Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
презентация урока для интерактивной доски (8 класс) по теме

Маркова Алла Викторовна

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на развитие речевого мышления, воображения, способствуют развитию устойчивого интереса к предмету.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.68 КБ
Binary Data Интерактивная презентация1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цель: Уточнить знания детей о неопределённой форме глагола.

Задачи: Конкретизировать знания детей о глаголах неопределённой формы.

                Развивать речевое мышление, воображение.

                Прививать устойчивый интерес к предмету.

                Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

  1. Организационный момент. Мотивация.

*Предлагаю урок начать с отгадывания шифрограммы

4

13

1

4

16

13

(глагол)

*Попробуйте вспомнить, что мы знаем о глаголе. Задание на интерактивной доске. Выбери нужное: часть (слова, речи), обозначает (признак предмета, действие предмета), отвечает на вопросы, изменяется (по временам, по падежам, по числам, по лицам).

*Откройте тетради запишите число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

*Прочитайте выражение американского писателя О. Холмза

Удел знания – говорить,

Удел мудрости – слушать.

*Найдите глаголы, подчеркните. Как нашли? (по вопросу)

* О чём говорит это выражение? Как понимаете?

* В словаре Ожегова: удел – судьба.

*Запишите в тетради, поставьте вопросы, глаголы подчеркните.

  1. Словарная работа

*исцелить (разбор по алгоритму: гласные, согласные, разделить для переноса, лексическое значение, словосочетание, предложение)

*На какой вопрос отвечает?

* Какая часть речи?

* Что можете добавить о глаголах, отвечающих на эти вопросы.

*Сформулируйте тему урока.

В маршрутных листах мы можем сделать вывод:

Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

  1. Постановка учебной цели.

*Сегодня на уроке мы вспомним признаки глаголов неопределённой формы и узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( работа на интерактивной доске)

Определите время, лицо, число глаголов.

Пишет

 гулял

читали

нарисует

ходить

прочитать

Почему у этих глаголов (ходить, прочитать) нет времени, лица, числа. Исследовательская работа.

В маршрутных листах мы можем сделать вывод:

У глаголов неопределённой формы не определяется время, число, лицо.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

*Подбери глаголы неопределённой формы противоположные по смыслу, подчеркни окончания. Работа на интерактивной доске и в тетрадях.

Мешать – помогать

Краснеть – бледнеть

Погубить – спасти

Зажигать – гасить

Прилечь - встать

В маршрутных листах мы можем сделать вывод:

Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь.

  1. Физминутка.

*Устно поработаем с фразеологизмами (устойчивое сочетание слов) – работа на интерактивной доске: 

Зарубить на  носу.

Клевать носом.

Пропустить мимо ушей.

Вставлять палки в колёса.

Делать из мухи слона.

Обвести вокруг пальца.

Держать язык за зубами.

(обмануть, преувеличивать,  не слушать, молчать, мешать, запомнить, дремать)

Какие глаголы подобрали к фразеологизмам? Докажите.

  1. Закрепление нового способа действия

*Работа по книге стр. 122 упр. 158 (Работа по группам)

1группа: составь и запиши словосочетания, повернув действие на себя.

Успокоить ребёнка –

Спрятать добычу –

Наклонить ветку –

Разозлить собаку –

Порадовать учителя –

Рассердить приятеля –

Обжечь кирпич –

Подстричь кустарник –

Отвлечь внимание –

Увлечь прогулкой –

Предостеречь от ошибки –

2группа: составь и запиши словосочетания, повернув действие на себя.

Успокоить ребёнка – нельзя успокоиться

Спрятать добычу - нельзя …

Наклонить ветку – нельзя …

Разозлить собаку – нельзя …

Порадовать учителя – нельзя …

Рассердить приятеля – нельзя …

Обжечь кирпич – нельзя …

Подстричь кустарник – нельзя …

Отвлечь внимание – нельзя …

Увлечь прогулкой – нельзя …

Предостеречь от ошибки – нельзя …

В маршрутных листах мы можем сделать вывод:

В глаголах неопределённой формы  перед -ся всегда пишется ь (проверяй вопросом).

  1. Рефлексия

Экспресс – опрос (на обратной стороне маршрутных листов)

1

-

2

+

3

+

4

-

5

+

6

+

7

+

8

-

1Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делал?, что делает? (-)

2У глаголов неопределённой формы не определяется время, число. (+)

3Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь. (+)

4У глаголов неопределённой формы можно определить лицо. (-)

5В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь. (+)

6 Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать? (+)

7Глаголы обозначают действие предмета. (+)

8Глагол это часть слова. (-)

Подсчёт самостоятельно количества правильных ответов. (сверяем с интерактивной доской)

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"

Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

Разработка урока "Причастие - особая форма глагола"

Разработка урока рассчитана для 7 класса. Для учащихся-татар причастие является сложной темой . Его изучение связано со значительными трудностями, которые объясняются двойственной морфологической прир...

Конспект урока русского языка "Время глагола"

Урок - проект по теме: "Время глагола"...

Презентация к уроку русского языка "Время глагола""

Презентация к уроку русского языка "Время глагола"...

Урок русского языка "Спряжение глагола"

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...