Главные вкладки

    Исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма
    проект (10 класс)

    Бондаренко Алевтина Васильевна

    Предварительный просмотр:

    Городская научно-исследовательская конференция школьников

    «Шаг в будущее»

    Исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма»

                                              Выполнила:

     ученица 10«Б»  класса

    МАОУ СОШ № 7

                                                                        Фейзиллаева К.                                                 Руководитель:

    учитель русского языка и литературы

    Бондаренко А.В.

    педагог-психолог Рябцева Е.Н.

    Когалым

    2018 г.

                                        Содержание

    Введение ……………………………………………………………………………………..….…2

    1. Теоретические аспекты проблемы подросткового вандализма………. ………………...…..4

    1.1. Подростковый вандализм как социально – психологический феномен…………………..5

    1.2 Причины подросткового вандализма и пути его предотвращения…………………...……7

    1.3  Психологический портрет современного «вандала»………………………………….....…8

    1.4  Профилактика проявлений  подросткового вандализма……………………………….......9

    Выводы по главе…………………………………………………………………………...……..10

    2. Практическая часть. Организация и проведение диагностического исследования……………………………………………………………………………..……....11

    2.1 Методы и методики исследования………………………………………………………….12

    2.2 Результаты анкетирования и диагностики………………………………............................14

    2.3  Исследование состояния проблемы вандализма в городе Когалыме…………………....14

    2.4 Проведение профилактических мероприятий в МАОУ СОШ №7……………………….14

    Выводы по главе…………………………………………………………………………………15

    Заключение ……………………………………………………………………………………....15

    Список литературы………..…………………………………………………………………..…18

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение  4

    Приложение  5

    Приложение  6

    Приложение  7

    Приложение  8

    Приложение  9                                    \

     Приложение  10                                   

                                                                   Введение

            Мой родной город – Когалым. Здесь я родилась, расту и учусь. Мой город называют «жемчужиной» Западной Сибири. Это настоящий оазис среди бескрайних просторов лесов и болот. Город очень красивый, ухоженный и уютный. Столько скверов, детских площадок, цветников и фонтанов! Сколько же любви и тепла вложили в создание этого комфорта люди… И как обидно и горько видеть сломанные лавки, разрисованные детские беседки, разбитые фонари. В 2015 году в городе открыли Парк Победы, где есть  военная техника, вечный огонь, памятник павшим солдатам. 09.12.2016 я прочитала в местной газете: «В Парке Победы поработали вандалы… Как рассказали в управлении жилищно - коммунального хозяйства города Когалыма, подобные случаи в парковом комплексе фиксируются регулярно, особенно достается светильникам, скамейкам, урнам. Попадают в поле зрения вандалов и малые архитектурные формы, установленные по всему городу. Так, весной неизвестные разрисовали скульптуру мальчика с собакой. С определенной периодичностью ломают светящиеся скамейки, установленные в сквере перед городским отделом ЗАГСа, страдают и детские игровые полщадки…».

        Вандализм не обошел и наш красивый город. Подъезды, фасады домов, детские площадки постоянно подвергаются актам вандалов. Это различные надписи, сломанные щитки, расписанные потолки, разбросанный мусор. Поэтому, я считаю, что вандализм - актуальная проблема не только в масштабах нашей страны и других зарубежных стран, но и моего  города.

         Что же толкает подростков на вандализм? И как следует реагировать обществу? Психологи считают, что пик «круши - ломай» приходится на подростковые годы. Это возраст, когда человек стоит на пороге взрослого общества, ему остался один шаг до взрослой жизни. И подобный вандализм – это своего рода «диалог», который подросток пытается вести со «взрослым» миром. Это попытка быть услышанным, обратить на себя внимание. За общественным имуществом, будь то транспорт, школа, остановка или урна, всегда стоит фигура «Другого». Взрослого. Родители, с которыми нет общего языка. Педагог, поставивший несправедливую, по мнению подростка, оценку. Взрослые, «ущемляющие» его права, не желающие признать его равным. В общем, это фигура, символизирующая «Взрослый мир», который не хочет услышать подростка. Или ему кажется, что он хочет его услышать?  

