окружающим. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе. В ходе разговора выясняется, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. В этом основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивая их против себя.
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок не осознает, что он сделал, он отпирается и ведет себя, как ни в чем не бывало. На вопрос родных «Зачем ты это сделал?» он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Такое его поведение вызывает у взрослых гнев, склонение ребенка к раскаянию и извинениям. В результате между малышом и близкими вырастает стена непонимания.
Что делать, если ребенок украл?

  • Четко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!!!), с конкретным запретом на воровство.
  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
  • Удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой", и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит - значит, я действительно такой!
  • Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех. Воровство - сор, который не следует "выносить из избы".
  • Знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и пр. является бесполезным и даже вредным (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).
  • Избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "вот я никогда ...".
  • Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  • Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.
  • По возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство.
  • Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.


Как поступить родителям, педагогам?
Эксперт рубрики сразу предупреждает, что, если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, его нельзя обвинять. «Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок! От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив и дав волю своему негодованию, вы можете лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе».
В первую очередь дайте понять ребенку, как вас огорчает то, что произошло. Разделите с ним ответственность, помогите ему исправить положение, пусть он почувствует, что его не бросили в беде, что каждый человек имеет право на поддержку. Тогда он будет знать, что может всегда на вас рассчитывать и всем делиться.
Самое главное, на что психолог советует обратить внимание, – это на понимание причин воровства. «Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют долг, а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить».

Путь к отступлению
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас, видимо, завелся домовой. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». Оставляйте ребенку пути к отступлению.
Активность малыша хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует  ребенка (занятия спортом, искусством, коллекционирование и так далее). «Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным, ему уже нет нужды привлекать к себе внимание».
Детские проблемы на фоне взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания. Но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и чаще вспоминайте детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, что может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь. И главное, верьте в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше. Это убережет его от рокового шага.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....

Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....

Родительское собрание. Почему дети ссорятся?

Мини- лекторий по теме "Особенности межличностных отношений в коллективе младших подростков"  Презентация помогает родителям понять причину детских ссор, способы реагирования и разрешения ко...

" Почему детям бывает трудно учиться ?"

Презентация  выступления учителя-логопеда на родительском собрании.  В выступлении сделаны акценты  на недостатках  письма у детей, показаны возможные  трудности  пр...

Почему дети лгут

В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времён, нельзя не отметить скромность. Не надо считать себя выше другого человека, возноситься, хвастать. С какого же возраста эти пра...

научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...