Консультация для педагогов ДОУ "Теоретические и методологические основы по сохранению и укреплению психофизиологического здоровья"
консультация по теме

Рогалева Наталья Александровна

Консультация для педагогов ДОУ в рамках экспериментальной площадки ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК" по теме "Сохранение и укрепление психофизиологического здоровья участников образовательного процесса ДОУ в условиях реализации ФГТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystupl_teor_i_metod_osnovy.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная площадка ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» МБДОУ «Детский сад «Мастерок» по теме «Сохранение и укрепление психофизиологического здоровья участников образовательного процесса ДОУ в условиях реализации ФГТ».

Консультация

«Теоретические и методологические основы по сохранению и укреплению психофизиологического здоровья»

Ответственный: учитель-логопед

Рогалева Н.А.

Абакан

Февраль, 2013 г.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Учение о диалектическом характере социальных отношений (Г.Гегель); гуманистические принципы организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществе, нашедшие отражение в работах Ж.-Ж. Руссо; идеи антропогенной цивилизационной парадигмы (Н.Н. Моисеев, К.В. Судаков, Г.Г. Дилигенскин и др.); концепции гуманизации образовательной деятельности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков); концепция оптимизации образовательного процесса Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника; антропологический подход Н.А. Добролюбова, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева Б.Г., Занкова Л.В., В.А. Сухомлинского; концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Т.И. Кульпина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, B.C. Шубинский, И.С. Якиманская); идеи адаптивной школы (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Н.П. Капустин); опыт педологических исследований (МЛ. Басов, В.П. Кащенко, Н.Е. Румянцев); концептуальные идеи валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов); концептуальные положения педагогической валеологии, разработанные В.Н. Болдиным, Г.К. Зайцевым, Н.К. Смирновым, Л.Г. Татарниковой; принципы и закономерности лечебной педагогики (А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Гурин, Е.М. Мастюкова); идеи социальной защиты детей (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова); принципы и технологии педагогической диагностики (Е.А. Михайлычев, Р.Немов); проектирование образовательных систем (А.Ф. Аменд, К.Ш. Ахияров, А.С. Белкин, М.А. Галагузова, B.C. Леднев, М.М. Поташник, В.В. Сериков, Н. Н. Тулькибаева, В.А. Черкасов, Н.Д. Яковлева).

Для решения поставленных задач в соответствии с методологической основой исследования используются следующие методы: анализ, синтез, обобщение и классификация при изучении научных трудов, нормативных документов; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы психолого-педагогического тестирования; метод моделирования; методы санитарно-гигиенической оценки условий обучения; методы анкетирования; опрос, беседа, педагогическое наблюдение; методы математической статистики (в том числе байесовский подход к агрегированию показателей риска заболеваемости).

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в обогащении методологии педагогической науки разработкой проблемы реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе экспертно-функционального подхода;

- в выявлении закономерностей и принципов процесса реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- в определении критериев эффективности реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Практическая значимость исследования:

Совокупность теоретических положений и выводов, позволит существенно повысить эффективность реализации педагогами функции сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательных учреждениях; внедрить в практику работы образовательных учреждений экспертно-функциональный подход к оценке педагогической деятельности с точки зрения ее влияния на здоровье учащихся; осуществить комплексную оценку состояния здоровья школьников, позволяющую не только выявить системообразующие факторы риска заболеваемости у каждого конкретного ученика, но и управлять заболеваемостью детей в образовательном учреждении.

Рекомендации окажут эффективную помощь педагогическим работникам и организаторам образования в проведении экспертизы учебного процесса, планов, программ, технологий с точки зрения их воздействия на здоровье детей.

В практике образования используется предложенная автором система мониторинга состояния здоровья детей, которая предусматривает не только отслеживание показателей физического развития и заболеваемости детей, но и осуществление самоанализа, самооценки состояния своего здоровья и достижений в физическом развитии, прежде всего, в результате внедрения «Паспорта здоровья».

Личный вклад автора заключается:

- в обосновании экспертно-функционального подхода к процессу реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- в разработке теоретико-методических основ процесса реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- в разработке и внедрении в практику модели процесса реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- в разработке процедуры мониторинга здоровья воспитанников, позволяющего выявить общую картину состояния проблемы и отслеживать изменения, достигнутые применяемыми способами воздействия;

- в разработке программ подготовки педагогов к реализации ими функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.

На защиту выносятся:

  1. Здоровьесберегающая педагогика - область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся. Основополагающим подходом в реализации идей здоровьесберегающей педагогики является экспертно-функциональный подход, который обеспечивает единство взаимодействия медико-дидактической экспертизы и реализации образовательными учреждениями функции сохранения здоровья обучающихся детей.
  2. Реализация функции сохранения и укрепления здоровья детей образовательными учреждениями является эффективной при выполнении комплекса требований, отраженных в принципах здоровьесберегающей педагогики: принципе персонификации нагрузки, принципе фасилитации, принципе субъектности, принципе компетентной ответственности, принципе вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности и принципе интеграции деятельности различных институтов в процессе здоровьесбережения.
  3. Условиями эффективной реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей являются: повышение компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья учащихся; субъектное включение детей в организацию процесса здоровьесбережения; мониторинговое исследование здоровья детей в образовательном учреждении; использование средств оптимизации и восстановительных мероприятий в учебно-воспитательном процессе; взаимодействие педагогов и других специалистов образовательного учреждения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей.
  4. Экспертно-функциональный подход определяет характеристики формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, а также управленческие воздействия и методические преобразования, является основой разработки программ «Здоровье», регламентирующих здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений.

Критериями эффективности процесса реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здоровьесберегающей среды являются: медицинский, дидактический, воспитательный.

Комплексная оценка риска заболеваемости детей и подростков, базирующаяся на экспертно-функциональном подходе, может быть использована для решения вопросов управления заболеваемостью в условиях общеобразовательного учреждения. Разработка и использование прогностических таблиц позволят выявлять системообразующие факторы риска заболеваемости каждого школьника, осуществлять взаимодействие специалистов в процессе осуществления ими функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

  СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Соершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здороья детей....

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...


 

Комментарии

Рогалева Наталья Александровна

Консультация для педагогов ДОУ