       Актуальность и востребованность изучения данной проблемы, исходит из противоречия  между увеличением частоты актов вандализма и отсутствием систематического изучения психологической основы данного явления. Несмотря на имеющиеся в психолого – педагогической науке работы, посвященные отдельным аспектам и вопросам предупреждения вандального поведения, нет полного представления об истоках подросткового вандализма, психологических особенностях «современных вандалов»,  недостаточно разработаны целенаправленные программы психолого – педагогической профилактики, а те, что действуют не приносят существенного эффекта. Исходя из этого, мы считаем, что исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма, , позволит понять, что движет такими людьми и попытаться найти способ предотвратить подобные акты вандализма.

    Цель работы: исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма и разработка соответствующих профилактических мероприятий.

        Задачи:

    1. исследовать теоретические аспекты проблемы подросткового вандализма;

    рассмотреть подростковый вандализм как социально – психологический феномен;

    2. выявить причины подросткового вандализма и пути его предотвращения;

    3. на основе изученного теоретического материала составить психологический портрет современного «вандала»;

    4. провести практическое исследование психологических особенностей подростков 11  - 16 лет на базе МАОУ СОШ № 7;

    5. на основе полученного теоретического и практического материала разработать ряд профилактических мероприятий (беседу с родителями, классный час, выставку плакатов, акцию) и рекомендации по профилактической работе с подростками.

        Объектом исследования являются подростки в возрасте от 11 до 16 лет, учащиеся современной школы.

        Предметом - психологические особенности личности современных подростков, склонных к проявлению вандализма.

        Гипотеза: мы предполагаем, что у подростков, склонных к вандализму, присутствует ряд психологических особенностей  таких, как высокий уровень агрессии, тревожности и низкий уровень социальной адаптации.

           В ходе исследования, были использованы теоретические методы исследования (анализ, обобщение, сравнительный синтез информации) и практические (тестирование, анкетирование, беседа, интервьюирование). Полученные данные помогли больше углубиться в рассматриваемую проблему и облегчили задачу сопоставления теоретической и практической информации с реальной жизненной ситуацией.

    1. Теоретические аспекты проблемы подросткового вандализма

        Рассмотрим теоретические аспекты проблемы подросткового вандализма. Слово "вандализм" произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом [11,84].  Изобретение термина приписывают члену конвенции Генеральных Штатов аббату Грегуару.  В 1794 г. он выступил с "Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения", призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. В XIX в. слово "вандализм" вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры. Также в ХIХ веке появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей [9,46].

      Большой толковый словарь современного русского языка определяет вандализм, как "бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей" [21]. Сходные толкования дают и другие современные отечественные справочники и словари, акцентируя внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе. В. Даль обращает внимание на несоответствие этого действия моральным нормам, определяя его как "поступок грубый, противный просвещению, образованности"  

       Также обращается внимание на правовой аспект вандализма: «Вандал – тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу». В таком смысле понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства [10,319].

       Российское уголовное законодательство причисляет вандализм к преступлениям против нравственности и отличает его от хулиганства (ст.213 УК РФ) [8].

      Проблема вандализма стыдливо умалчивалась во всем мире, поэтому и не изучалась до 80-х годов XX века. Западные ученые, начавшие изучать вандализм в начале 80-х готов текущего столетия, подошли к нему с практической точки зрения - выяснения статистики вандальных проявлений с целью создания уголовного кодекса (С.Коэн, Д.Кантер, Дж.Деннермейер). В отечественной психологии первые исследования вандализма были проведены В.Ф. Пирожковым (1994 г.).

      В истории известны примеры идеологического вандализма, когда произведения искусства уничтожались с идеологической целью; политический и военный вандализм, когда уничтожение произведений искусства происходит во время или после военных действий.

        Нанесение повреждений полотнам в художественных галереях (ножом, кислотой, и т. д.), а также статуям, является признаком психического расстройства.  Впервые это было описано Стендалем (Синдром Стендаля)  [16].

      Сложность изучения феномена вандализма, состоит в том, что он связан с целым комплексом факторов: социальным, экономическим, психологическим, педагогическим, культурным, социальным. Росту вандализма способствуют: морально-этический кризис общества, усугубляющийся безнаказанностью, бесконтрольностью подростков, отсутствием у них социально-правовых и моральных ориентиров, незанятостью, непрочностью семьи, влиянием на подростков асоциальных группировок, агрессивных фильмов и компьютерных игр.

