Организационнао - методическое направление в деятельности учителя - логопеда
методическая разработка по теме

                      

      ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

                                               УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

         

             Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в районных, городских ТПМПК, школьных педагогических комиссиях, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документов.

             Для участия в ТПМПК на каждого ребёнка - логопата заполняется направление, которое содержит основные значимые диагностические характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов , сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта.

 Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений в разных компонентах речевой системы, их характера, а так же их глубины и степени. 

 Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

 Схема данного обследования предполагает учет некоторых основных требований к содержанию логопедического обследования. Прежде всего, должен учитываться системный подход к анализу речевых нарушений: выявление не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова взаимосвязь его с другими компонентами речи, результатом чего является нарушение и к каким последствиям может привести.

Конкретные методы и приемы можно использовать полностью или выборочно при обследовании каждого компонента речи. Но следует помнить, что обнаруживая нарушение какого-либо компонента речи, необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Причем проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.

Обследование ребенка лучше проводить в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить какие недостатки речи, по мнению родителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо уточнить сведения о раннем речевом развитии ребенка (если они не были получены ранее или недостаточны), о речи ребенка к началу школьного обучения. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой недостаток и как реагирует на него. Отмечается, обращались ли родители к логопеду ранее, какая проводилась коррекционная работа и каков ее результат.

Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед ТПМПК имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств.

На основании полного логопедического обследования, с учётом результатов обследования других специалистов, логопедом заполняется направление  с  указанием выявленной речевой патологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

                                                                                                          УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

         

             Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в районных, городских ТПМПК, школьных педагогических комиссиях, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документов.

             Для участия в ТПМПК на каждого ребёнка - логопата заполняется направление, которое содержит основные значимые диагностические характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов , сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта.

 Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений в разных компонентах речевой системы, их характера, а так же их глубины и степени.  

 Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

 Схема данного обследования предполагает учет некоторых основных требований к содержанию логопедического обследования. Прежде всего, должен учитываться системный подход к анализу речевых нарушений: выявление не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова взаимосвязь его с другими компонентами речи, результатом чего является нарушение и к каким последствиям может привести.

Конкретные методы и приемы можно использовать полностью или выборочно при обследовании каждого компонента речи. Но следует помнить, что обнаруживая нарушение какого-либо компонента речи, необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Причем проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.

Обследование ребенка лучше проводить в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить какие недостатки речи, по мнению родителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо уточнить сведения о раннем речевом развитии ребенка (если они не были получены ранее или недостаточны), о речи ребенка к началу школьного обучения. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой недостаток и как реагирует на него. Отмечается, обращались ли родители к логопеду ранее, какая проводилась коррекционная работа и каков ее результат.

Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед ТПМПК имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств.

На основании полного логопедического обследования, с учётом результатов обследования других специалистов, логопедом заполняется направление  с  указанием выявленной речевой патологии.

                         Общая схема логопедического обследования.

Проверка состояния слуха:

             Поскольку нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, перед обследованием необходимо проверить слуховое восприятие ребенка (даже при наличии справки от отоларинголога о нормальном слухе). При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Примечание: При подборе материала, предъявляемого на слух, необходимо учитывать частотные звуковые характеристики слов (имеется в виду, что в данном случае термин "частотность" используется как физический термин, а не как степень частоты встречаемости того или иного компонента речи), то есть слова, в составе которых есть звуки "о", "у", "н". "м". "в", "р", являющиеся низкочастотными и при шепоте воспринимаются на расстоянии до 5 метров, а со звуками "а", "и", "е" (свистящими и шипящими, являющиеся высокочастотными звуками), воспринимаются на расстоянии до 20 метров. Этим требованиям соответствует так называемый "список Неймана" (Ф.Ф.Рау, Л.В.Нейман, В.И.Бельтюков, 1961)

Общая характеристика речи:

          Определяется темп, громкость, плавность, внятность, выразительность и т.п. Это делается либо в процессе простейшей беседы с ребенком, либо при составлении небольшого рассказа по картинкам.

Обследование звуковой стороны речи:

Обследование артикуляционного аппарата:

           Обращается внимание на строение губ, неба, челюстей, зубов, языка, увули. Наряду со строением изучается двигательная функция речевого аппарата, его подвижность. Анализируется сила, объем, истощаемость, включение в движение, темп и плавность переключения, наличие синкинезий. Особое значение имеет подвижность языка. Так же отмечается саливация.

Обследование произношения звуков:

           Проверяется произношение звука изолированно, в слогах, в словах и в самостоятельной речи. Одновременно с произношением звуков проверяется их различение, то есть возможность их восприятия.

Звуки проверяются по фонематическим группам:

-  гласные (а, о, у, э, и, ы);

-  согласные:

-  свистящие, шипящие, аффрикаты (с,с', з,з', ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т', д', которые часто   смешиваются или заменяются на указанные звуки;

-  сонорные (р, р', л, л',) и звук (йот);

-  звонкие и глухие (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж) и мягкое их звучание (кроме ш-ж);

-  фрикативный (х), так как он может смешиваться со звуками (к, г).

