научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"
статья по психологии по теме
Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на эффективности и результативности всего процесса обучения. Почему дети становятся "изгоями"? Что отличает их от других учащихся, и на что "адресно" необходимо воздействовать, чтобы помочь ребенку? Исследование, основанное на результатах психодиагностики 157 подростков (использовались научные математические методы статистической обработки), позволяет наиболее полно проанализировать причины неблагополучия аутсайдера в классе и, в последующем, разработать эффективные и адекватные методы профилактической социально-психологической работы с классами в условиях перекомплектации, оптимизировать межличностные отношения в сложившихся коллективах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskoe_issledovanie_0.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно – практическое исследование на тему:
«Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями?»
Введение.
Школьное детство—длительный этап жизни развивающегося человека. Ребенок за одиннадцать лет достигает нравственной, общественной и физической зрелости.
Важность разработки проблем подросткового возраста обуславливается не только особой ситуацией психического развития ребенка, но и новым уровнем требований общества к формированию активной жизненной позиции растущего человека. Для решения этих проблем необходим комплексный подход к изучению особенностей подростковой фазы психического развития. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, развивается ответственное отношение, к себе и к другим людям и т. д. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных имеет для подростка решающее значение.
Возникает вопрос: какие индивидуальные особенности подростка способствуют его социализации и включенности в референтную группу и почему кто - то становится «отверженным»?
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявленная взаимосвязь психологических особенностей ребенка с социальной ролью в классе позволяет проанализировать причины неблагополучия ребенка, выявить наиболее значимые факты социальной роли «аутсайдера»; дает возможность разработать эффективные и адекватные методы профилактической работы в условиях перекомплектации класса (профильность, специализация), по оптимизации межличностных отношений в группе.
Практическая значимость работы позволяет:
1.провести профилактические работы во вновь сформированных коллективах, при поступлении новичка в уже сложившийся класс;
2. оказать помощь при проведении коррекционной работы;
3.позволяет наиболее полно вскрывать причины возникающих проблем в ходе индивидуальных консультаций (по просьбе ребенка или родителей);
4.более «адресно» воздействовать на ситуацию или наиболее значимые параметры;
5.использовать выявленную взаимосвязь для организации социально-психологической работы с детскими коллективами.
Предметом исследования стали психологические особенности учащихся среднего подросткового возраста в соотнесении с их социальными статусами в группе.
Основная часть.
1. Теоретическая часть.
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста(11—13 лет) является «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиться чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.
По мнению Курта Левина, «подросток находится в положении маргинальной личности» (принадлежит двум культурам). Подросток не хочет быть больше в сообществе детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
Как проявляется чувство взрослости подростка?
Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Наряду с общим принятием себя, у тринадцатилетних подростков сохраняется и ситуативно отрицательное отношение к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
В большинстве исследований, направленных на изучение особенностей подросткового возраста, отмечается тот факт, что со вступлением ребенка в пубертат, примерно в 12 – 13 лет происходит перелом в отношении к себе, возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Л.С. Выготский обозначил эту особенность подросткового возраста как «эгодоминантную или эгоцентрическую установку, которая заключается в том, что формирующаяся личность оказывается в центре его внимания, становится одним из центральных гнезд интересов»
Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким хотел бы стать. Познать себя ему помогают друзья, одноклассники, в которых он смотрится как в зеркало. Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой и неустойчивой.
Эгоцентрическая направленность возраста присутствует в качестве доминанты во всех поведенческих проявлениях подростка, его эмоциях, чувствах, переживаниях. Подростки, изучая себя, представляют что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Имея «воображаемую аудиторию», подросток чувствует себя в центре внимания, иногда даже незнакомых прохожих. Он всегда открыт чужим взглядам, что делает его ранимым.
В процессе обучения коммуникативным навыкам на межшкольных социально-психологических тренингах, проводимых мною совместно с другими психологами, подростки узнают, что и другие сверстники испытывают чувства, сходные с их собственными, что помогает, как правило, со временем преодолеть эгоцентризм.
«Аффект неадекватности» описан Л.И. Божович и ее сотрудниками, как неадекватные эмоциональные реакции. Другими словами, при переживании мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются либо другие люди, либо обстоятельства.
Условиями для возникновения аффекта неадекватности являются завышенные притязания в какой – либо области деятельности или общения, невозможность их удовлетворить и уже появившаяся, но неосознанная неуверенность в себе.
Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих (учителей или одноклассников), что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.
Для подростков важно не просто общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способное удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным для каждого школьника. Одни стремятся занять в группе позицию лидера, другие - получить признание и уважение от товарищей, третьи — стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т. п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на эффективности и результативности процесса обучения.
Исследование основных трудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Подростки используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.д.). Между тем агрессивное реагирование лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом им уровне. Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе.
2. Практическая часть.
Методом исследования является констатирующий эксперимент.
Объект исследования. Психологические особенности детей, занимающих позиции «звезд» и «аутсайдеров» в количестве 21 человека, выявленных с помощью социометрии из количества 157 обследованных учащихся школы г. Фрязино среднего подросткового возраста (7 – 8 класс).
Методики исследования:
1. социометрия Дж.Морено
2. методика диагностики показателей и форм агрессивности А. Басса и А. Дарки
3. методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
4. опросник Айзенка (подростковый вариант)
5. методика «Q - сортировка» В. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе.