                        1.1. Подростковый вандализм как социально – психологический феномен

         Обращаясь к социально - психологическим и социологическим исследованиям, мы обнаруживаем гораздо более широкое толкование феномена вандализма. Говоря о нем, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов, до разгромов магазинов, во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают. С. Коэн пишет: "Мы приходим к неприятному признанию того, что вандализм не является ни точной характеристикой поведения, ни узнаваемой правовой категорией, это ярлык, применяемый к определенным типам поведения при определенных условиях" [7,322].  Несмотря на затруднения, все - таки можно выделить основные элементы вандализма. Так, А. Голдштейн выделяет намеренность и деструктивность, агрессию. "Вандализм – это намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности".  Именно преднамеренность разрушения создает главные трудности и разночтения в применении этого понятия.     Отличительной чертой вандальных поступков, по его мнению,  является то, что люди не осознают последствий своего поведения, и, следовательно, не ощущают ответственности за них [11,201].  

    По объектам осквернения вандализм имеет следующую классификацию: вандализм в виде граффити; вандализм, проявляемый в осквернение могил; вандализм в виде уничтожения или порчи памятников культуры, картин [3,23].

    Также существует классификация Л.С. Ватовой (Приложение №1).

    Х.К. Алиев выделяет вандализм инструментальный и не инструментальный. Инструментальный вандализм - умышленное уничтожение чужого имущества, в котором без труда можно установить цель, поставленную перед собой человеком. Не инструментальный вандализм - уничтожение имущества при отсутствии очевидных мотивов действий [1,56].

        З. В. Патрушева отмечает, что, несмотря на все многообразие определения понятия «вандализм», сущность его сводится к одному – вандализм подростков является преднамеренной порчей и умышленным осквернением каких-либо материальных или духовных ценностей, порчей имущества, несущий разрушительный и демонстративный характер, чаще всего обладающий спонтанностью в действиях. Цель, которую преследует, подросток - привлечение внимания артефактам культуры с тем, чтобы заявить о себе и выразить свой негативизм, агрессию.

       Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми. По данным выборочных исследований подростков, пик вандализма приходится на возраст 11 – 13 лет. Именно в этом возрасте дети переживают гормональный дисбаланс, повышенную агрессию и конфликтность, которая и превращается в акты вандализма. Вандалы, как правило, совершают разрушения там, где сами живут. Характерно также, присутствие сообщников, импульсивность таких действий.  По данным Д.Эллиота, 53% подростков – вандалов совершали и более тяжкие правонарушения [7,114].

          На основании анализа психолого - педагогической литературы выявлено: возникновение вандализма уходит корнями в историю; наряду с понятием «вандализм» употребляется понятие «вандальное поведение»; исследователи  подчеркивают, что вандализм – это само событие, включающее в себя материально финансовый ущерб, а вандальное поведение – это социально - психологическая склонность людей, способных разрушить ценностную культуру общества. Вандальное поведение можно также назвать девиантным, деструктивным поведением, особенность проявления которого схожа с агрессивным поведением.

    1.2 Причины подросткового вандализма и пути его предотвращения

        Одной из ключевых причин возникновения вандализма, является его взаимосвязь с психологическими особенностями субъекта вандальных действий, поскольку именно эти характеристики имеют несомненное влияние на поведение и представляются одной из наиболее перспективных сфер исследования с целью определения воздействий в коррекционной работе и профилактике.  Одной из основных черт личности, связанных с проявлением вандального поведения подростков, исследователи называют агрессивность [7,203].

       В современной психологической науке существуют основные подходы к изучению агрессии: психоаналитический (З.Фрейд), фрустрационный (Доллард), бихевиористический (А.Бандура, Л.Бертковитц). К сожалению, ни один из них не представляет собой психологическую модель агрессивности.

        Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Мотивация агрессивного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, замещенной разрядке (снятии) нервно - психического напряжения и ложного утверждения своего «Я»[9,67].

       Анализируя теоретические источники и современные исследования вандализма, можно выделить две основные категории причин вандального поведения:

    1. внутренние – связанные с индивидуально-личностными особенностями субъекта;

    2. внешние – связанные с особенностями социальной, предметной, информационной и динамической среды, в которой существует субъект [12,238].

           Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач психологических исследований с момента появления первых публикаций по этой проблеме. Английский психолог Д. Кантер выделяет основные мотивы проявления вандализма (Приложение №2).