          При проверке используется отраженное проговаривание, то есть повторение за взрослым изолированного звука и слогов разного вида. Результат обследования звукопроизношения отдельных фонем фиксируется сразу же с указанием дефекта (правильное звучание, искаженное звучание, звук отсутствует, замещается другим звуком, два близких звука произносятся одинаково).

          Для проверки произношения звука в слове или во фразе используются специально подобранные картинки (предметные и сюжетные). Ребенок вначале называет картинку самостоятельно, а затем отраженно.  Результаты обследования так же фиксируются. В случае, если изолированный звук произносится правильно, а в самостоятельной речи с нарушениями, это должно быть отмечено специально, так как будет влиять на выбор методики коррекции звука.

Обследование слоговой структуры слова:

          Нарушения проявляются в перестановке звуков или слогов ("зекарло" вместо "зеркало" и т.п.), в добавлении их или в опускании.

          При обследовании необходимо подобрать слова с различной слоговой структурой. Слова могут быть многосложные, со стечением согласных в разных частях слова, содержать сходные звуки.

          Сначала ребенок произносит слова самостоятельно (по картинке), а затем отраженно. Примеры искаженного произношения записываются.

Обследование уровня сформированности навыка фонематического восприятия

          Нарушение фонематического восприятия может сопоставляться с нарушением звукопроизношения у ребенка, а так же сочетаться с удовлетворительным звукопроизношением (на момент обследования). Но в любом случае это нарушение влияет на формирование навыков чтения и письма.

          Обследование проводится на материале изолированных звуков, слогов, слов и фраз.

Ребенок выполняет инструкцию: "Послушай внимательно и повтори то, что я сказала".

При этом ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, он повторяет сказанное только после того, как логопед произнесет весь предлагаемый материал ("цепочку" слогов, "цепочку" слов и т.д.) и в той же самой последовательности.

Если ребенок не произносит или произносит с заменой необходимый звук, необходимо его произнесение заменить на какое-либо условное движение или графическое изображение (условный знак или буква).

Звуко-слоговой материал должен быть систематизирован по степени сложности.

Фиксируются особенности различения воспринимаемых звуков по фонетическим группам, как внутри них (сонорные, свистящие, шипящие), так и в смешанной группе (свистящие - шипящие).

           Так же фиксируются нарушения восприятия звонких - глухих, твердых - мягких согласных и проторного звука (х) со взрывным (к).

          Звуковой анализ и синтез слова также используется для проверки различения звуков.

Обследование словарного запаса:

           Необходимо специально обследовать как активный словарь ребенка, так и пассивный на материале лексических тем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ:                                                                                          4. Заключение лор - врача:……………………………………………………...

1.  Педиатр (эпикриз на ребёнка, поступающего в ГДОУ):                                           .............................................................................................................

Ребёнок от        беременности, протекавшей.                                                       ………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………...........................................                                    …………………………………………………………………………………………………………

Роды        …………………………………………………………………...                                           ……………………………………………………………………………………….

При рождении: вес…....г, рост…….см, оценка по Апгар………/…..баллов                               ……....…………………………………………………………………………………...

На первом году …………………………………………………………………………………                        5. Заключение невропатолога:

Перенесённые инфекционные заболевания: ветряная оспа, корь, краснуха,           ранние проявления ПЭП………………………………………………………………………………

коклюш, эпид. паротит, скарлатина, дифтерия, вирусный гепатит,                                                             (указать какого генеза, по синдромно)

дизентери                  ………………………………………………………………………………………………………………………

Прочие заболевания……        ……………………………….                             отмечалась ли задержка в моторном или речевом развитии………………         

Травмы, операции ………………………… ……………………………………                                            Неврологический статус……...……………………………………………….…………………… Аллергоанамнез...……………………………………………………………….                                             общая и мелкая моторика………………………………..…………………………………………

Реакции на прививки                        .……………………………………………………………………………….……………………………………..

Наследственность                   Черепно-мозговая иннервация (ЧМИ) в т.ч. есть ли с-мы дизартрии

На дисп. учёте по Ф-30                  …………………………………………………………………………………..………………………………..

Группа здоровья …………….  Физ. развитие………………………………….                                      ……………………………………………………………………………………..................................

Мед. группа по занятиям физ. воспитанием                   Мышечный тонус……………………………………………………………………………………

Режимные ограничения                            ………………………………………………………………………………………………………………..

Дата             20       г.   Подпись …………………………………………………                                                  Координация……………………………………………………………………………………………

2. Заключение врача - офтальмолога                     Рекомендации……………………………………………………………………......................            ……………………………………………………………………………………........................................             ……………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………..             …………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………..              …………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………..             …………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………            …………………………………………………………………………………………………………………….

