«Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ »
методическая разработка по теме

Самонова Наталья Викторовна

Методическая разработка по теме : «Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ» . Театрально - игровая  деятельность как  средство  всестороннего развития личности ребенка-логопата, ребенка с задержкой психического развития,  воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Эта методическая разработка окажет большую помошь не только педагогам специализированных   дошкольных учереждений , но  и воспитателям детских садов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno-igrovaya_deyatelnost.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Самонова  Наталья Викторовна

Методическая разработка на тему:

«Театрально-игровая деятельность в системе коррекционного процесса специализированного МБДОУ.»

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска новых эффективных средств помощи детям с общим недоразвитием речи, учитывая потребности и возможности современного ребёнка, с учётом изменений окружающей среды. На современном этапе активно развивается арт-педагогическое направление педагогики, формирование личности через искусство. Особое место занимает театрализованная деятельность. В системе дошкольной работы этот вид деятельности используется достаточно широко, а в системе коррекционной работы - недостаточно часто.

На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрально – игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, ребенка с задержкой психического развития,  воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

      Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности.

- развитие культуры речи: артикуляционной  моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие  мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

     Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Исправление недостатков речи - это нелёгкий труд для дошкольника. И поэтому, задача логопеда - средствами театрализованной деятельности воздействовать на ребёнка максимально эффективно.

упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы  ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы:  «ты – козлёнок, заблудившийся в лесу», « покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», « разбили любимую чашку»… или « лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…». Очень трудно научить наших детей передавать мимикой  эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх, боль, испуг, сострадание, гордость.

        С целью нормализации мышечного тонуса я каждое занятие начинается с дыхательных и расслабляющих упражнений. Применение на занятиях психогимнастики, релаксационных упражнений, психофизической гимнастики помогает снять повышенное мышечное напряжение (релаксационные упражнения), улучшает работу лицевых мышц, способствует подвижности артикуляционного аппарата (психогимнастика), способствует расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

         Для выработать четких и согласованных движений органов артикуляции помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики использую нетрадиционные формы её проведения: биоэнергопластика, театр пальчиков и языка. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как сопряженная гимнастика пальцев и языка, кистей рук и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений, речевую и мелкую моторику. Цель этих  занятий, привлечение внимания ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике я использую упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторят движения органов речевого аппарата. Для каждого логопата у меня в кабинете  красные перчатки. Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя за столом, стоя – в кругу или шеренге) сопряженную гимнастику применяю и как физкультминутку, например упражнение «Весёлый дождик».

Когда дети уже научатся ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха  я убираю зрительную опору – зеркало. Дальше ребята становятся актёрами «Театра пальчиков и языка». С помощью театра пальчиков и языка рассказываются разные истории. Я рассказываю сказку, историю, а мои воспитанники самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук. Мною разработаны комплексы сопряженной гимнастики для свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Упражнения я объединяю простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

     В коррекционной работе используем театрализованные игры.  Согласно исследованиям Л. В. Артемовой, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок действует за всех персонажей.

К играм-драматизациям Л. В. Артемова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребенка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

В своей работе большое внимание уделяю прозаичным и стихотворным диалогам. Подбираю их в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала, а также для пальчиковых театров. Работа над диалогом улучшает речемыслительную деятельность детей, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

         Эффективными являются различные варианты организации занятий с использованием логопедических игр; литературных или придуманных персонажей; сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, поездок, приключений; настольно-печатных игр; рисунков и других работ детей; игр-драматизаций; элементов речедвигательной ритмики. Темы и сюжеты занятий могут планироваться с учетом пожеланий дошкольников или развиваться в форме совместного творчества учителя-логопеда и детей при ведущей и руководящей роли специалиста. 

Элементы театрализованной деятельности позволили сделать подгрупповые и индивидуальные занятия более интересными, познавательными.

       Все дети очень любят перевоплощаться в кого – либо,  перенося свои недостатки и проблемы на вымышленный персонаж. В своей работе я использую дидактическое пособие «Живые шляпы». Надевая шляпу, ребёнок переносит себя в другой мир, где он говорит и ведёт себя иначе, не так, как обычно.

Дидактическая игра имеет несколько вариантов:

произнесение речевого материала с подражанием персонажу, изображенному на шляпе;

выполнение  заданий, расположенных в кармашке на шляпе;

участие в художественно – речевой игре согласно самостоятельно выбранной шляпе и персонажу.

В Игре со шляпами ребята произносят речевой материал с интонацией, жестами, мимикой выбранного персонажа. Речевой материал я подбираю разный (скороговорки, чистоговорки, четверостишия и т. п.), но детям нравится самим сочинять или повторять предложенные стихи из фонем.

      Для совершенствования эмоциональности речи, развития интонационной выразительности, обогащения словаря, формирования грамматического строя и активизации речевой деятельности в целом  используем игры-драматизации. Игры – драматизации представляют собой произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. Разработана картотека игр драматизаций.

      Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей, все упражнения объединены в небольшие сказки. Я использую сказки  для отработки комплексов упражнений для пассивной артикуляционной гимнастики и для правильного артикуляционного уклада звуков (К-Г-Х; Ш-Ж-Ч-Щ; Л; Р.) Сказки «Невоспитанный цыплёнок», «Прекрасная обжорка», «Светлячок, который боялся темноты», «Трудолюбивая божья коровка», «Пчела-капризуля», «Любознательная стрекоза», «Загадочная бабочка» помогают осваивать ребятам правильное произношение.
Сказки понравились детям и дали положительный результат в отработки артикуляционных упражнений при усвоении звуков. Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

    Разделяя общепризнанные методические направления коррекции и формирования речи, а также учитывая тот факт, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, мы проводим логопедические досуги.

     Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные навыки звукопроизношения.

Весело и зрелищно проходят музыкально-речевые досуги, театрализованные представления, логопедические досуги.  Учитель-логопед вместе с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями готовит дошкольников для участия в сценках и драматизациях. В  работе мы  используем элементы речедвигательной ритмики и биоэнергопластики. Эти приемы позволяют работать не только над произношением, но и темпоритмической стороной речи, интонацией, развивать мелкую и артикуляционную моторику.

К участию в досуговых мероприятиях  также привлекаем родителей. Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи.

Как показывает практика, эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

    Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

      Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

      Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

     Театрализация логопедического процесса позволяет эффективно решать большой объём задач коррекционно-воспитательной работы. Театрализованные игры помогают в преодолении речевых нарушений, стимулируют познавательную деятельность, речевую активность ребёнка, развивают творчество, воображение, формируют адекватное межличностное по ведение, самооценку.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.

Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность....

Театрально-игровая деятельность при изучении английского языка дошкольниками

Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. И для дошкольников - это игра - мост, по которому проходит кратчайший путь постижения "чужого" яз...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Значение театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми

Значение игровой театрализованной  деятельности в  развитии дошкольника...

Консультация для педагогов - "Театрально – игровая деятельность в системе коррекционного процесса"

Театрально – игровая деятельность в системе коррекционного процесса...

Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».

Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...

Статья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда".

Опубликовано 04.02.2018 - 14:34 - Майорова Елена ВалерьевнаСтатья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда". Сборник "Актуальные...