        Одной из причин возникновения вандального поведения, ученные считают нарушение процессов социализации подростка. Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений [7,157].  Причинами проявления вандального поведения являются негативные способы воспитания, отрицательный психологический климат в семье, отсутствие любви родителей, неумение выражать ее, недостаточность общения с детьми. Гнев, отражающий попытку именно таким образом справиться со стрессам, «разрядиться», «дать волю» отрицательным эмоциям, приводит к  разрушительным актам. Выход гнева связан с неуравновешенностью психики, что особенно ярко проявляется в пубертатный период — период созревания [4,16].

        Итак, обобщая изученный материал, можно сделать вывод: причины возникновения и мотивы вандального поведения подростков, заключаются в психологических особенностях субъекта и воздействии на него социальной среды. Одной из основных черт личности, связанных с проявлением вандального поведения подростков, исследователи называют агрессивность. Мотивация агрессивного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, замещенной разрядке (снятии) нервно - психического напряжения и ложного утверждения своего «Я».

        1.3  Психологический портрет современного «вандала»

         Принято считать, что вандализм больше присущ мальчикам, нежели девочкам. Возможно такое мнение сложилось потому, что крупные разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших физических усилий. Девочек больше контролируют в вечернее и ночное время, и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче школьного имущества девочки склонны наравне с мальчиками. Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. При этом разрушения считаются для них развлекательным время провождением. Важной особенностью подросткового вандализма является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в возрасте у них не более 2 лет. С возрастом такие дети склонны к совершению более серьезных актов, таких как поджоги, разрушения на железнодорожном транспорте и иных крупных объектах или совершают преступления против личности [11,53].

        В общественном сознании стереотип подростка - вандала предстает примитивным существом, недоразвитым в умственном и психическом отношении. Как правило, эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. На самом деле многочисленные исследования подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному время провождению, бесцельным гуляниям по улицам, в позднее время и в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы. Следующий значительный фактор, влияющий на детское агрессивное, разрушительное поведение - это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь. В некоторых исследованиях показано, что большинство «злостных» вандалов находятся в кризисной ситуации [5,16].

         Исследование А. Хаубера, опросившего 500 подростков 12-18 лет, задержанных полицией за вандализм, показало, что большинство "злостных" вандалов находятся в кризисной жизненной ситуации. Для 58% из них были одновременно справедливы следующие характеристики: ими не интересуются родители, они плохо успевают в школе и их друзья также являются "трудными подростками"[2,36].

       Резюмируя вышесказанное,  можно сделать вывод: современный вандал – это подросток от 11 – 17 лет, чаще мужского пола, характерно присутствие сообщников с разницей в возрасте не более 2 – 3 лет. У него часто низкая успеваемость, прогулы школьных занятий. Интеллектуально он не отличается от сверстников, но агрессивен, конфликтует с родителями или учителями, социально дезадаптирован.

                       1.4  Меры предупреждения и  профилактика подросткового вандализма

      Профилактика и предупреждение вандального поведения - это система мер, включающая в себя совокупность педагогических, психологических и социальных воздействий. Профилактика вандализма заключается в коррекции и предупреждении преступных действий; адаптации подростков, предрасположенных к вандальному поведению; созданию возможности их самореализации в социально - значимых видах деятельности. Существуют две стратегии борьбы с этим явлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения. Вторая же связана с воздействием на установки и мотивы потенциальных вандалов [6,215].

      Рассмотрим стратегию устранения возможностей вандализма и воздействия на мотивы и установки потенциального разрушителя:

    • "Укрепление мишени". Способ заключается в создании физических барьеров для разрушения.
    • Оперативный ремонт. 
    • Ограничение доступа. Предлагается ограждать уязвимый объект от потенциальных разрушителей. Используются замки, ограды, заборы, решетки.
    • Охрана и наблюдение. Данная тактика предусматривает как формальный контроль (сторожа, охранные патрули, сторожевые собаки, дежурства), так и облегчение возможности неформального контроля (прохожие, служащие учреждений).

    Стратегия воздействия на мотивы и установки потенциального разрушителя проявляется в следующих способах:

    • Задержание, наказание, возмещение ущерба. В качестве наказания могут применяться штрафы, исключение из школы, уголовное преследование.
    • Отвлечение. Перенесение возможных деструктивных действий в социальное русло.
    • Воспитание. Осознание социальных норм поведения или изменение уже сложившихся деструктивных мотивов и установок.

