Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

При обучении младших школьников  с ограниченными возможностями здоровья  в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья

При обучении младших школьников  с нарушением интеллекта  в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов (мышление, речь), моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния здоровья.

По этой причине сложная работа предстоит по развитию у детей представлений о величине, форме, цвете предметов, понимания пространственных отношений. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов. Большую трудность для них представляет установление признаков цвета, пространственных соотношений и особенно определение времени.

В разных ситуациях целесообразно использовать возможность обратить внимание ребёнка на тот или иной признак предмета, явления. Цвет листьев в разное время года; цвет, форма овощей, фруктов и т.д. – всё это можно наблюдать ежедневно. Приучать чувствовать протяжённость времени, а для этого каждый раз отмечать, сколько времени затратили на уборку комнаты, как долго занимались, играли, гуляли. Младший школьник уже должен понимать, что за один час дом не построишь, а два года много, чтобы вымыть пол. Подобные вопросы-шутки очень полезны.

Упражнения с опорой на зрение или осязание.

Начинать формирование восприятия отдельных признаков предметов целесообразно с простых упражнений, выполняемых с опорой на зрение или осязание: показать в течение 10 секунд треугольник или другую фигуру, а затем найти на ощупь её в мешочке среди других фигур или  найти на ощупь самый большой или самый маленький камешек илимячик.  Можно предложить с закрытыми глазами пальчиками обвести плоскую геометрическую фигуру, затем узнать её среди других фигур. Дайте ребёнку пуговицы одного цвета, но разной величины и предложите разложить их в порядке увеличения или уменьшения; попросите зрительно найти середину полоски бумаги или палочки длиной в 10-12 см. Предложите найти на рисунке предметы указанной формы и закрасить указанным цветом, а затем используйте для различения признаков предметов. По пунктирным линиям попросите  определить  изображённые предметы (животные, овощи, фрукты, цветы и т. п.) и обвести их. По тени определить предмет. Много подобных упражнений помогут в формировании восприятия отдельных признаков предметов, будут способствовать развитию мелкой моторики, зрительной памяти.

Игры на развитие зрительного восприятия, представления, воображения.

 Положите перед ребёнком красный круг, зелёный овал, тёмно-красный треугольник вершиной вниз и попросите назвать похожие на эти предметы овощи, фрукты (яблоко, огурец, свёкла).

 Дайте картинки с изображением знакомых предметов и геометрические фигуры. Предложите  сначала назвать эти предметы, а затем разложить их в три кучки с учётом формы (треугольник, круг, четырёхугольник).

  Заготовьте 10-24 карточки, разделённые чертой пополам по типу «Домино». На каждой половине карточки изображены фигуры определённого цвета и формы. Наиболее простой вариант игры – подбор карточек с учётом только одного признака (цвета или  формы). При более сложном варианте надо подбирать карточки с учётом цвета и формы. Это уже сложная мыслительная операция, при которой важен самоконтроль.Подобная игра может быть использована и для закрепления родовых понятий. На одной половине каждой карточки нарисуйте или наклейте изображения предметов одежды, мебели, животных и т.д. Правила игры те же, что и в обычном «Домино», их можно усложнять.

 Вырежьте из плотной бумаги различные геометрические фигуры разной величины. Предложите построить из них какие-нибудь предметы. Например, гриб-мухомор из треугольника «шляпка» и узкого длинного прямоугольника «ножка»; куклу-неваляшку из маленького и большого кругов и т.д. Можно не называть предмет, пусть воспитанник  сам фантазирует и называет.

Очень полезны задания на складывание целой картинки из частей по типу «пазлы», сначала упражняйте  в складывании знакомых предметных картинок, разрезанных на две-десять частей по вертикали, горизонтали, по двум диагоналям и т.д. Если ребёнок легко справляется с этой работой, усложните её за счёт большего количества разрезов. Наряду с картинками используйте сюжетные кубики.

 «Волшебные кляксы». На лист бумаги капните чернила или цветную тушь.

Затем сложите этот лист пополам и  попросите ребёнка назвать то, что он видит в полученном изображении. Эта игра развивает воображение детей.

 С этой целью нарисуйте несколько знакомых незавершённых  предметов и попросите закончить их, дорисовать симметрично. То же самое можно проделать с цифрами и буквами.

Вызывает интерес у детей и узнавание предметов по контурам. В усложнённом варианте это могут быть наложенные один на другой силуэты предметов. Во всех этих заданиях дети опираются на имеющиеся у них знания. Предложите зрительно найти по изображённым частям сначала животных, а затем определить недостающую часть круга или треугольника.

Подобные упражнения развивают наглядно-образное мышление, способность к комбинированию. Все эти качества важны для школьного обучения и жизненной ориентировки.

 «Вкусная угадай-ка». Подвесьте на верёвочке несколько знакомых предметов (конфету, яблоко, морковь, баранку) или положите в мешочек. Ребёнок с закрытыми глазами  и соответственно на ощупь  должен узнать эти предметы, рассказать о них.

Игры на развитие слухового восприятия.

 «Узнай по звуку, по голосу». Попросите детей определить по звучанию инструмент: пианино, барабан, дудочку, аккордеон, колокольчик. Узнать по голосу членов своей семьи, одноклассников, птиц, животных.

Игры на ориентировку в пространстве.

 Сначала поставьте ребёнка и спросите, что он видит впереди, что слева, что справа, сзади, и только после этого начинайте играть. С закрытыми  глазами ребёнок   идёт, выполняя ваши указания: «Шаг вперёд, два шага вправо, два шага вперёд, шаг влево, руки на пояс, правую руку вперёд…».Можно по своему усмотрению менять команды.

 Предложите  сюжетные картинки, на которых надо определить:

- какой лапкой бельчонок держит шишку, а мишка – горшочек с мёдом;                                                                    

- какой лапкой зайка ест морковку; где находится слон;

- в каком направлении едут машины.

 «Художник». Дайте лист бумаги в клетку.Ребёнок рисует по  инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клеточки треугольник и т.д.». Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой, буквами и прочитать слово.

Все эти игры и упражнения закрепляют представления детей о величине, форме, цвете, учат ориентироваться в пространстве, на плоскости, развивают воображение, способность к конструированию, умению выполнять задание по инструкции.

Литература

О.В. Боровик,С.Д Забрамная «Развитие ребёнка – в ваших руках»,  Москва, Новая школа, 2000.

Л.А. Метиева, Э.А. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида– М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

адаптивная рабочая программа по окружающему миру для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Адаптивная рабочая программа по окружающему миру  для лиц с ограниченными возможностями здоровья 5 класс...

Доклад «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию взаимодействия с окружающей средой».

 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...