3.   Заключение врача-ортопеда или хирурга:                                                                   6. Заключение психиатра  ( после 3-х лет ) :

…………………………………………………………………………………………………………………………….           (  ул. Гастелло , 28 тел. 373 55 67 )

…………………………………………………………………………………………………………………………….           …………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….………………………………………           ……………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….………………………………………           ……………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………….           ……………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………….           ……………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………….…………………………………………           …………………………………………..............................................................................

7. Заключение учителя - логопеда:                       Штамп                                        НАПРАВЛЕНИЕ №_______

-понимание обращенной речи: понимает и выполняет простые инструкции,                 поликлиники:                          на  территориальную   психолого-                                                                                                                                                                           

 затруднение в понимании сложных синтаксических конструкций; возрастная норма.                                                        медико-педагогическую комиссию                                                                                                                          

- звукопроизношение: в стадии формирования; произносит отдельные звуки;                                                                                      ………………………..р-на, г…………………………..                                                     

звукокомплексы; полиморфное; мономорфное: ………………………………………………               Фамилия, имя ребёнка……………..………….......................................…………….

…………………………………………………………………………………………………………………………               Дата рождения…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………..             Домашний адрес………………………………………………………………………………………

 -слоговая структура и звуконаполняемость: замена сложных по артику-                           Телефон:……………………………………………………………………………………………………

ляции звуков на лёгкие; не может воспроизвести слова сложной слоговой структуры;            Из  ГБДОУ №…………………………………………………………………………………………… 

тендеция к упрощению сл./стр. и выпадению согласных при стечении, возрастная N.            Предварительное заключение……………………………………………………………….                                                                                                                                  

-фонематические функции: не сформированы, не выделяет заданный звук на                    Ф.И.О. учителя-логопеда…………………….…….......……………………………………….

 фоне слова, с простым анализом и синтезом не справляется, сформированы в доста-                                                                                                                                      /подпись/    

точной мере.                                                                                                                                                    Дата и время проведения ТПМПК...……..……………................................                           

-уровень развития связной речи: фразы нет, использует мимико-жестикуля-                по адресу: ……………………………………………………………………………………………

торную речь; лепетная речь; речевой негативизм; в пределах возрастной N.                                        

-словарный запас: в стадии формирования; ниже возрастной нормы; неточность                 Заведующий ГБДОУ№…………………………………………………….

Употребления слов, расхождение объёма пассивного и активного словаря,  замена                                                                                                                                              ./подпись/

обобщающих понятий словами конкретного значения4 обобщающие понятия сфор-              ___________________________________________________________                                                                                                                     

мированы недостаточно; трудности актуализации слов; в пределах возрастной N.                      Перечень документов, представляемых на ТПМПК:

 -грамматический строй речи: не сформирован, в стадии формирования,                                     1. Заявление родителей о выдаче направления на ТПМПК.

стойкие аграмматизмы в речи, незначительные аграмматизмы, сформирован.                  2. Направление на ТПМПК.

- особенности поведения ребёнка во время обследования: контакт                                  3. Пед. характеристику воспитателя на ребёнка, посещающего ГБДОУ.

избирательный, повышенная истощаемость, дефицит внимания, двигательно-                  4. Копию свидетельства о рождении.

расторможенный, контактен.                                                                                                 5. Папка с файлами.

-  сопутствующие диагнозы……………………………………….………………………………………………                 __________________________________________________________

………………………………………………………………………………………………………………………………………                                                                                                                                        ………………………………………………………………………………………………………………………………………                     Решение ТПМПК от…………..…………………………………………..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Логопедическое заключение:…………………………………………………………………………………….                     Протокол №………………….....           Per. №……………………………  

………………………………………………………………………………………………………………………………………..               Зачислен в логопедическую группу ГБДОУ  №..…………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………..                   Сроком на.................................................................................................                                                                                                

………………………………………………………………………………………………………………………………………..                   Заключение ТПМПК……..……………………………………………………………………………….                                                                                                  

Учитель-логопед:…………………………………………………………………………………………………………..                   …………………………………………………………………………………………………………………………

Члены  ТПМПК:………………………………………………………………………………………………………………..                 ………………………………………………………………………………………………………………………….                                                                                                                         …………………………………………………………………………………………………………………………………………..                Подпись……………………………………………………………………………………………………………                                                                                                                        

  ………………………………………………………………………………………………………………………………………….                                                                                                                                      

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...

Психокоррекционное направление деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с заиканием

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи.К их нарушению приводят судороги мышц речевого ...

Научно-методическая деятельность учителя логопеда Катрухиной Ирины Федоровны

Представлен перечень проведенных семинаров, мастер-классов, докладов. выступлений и публикаций в СМИ....

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) Тема: "Прогулка по лесу"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Мониторинг, как одно из направлений в работе учителя - логопеда

Данный материал содержит информацию  о комплексном обследовании ребёнка с речевыми нарушениями, которое включает скрининг - диагностику, стартовую, промежуточную и контрольную диагностики. Монито...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...