     Анализируя вышесказанное, мы составили модель профилактических воздействий (Приложение №3).

        Такие акты вандализма, как: уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов, предметов и документов, имеющих историческую и культурную ценность, содержат состав преступления, предусмотренный ст. 243 УК РФ. Уголовная ответственность за эти действия: штраф в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере зарплаты за период от 2 до 5 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет.     Уголовное преследование за вандализм введено недавно и система учета различных проявлений вандализма еще не разработана [8].

         Можно сделать вывод, что распространение в современном обществе девиантных видов поведения (вандализма), определяет актуальность и востребованность профилактической работы. Успешность мер предупреждения и профилактики, зависит от комплексного подхода, взаимодействия школы, семьи, средств массовой информации, государственной поддержки.

                                                       Выводы по первой главе

    1. Проблема вандализма в современном обществе стоит остро, так как она имеет общенациональное значение. Вандализм – распространенный феномен, существовавший во все времена и во всех типах социальных культур. В современной науке его принято относить к одному из видов девиантного поведения,  без глубокого рассмотрения психологических особенностей субьектов.
    2. На основании анализа психолого - педагогической литературы выявлено: возникновение вандализма уходит корнями в историю; наряду с понятием «вандализм» употребляется понятие «вандальное поведение»; вандальное поведение можно также назвать девиантным, деструктивным поведением, особенность проявления которого схожа с агрессивным поведением.
    3. Причины возникновения и мотивы вандального поведения подростков - это малоизученная область науки. Основными причинами, определяющими вандальное поведение, становятся психологические особенности субъекта и социальная среда, а также депривация основных потребностей.
    4. Современный вандал – это подросток от 11 – 17 лет, чаще мужского пола, характерно присутствие сообщников с разницей в возрасте не более 2 – 3 лет. У него часто низкая успеваемость, прогулы школьных занятий, бесцельное гуляние по улицам, в том числе и в позднее время. Интеллектуально он не отличается от сверстников, но агрессивен, конфликтует с родителями или школьными учителями, социально дезадаптирован.
    5. Исследования реализации профилактических программ и эффективность их внедрения - одно из приоритетных направлений в изучении вандализма. Реалии современной жизни показывают, что ни одно из данных профилактических воздействий, не может быть эффективным в отрыве от других. Они должны иметь комплексный характер.

    2. Практическая часть

    Организация и проведение диагностического исследования

    Место проведения исследования: город Когалым.

    Сроки проведения исследования: ноябрь – март 2016 - 2017 года.

    Испытуемые: учащиеся МАОУ СОШ № 7 11 – 16 лет (102 подростка). В качестве респондентов к исследованию привлекались педагоги, родители учащихся 5 – 10 классов, жители города Когалыма (84). Всего в практическом исследовании приняло участие 186 человек.

    Этапы практического исследования:

    I этап (декабрь – февраль 2016 - 2017 гг.) – диагностический. На этом этапе осуществлено анкетирование. Анализ результатов анкетирования, позволил определить группу учащихся, склонных к проявлению вандализма (контрольная группа из 15 подростков). Затем была проведена диагностика психологических особенностей (методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»). Также был проведен рейд, целью которого была оценка состояния домов, подъездов и детских площадок 1 – ого микрорайона.

    II этап (январь – февраль 2017г.) – заключительно - обобщающий. Проведен анализ, систематизация, обобщение и интерпретация данных диагностики, сформулированы основные выводы. Разработаны и апробированы мероприятия по профилактике вандального поведения подростков в МАОУ СОШ №7. Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования, послужат базой для разработки психолого – педагогической программы профилактики асоциального поведения подростков.

       Также был проведен контент - анализ, путем изучения источников периодической печати, интернет газет (ХМАО – ЮГРА) за 2011 – 2016 гг. (Приложение №4).

                                                2.1 Методы и методики исследования

    Для определения склонности подростков к вандализму, была составлена и проведена анкета для подростков и взрослых. Результаты анкетирования позволили провести выборку респондентов в 1 - ую группу (15 респондентов из 5 – 11 класса) и во 2 –ую группу (41 респондент из 5 -11 класса).  Затем была проведена диагностика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний». (Приложение №5).