Анализ и интерпретация результатов.
В результате проведенной социометрии в восьми классах из 157 учащихся были выявлены социометрические «звезды» - школьники, набравшие наибольшее количество положительных выборов, и «аутсайдеры» - дети, не получившие ни одного выбора. Всего 21человека –8 социометрических «звезд» и 13 аутсайдеров» (один «аутсайдер» в результате болезни в дальнейших исследованиях не участвовал). Среди «звезд» мальчики составили 16,7%, соответственно девочки – 83,3%; а среди «аутсайдеров» мальчики составили 50%.
Необходимо добавить, что лидерами, по данным различных источников, как правило, становятся учащиеся с хорошей и отличной успеваемостью, что подтверждается и моим исследованием. Среди «аутсайдеров» больший процент занимают слабоуспевающие школьники.
В ходе дальнейшего исследования применялись еще четыре методики, параметры и полученные результаты которых были собраны в общую сводную таблицу. На основе полученных данных по каждой группе был проведен анализ взаимосвязи различных параметров. Значимыми различиями между «звездами» и «аутсайдерами» являются: нейротизм, общая тревожность, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Результаты статистической обработки полученных данных не выявили значимых различий по параметрам методики определения агрессивности и враждебности Басса и Дарки, а также по методике определения основных тенденций поведения в группе Стефансона.
Из полученных данных можно заключить, что у звезд и аутсайдеров имеются как личностные особенности, так и различия уровня выраженности тревожности и страхов, связанных со своим социальным статусом учащегося и положением в группе.
Так, аутсайдеры обладают нейротизмом в 1,6 раза выше уровня нейротизма «звезд». Повышенный уровень нейротизма выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями но отношению к вызывающим стимулам.
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы- у аутсайдеров выше в 2 раза, чем тревожность звезд.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей- у аутсайдеров выше в 3 раза, чем у звезд.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей - у аутсайдеров выше страха у звезд в 3 раза.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок- у аутсайдеров выше в 1,7 раза страха звезд.
«Звезды» характеризуются большей эмоциональной устойчивостью – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях, зрелостью, отличной адаптивностью, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству и общительности.
Заключение.
Проблема популярности-непопулярности среди сверстников актуальна для детей любого возраста. Особенно остро проблема завоевания определенного статуса в группе стоит перед подростком, так как именно в подростковом возрасте общение и взаимодействие ребенка со сверстниками определяет гармоничность развития его личности и характера, социального интеллекта, а в дальнейшем, успешность интеграции в общество.
В проведенном исследовании нами был изучен характер взаимосвязи личностных и характерологических особенностей, а также различия уровня выраженности тревожности и страхов, связанных с социальным положением (статусом учащегося) ученика в системе взаимоотношений в группе (классе).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что такое личностное свойство, как высокий нейротизм и сопутствующие ему черты возбудимости и дистимности могут серьезно нарушать процесс адаптации подростка в группе, способствовать развитию непродуктивных страхов, в том числе повышению уровня школьной тревожности, способствовать усвоению неправильных установок в общении и взаимодействии со сверстниками. Все это, в конечном счете, приводит либо к снижению общей привлекательности подростка для одноклассников, либо к отвержению и изоляции его в коллективе.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу о том, что особенности темперамента и, как следствие, акцентуация определенных черт характера, повышенный уровень тревожности оказывают значительное влияние на успешность социализации в среднем подростковом возрасте.
Выявленные закономерности и взаимосвязи в дальнейшем могут быть положены в основу целого ряда практических актуальных и профилактических мероприятий. Разрабатываемые программы могут быть направлены, с одной стороны, на создание условий для безопасного и эффективного освоения новых социальных умений и навыков, развития социального интеллекта подростка, а с другой стороны, на обеспечение разнообразной среды для опробирования и формирования новых способов поведения и общения. Все вместе это способствует развитию личности подростка по более гармоничному типу и интеграции его в группу.
Можно сформулировать следующие направления работы школьного психолога в детьми по данной проблематике:
- выявление детей, у которых формируются дисгармоничные личностные свойства, особенности характера и поведения на ранних этапах
- оказание учащимся индивидуальной психолого-педагогической поддержки в периоды повышенной стрессогенности, в связи с переходом в новые коллективы или прохождения кризисных периодов роста
- проведение психологических консультаций и формирование взаимодействия родителей выявленных детей и педагогов, работающих с ними, для поиска решения различных конфликтных ситуаций
- разработка и внедрение программ индивидуальных и групповых занятий, социально – психологических тренингов, способствующих безопасному отреагированию негативных эмоций, развитию произвольности в поведенческой и эмоциональной сфере, развитию способности к социальной рефлексии, освоению конструктивных способов поведения в сложных ситуациях, развитию общих конструктивных коммуникативных навыков общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Родительское собрание на тему "Почему дети становятся трудными"?"
Данный материал поможет выяснить причины отклоняющегося поведения у подростков и найти пути решения решения этой проблемы...
Дипломная работа "Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности"
Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности...
Родительское собрание . Почему дети становятся «трудными»?
laquo;Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть и дети любого возраста. Прежде всего о том, что известно далеко не всем родителям, да и педагогам тоже. В число «трудных» обычно...
Родительское собрание на тему: Психологические особенности подростков
Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать п...
Исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма
Проектная работа...
Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник ср...