Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха
статья по теме

Шаповалова Елена Викторовна

«Дыхательные упражнения для

развития вокальных навыков у детей

с нарушением слуха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykh._upr.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

«Дыхательные упражнения для

развития вокальных навыков у детей

с нарушением слуха».


 Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – формирования правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности, что необходимо как для детей, страдающих нарушения темпа речи, так и для детей, имеющих дефекты звукопроизношения.

              У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и, как следствие, речь приглушенная: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того, таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, что часто приводит к нарушению плавности речи ( ребёнок вынужден «добирать» воздух посередине фразы).

             Развитие дыхания включает работу над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, что осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений – сначала без речи ( формируется физиологическое дыхание), а затем с речью ( воспитывается речевое дыхание).

            Работа над дыханием может предварять пение песен, но может быть самостоятельным видом работы на занятиях. Мы предлагаем упражнение на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработку продолжительного речевого выдоха, тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Некоторые из указанных ниже упражнений взяты из общественных сборников.

            Сначала дыхательные упражнения выполняются лёжа ( в этом положении легче правильно дышать, держать паузу), а затем в положении сидя и стоя, Во время вдоха, если ребёнок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх: если сидит то вниз.

           «Бегущие утята»

           Сначала педагог показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щёк, так чтобы игрушка ( плоскостной утёнок, выполненный по принципу палатки) заскользила ( побежала) по поверхности стула или стола, но не упала. Потом каждый ребёнок делает тоже самостоятельно.

           «Дуем, дуем, задуваем!»

           Вариант 1. Дети берут в правую ( левую) руку пособие ( искусственные цветы или листья, вертушки, султанчики, плоскостные игрушки, которые имеют детали из папирусной  бумаги и потому шуршат, перемещаясь от дуновения) и на сильную долю в музыке ( вальс на 3/8) делают вдох, на слабую – выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.

           Вариант 2. Дети встают в круг, держа в руке пособие, руки опущены. На вступление поднимают руки и плавно покачивают ими над головой в такт музыке.

           На сильную долю каждого такта 1части дети дуют на пособие.

           На такты 2 части бегут по кругу на носочках, держа пособие перед собой («летят» за ним).

           «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем1»

           С помощью считалки выбирается водящий – он выходит из зала; оставшимся детям предлагают изобразить, как они будут надувать шары и выпускать их в полёт, разжигать, а затем раздувать костёр, играть на дудочках, собирать на лугу одуванчики, а затем дуть на них, пилить дрова ( дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох), рубить дрова (дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются в перёд – выдох), косить траву ( сопровождаются  соответствующими движениями с произнесением на выходе междометий ух, ах, эх ), накачивать насосом колёса ( сопровождается звуком  с ), ехать в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей.

Когда движения и текст освоены, переходим к работе над фонационным дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребёнка должна находиться на диафрагме, правая выполнять плавное простое движение в воздухе. Затем движения сопровождаются более сложными двигательными сериями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...

Индивидуальное занятие по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха "Беседа о семье"

Цель: Развивать коммуникативную функцию речи.Задачи:1)                    совершенствовать навыки самосто...

Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.

В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...