     Методика диагностики психических состояний по Г. Айзенку была адаптирована М.В. Хайкиной. Результаты диагностики двух групп прошли сравнительный анализ.

    Характеристики, которые исследуются в тесте, имеют следующие определения:

    • фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Социальная фрустрированность в нашем исследовании, рассматривается с учётом возрастных особенностей (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в школе, конфликтность).
    • ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих перестройки. Низкие адаптационные возможности, приспособляемость к изменениям внешней среды.
    • тревожность - индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие.
    • агрессивность  - неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям и окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.

    Мы предполагаем, что высокие показатели данных психологических характеристик присутствуют у подростков, склонных к совершению вандальных действий.

    2.2 Результаты анкетирования и диагностики

      Результаты анкетирования 56 учащихся 5 - 11 классов от 11 – 17 лет, 102 респондента от 18 лет и старше (педагоги МАОУ СОШ №7, жители города Когалыма – родители учащихся 10А, 10И, 10Б классов, жители 1 – ого микрорайона). Результаты анкетирования (Приложение №6).

    Вывод: анкетирование показало, что уровень осведомленности подростков и взрослых жителей нашего города о проблеме вандализма очень высок. И дети, и взрослые респонденты, находят данную тему актуальной, злободневной. Основными причинами вандального поведения, считают отсутствие интересов, незанятость в свободное время, скуку, низкий уровень культуры и полагают, что с таким явлением необходимо «бороться». Многие респонденты готовы принимать участие в мероприятиях и акциях, посвященных профилактике вандализма. Результаты анкетирования подростков помогли выделить две группы для дальнейшей диагностики.

    Результаты диагностики «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка

    56 респондентов – подростков были разделены на две группы. В 1- ю группу вошло 15 подростков, по результатам анкетирования, у них присутствует склонность к проявлению вандализма (положительные ответы на вопрос №10, отсутствие занятости в свободное время, прямое или косвенное одобрение вандального поведения). 2 группа – подростки не склонные к проявлению вандализма  15 учащихся (Приложение №7)

      Можно сделать вывод, что подростки склонные к вандализму, имеют более высокие показатели по шкалам тревожность, агрессия, фрустрация (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме, конфликтность). Также выявлено, что в 1 – ой группе присутствует высокий уровень ригидности, что говорит о трудности в социальной адаптации. Гипотеза нашего исследования нашла подтверждение.

               

                  2.3 Исследование состояния проблемы вандализма в городе Когалыме

       В 1 – ом микрорайоне города Когалыма был проведен рейд. На предмет вандализма обследовались дома, подъезды, различные постройки во дворах и детские площадки (Приложение №8).

      Результаты исследования: было установлено, что примерно 65% обследованных подъездов микрорайона №1, были подвергнуты, в той или иной степени, актам вандализма. В основном - это надписи различного содержания, повреждения кнопок лифта, ручек и дверей подсобных помещений и т.д. Также на стенах домов  ул. Мира, Дружбы Народов, Степана Повха, Молодежная, тоже имеются различные надписи. Анализ содержания и характера нанесения надписей показал, что, в основном, это делается младшими подростками, присутствует много грамматических ошибок, различные герои популярных мультфильмов, иногда нецензурные выражения. Средства нанесения надписей и повреждений: маркеры, ручки, простые карандаши, баллончики с краской. Также присутствуют и граффити, названия интернет игр, сайтов, которыми увлекаются подростки более старшего возраста.

       Можно сделать вывод, что проблема подросткового вандализма актуальна для Когалыма.  Если учесть, что практическое исследование проводилось в центре города, то можно предположить, что подобная картина присутствует и в других микрорайонах, исследование которых, мы затронули частично.

    2.4 Разработка и проведение профилактических мероприятий

       Итогом нашего исследования, является разработка рекомендаций для информационно-просветительской работы среди подрастающего поколения, родительского состава, для создания социально – психологических программ профилактики асоциального поведения подростков (Приложение №9).

    20.01.2017 г. мы провели беседу с родителями, в которую вошли главные результаты исследовательской работы в 10А, 10И, 10Б классах, разработали и провели классный час «Вандализм – удел трусливых» в 10- х, 8 - х классах.

