Главные вкладки

    План-конспект урока (8 класс) по теме:
    Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

    Маркова Алла Викторовна

    Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, определение своего места в жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока21.01 КБ
    Файл Презентация1.46 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по повести В. Короленко

    «Слепой музыкант»

    Путь восхождения к свету.

    Цель урока: показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения

    Словарная работа: проблема выбора, смысл жизни.

    1. Орг. момент

    Мы начинаем с вами урок чтения. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.  Мы вновь будем восхищаться, удивляться! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать)

    1. Работа над повестью

    В.Г. Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба и преследования властей, ссылки, аресты, а также огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страданиях, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным.
    - Для чего создан человек? «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений — повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.

    Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое — о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе — это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.
     Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения. Сформулируйте эти значения.

    Карточки:

    Свет: весь мир, свет солнца, человеческие чувства (радость, страдание), день, яркие краски, человеческая жизнь, свет лампы, открытая людям душа, возможность видеть.

    Тьма: ночь, боль, замкнутый мир усадьбы, эгоизм, злость, темнота, одиночество, отсутствие света.

    Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людям? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.

    -Кто же был вместе с ним на пути восхождения к свету? Какие люди вошли в жизнь Петруся?

    1. Мать охраняющее, оберегающее начало.
    2. Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид.
    3. Эвелина - подруга, невеста, жена.  

    Видео фильм ( эпизод встречи)

    -Как встретились мальчик и девочка?

    -Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? ( Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество)  

    -Как  вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?

     -А, что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила  Петрику?

    — Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? (Иоахим)

    От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика.

    1. Физминутка - игра на дудочке.

    Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Да и Максим  мечтал совсем о другом для своего воспитанника.

    1. Аудио книга
    • Кто и где знакомит Петра с молодыми людьми?
    • Как воспринял Петр этих людей?
    • Что нового о мире, жизни узнает Петр от них?
    • Как эти встречи отразились на характере Петра, его отношении к близким, к миру?

    Работа по книге стр. 158-159.

    Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви. Прочитаем об этом событии.

    -Чтение по ролям.

    Вопросы по книге.

    -Что произошло после слов Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше»

    -Как изменился Пётр во время странствия со слепыми?

    Объясните выражения: «Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». «Приобрел свет в душе.»

    - О каком подвиге преодоления Эвелины можно говорить? (она совершает свой «тихий подвиг любви, решив соединить свою жизнь со слепым).

    — Как вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор?
    Умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.
    (Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе.) Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место. 


    Работа с презентацией

    1.Орг. момент

    Мы начинаем с вами урок чтения. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.  Мы вновь будем восхищаться, удивляться! Продолжите! (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, анализировать, думать, говорить о жизненном пути Петра)

         2.Работа над повестью

    1слайд

    - Для чего создан человек?- задаётся вопросом писатель?

    2слайд

    ------повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году.

    Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования.

    3слайд

    Задание. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения. Сформулируйте эти значения. Карточки.

    Итог: видимый и невидимый мир.

    Ребенок появился на свет, и вместе с ним родилось «Темное, неисходное горе». Рождение слепого ребенка — это трагедия, боль и матери, и всей семьи и, конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым людям мире? Как сложиться его жизнь? Многое будет зависеть от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.

    4слайд

    5слайд

    3.Видео фильм ( эпизод встречи)

    6слайд

    — Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом.

    7слайд
    От матери, с умением игры на рояле, пришло мастерство, понимание богатства звуков. Но сейчас мы закроем глаза и послушаем дудочку, стараясь проникнуться миром Петрика.

    4.Физминутка - игра на дудочке.

    Замкнутый мирок усадьбы не мог дать Петру полноты жизни. Да и Максим  мечтал совсем о другом для своего воспитанника.

    5.Аудио книга

    8слайд

    9слайд

    6.Работа по книге стр. 158-159.

    Чтение по ролям.

    - Почему даже после объяснения в любви Петру плохо?

    10слайд

    11слайд

    - О каком выборе Эвелины можно говорить?

    - Как вы думаете, какой был выбор в жизни Петра?

    Ребята, вам тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место.

    12слайд



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Владимир Галактионович Короленко В жизни писателя были борьба за кусок хлеба и преследования властей, ссылки, аресты, а также огромное желание писать и быть интересным для читателей . Он писал о многом: о страданиях, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным.

    Слайд 2

    «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» Вопросу о том, что такое счастье , в чём его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений

    Слайд 3

    Два повествования 1.Первое — о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. 2.Второе — это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни.

    Слайд 4

    Кто же был вместе с Петром на пути восхождения к свету? Мать охраняющее, оберегающее начало. Максим брат матери — старый гарибальдиец, инвалид.

    Слайд 5

    Эвелина - подруга, невеста, жена.

    Слайд 6

    1.Как встретились мальчик и девочка? 2.Хотел ли Петрик общаться с незнакомкой? Почему? 3.Как вы думаете, а почему Петрик, так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной? 4.А , что вы можете сказать про девочку? Почему же она не уступила Петрику?

    Слайд 7

    Кто открыл Петру чарующий мир музыки?

    Слайд 8

    1.Кто и где знакомит Петра с молодыми людьми? 2.Как воспринял Петр этих людей? 3.Что нового о мире, жизни узнает Петр от них? 4.Как эти встречи отразились на характере Петра, его отношении к близким , к миру?

    Слайд 9

    Эвелина помогает понять Петру настоящий смысл любви.

    Слайд 10

    Как вы понимаете слова Максима: «Если бы тебе было хуже, то, возможно, сам ты был бы лучше» -Как изменился Пётр во время странствия со слепыми? Объясните выражения: « Глаза его оставались незрячими, но душа исцелилась». « Приобрел свет в душе.»

    Слайд 11

    Выбор - умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг.

    Слайд 12

    Рефлексия 1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок? 2.Сумел ли ты получить новые знания? 3.Ты был активен на уроке? 4.Ты сумел показать свои знания?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    . Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

    Урок литературу по повести В.Г. Короленко разработам по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

    . Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

    Урок литературы по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" разработан по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

    "От тьмы к свету" (по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант")

    Интегрированный урок внеклассного чтения  с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения....

    Урок литературы в 8 классе.«Путь к прозрению» (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

    Цель урока: показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения;  учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного т...

    Разработка урока литературы по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант", 8 класс

    Разработка  содержит технологическую карту урока, а также презентацию к данному уроку. Тема " на пути к счастью"...

    Урок по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант"

    Технологическая карта  урока по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант", тема " На пути к счастью"...

    Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

    Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...