      Нами были разработаны агитационные плакаты и листовки. 13.03.17 была оформлена фото – выставка «СТОПвандал#» в МАОУ СОШ №7.

       Также нами была проведена волонтерская акция «СТОПвандал#» 19.02.2017. В ней приняли участие 25 учащихся МАОУ СОШ №7. В ходе этой акции, в домах на информационных стендах были развешены листовки с обращениями к жильцам (Приложение №10).

    Выводы по второй главе

        Обобщение результатов проведенной диагностики позволило сделать следующие основные выводы:

    • Анкетирование показало, что уровень осведомленности подростков и взрослых жителей нашего города о проблеме вандализма очень высок. И дети, и взрослые респонденты, находят данную тему актуальной, злободневной. Основными причинами вандального поведения считают: отсутствие интересов, незанятость в свободное время, скуку, низкий уровень культуры и заявляют, что с таким явлением необходимо бороться. Также результаты анкетирования подростков помогли выделить две группы для дальнейшей диагностики.
    • Подростки, склонные к вандализму, имеют более высокие показатели по шкалам тревожность, агрессия, фрустрация (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме, конфликтность), и более высокий уровень ригидности (адаптивность к внешней среде).
    • Необходима организация целенаправленной психолого – педагогической  деятельности, по включению подростков, предрасположенных к вандальному поведению, в социально значимую работу по охране памятников культуры, архитектуры,в общественно - полезную, досуговую деятельность со сверстниками, педагогами и родителями.
    • Гипотеза нашего исследования нашла подтверждение. Данные, полученные в ходе диагностики, позволяют считать, что у подростков, склонных к вандализму, присутствует ряд психологических особенностей  таких, как высокий уровень агрессии, тревожности и низкий уровень социальной адаптации.

    Заключение

      Проблема вандализма актуальна для современного общества. Каждый день мы сталкиваемся с подобными явлениями на улице, в своих подъездах, детских площадках. Все чаще в СМИ мелькают заголовки: «Вандалы разрушили..». В данной работе, мы попытались найти ответ на злободневный вопрос, кто такие «вандалы», что ими движет, как реагировать обществу на данную проблему.

      Целью работы являлось исследование психологических особенностей подростков, склонных к проявлению вандализма и разработка соответствующих профилактических мероприятий. Для реализации данной цели были выполнены задачи:

    1. Мы исследовали теоретические аспекты проблемы подросткового вандализма и выявили, что вандализм – распространенный феномен, существовавший во все времена и во всех типах социальных культур. В современной науке его принято относить к одному из видов девиантного поведения,  без глубокого рассмотрения психологических особенностей субьектов. Однако выбор человеком вандализма, как способа «отреагирования внутренней напряженности», является следствием существенных изменений в системе норм, социальных установок и ценностей, затрагивающих ядро личности, его индивидуально – психологические особенности.

    2. Выяснили, что причины возникновения и мотивы вандального поведения подростков - это малоизученная область науки. Основными причинами, определяющими вандальное поведение, становятся психологические особенности субъекта и социальная среда, а также депривация основных потребностей.

    3. На основе изученного теоретического материала составили психологический портрет современного «вандала»: это подросток от 11 – 17 лет, чаще мужского пола, характерно присутствие сообщников с разницей в возрасте не более 2 – 3 лет. У него часто низкая успеваемость, прогулы школьных занятий, бесцельное гуляние по улицам, в том числе и в позднее время. Интеллектуально он не отличается от сверстников, но агрессивен, конфликтует с родителями или школьными учителями, социально дезадаптирован.

    4. Выяснили, что исследования реализации профилактических программ и эффективность их внедрения - одно из приоритетных направлений в изучении вандализма. Реалии современной жизни показывают, что ни одно из данных профилактических воздействий, не может быть эффективным в отрыве от других. Они должны иметь комплексный характер.

    5. В ходе практического исследования установили, что уровень осведомленности подростков и взрослых жителей нашего города о проблеме вандализма очень высок. И дети, и взрослые респонденты, находят данную тему актуальной, злободневной. Основными причинами вандального поведения считают: отсутствие интересов, незанятость в свободное время, скуку, низкий уровень культуры и заявляют, что с таким явлением необходимо бороться.

    6. Результаты тестирования показали, что у подростков склонных к вандализму, более высокие показатели по шкалам тревожность, агрессия, фрустрация (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме, конфликтность), и более высокий уровень ригидности (адаптивность к внешней среде). Гипотеза нашего исследования нашла подтверждение.

    7. По итогам теоретического и практического исследования, нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей.

         Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что необходима организация целенаправленной психолого – педагогической  деятельности по включению подростков, предрасположенных к вандальному поведению, в социально значимую работу по охране памятников культуры, архитектуры, в общественно - полезную, досуговую деятельность со сверстниками, педагогами и родителями.

        Итогом нашего теоретического и практического исследования, является разработка и проведение:

    • беседы с родителями «Подростковый вандализм»;
    • классного часа «Вандализм – удел трусливых»;
    • разработка агитационных плакатов и листовк;
    • фото – выставка «СТОПвандал#» в МАОУ СОШ №7;
    • волонтерская акция «СТОПвандал#»;
    • рекомендации для педагогов и родителей.

      Мы считаем, что необходимо привлекать внимание молодежи и взрослых к данной проблеме, вести разъяснительную и информационную работу. Элементы нашего исследования можно использовать при проведении информационно-просветительской работы среди подрастающего поколения, родительского состава, для создания социально – психологических программ профилактики асоциального поведения подростков.


                                                Список литературы

    1.Алиев Х.К. Вандализм среди несовершеннолетних [Электронный ресурс]URL:// https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/

    2. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Наш беспокойный подросток//Пер.с англ. A.B. Орлова. М.: Просвещение,1991-224с.

    3. Белокопытов Ю. Предотвращение и контроль вандализма//Первое сентября,2004.- №35.- с.20-25

    4. Васильева О.С., Гальченко Т.А Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. 1997. -Т. 4. - № 3.-с. 15-22.

    5. Ватова Л.С. К вопросу о подростковом вандализме // Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века: Материалы 6-й конф. молодых уч. М.: ИВиРЛ, 1998. - 4.2. - с.16-17.

    6. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-педагогической деятельности: Теория и практика социальной работы. ML: АСПиСРРФ. - 1993. - Т.2.- с.218-230.

    7. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Психология вандального поведения. М., Екатеринбург, 2014. - 322с.

    8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Н. Скуратова и В.М. Лебедева. 2-е изд. М.: Инфра; М-Норма, 1997.

    9. Лебон Г. Психология народов и масс. Пер.с франц. Я.Фридмана. - СПб.: Питер, 1998.- 304 с.

    10. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Ч. 2. - М.: Ось-89, 1998.- 319с.

    11. Прокопия Кесарийского история войн римлян с вандилами // Прокопия Кесарийского история войн римлян с персами, вандилами и готфами. СПб.:1891. – 208с.

    12. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: В 2 т./ Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. Т.2 - М.: АСП и СРРФ, 1993. - 390 с.

    13. Федорова Г.Г. Развитие духовного потенциала как профилактика подросткового вандализма [Электронный ресурс]//Материалы Покровских чтений. 2006. URL:.https://www.herzen.spb.ru/main/structure/fukultets/ppf/1298106178/1298107399/1402389082/1423738732/

    14. Сивашенкова Д. Подростковый вандализм – это диалог с миром взрослых [Электронный ресурс] URL:https://www.miloserdie.ru/article/podrostkovyj-vandalizm-eto-dialog-s-mirom-vzroslyh/

    15.Современный толковый словарь [Электронный ресурс] URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-10449.htm

    16. Википедия [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности подростка

    В работе представлены психологические особенности подросткового периода и даются некоторые рекомендации по вопросам общения с детьми...

    психологические особенности подростка

    Рассматриваются особенности и проблемы общения с подростком...

    научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"

    Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...

    Презентация к родительскому собранию "Психологические особенности подростков"

    Презентация к родительскому собранию на тему "Психологические особенности подростков"  Заметки к слайдам:  Слайд 3 В 9 классе гормональный фон постепенно выравнивается, но появляет...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3800098","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 251px; width: 340px;"}}]]Подростковый период называют перех...

    Психологические особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ

    Психологические особенности подростков, склонных к употреблению ПАВ...

    Эмпирическое исследование психологических особенностей проявления одиночества у подростков

    Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние, жалость к себе, скука, ощущение собственной непривлекательности, застенчивость. Одинокий человек как бы говорит: «Я беспомощен и несчастен, полюб...