Инициация | Исследование темы 2 урока | Изучение индивидуальных особенностей учащихся к восприятию исследования | Цель: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке. Численность : 14 учащихся Оборудование: схемы, рисунки, иллюстрации по теме . опорный конспект, индивидуальные карточки , материалы к кроссворду, экран . проектор. Проведение: используя различные методики « подтолкнуть» учащихся к самостоятельному «открытию» исследуемой части речи , что в свою очередь формирует у них более глубокие и устойчивые грамматические навыки и умения. Определить рабочие мини-группы: класс делится на 4 группы по 3-4 человека.
|
Проработка содержания темы
Эмоциональная разрядка
| 30 минут | Работа в группах .Кроссворд исследование
Работа с текстом .Коллективная работа
Сравнительный анализ
Работа с опорным конспектом.
Игра « Кто быстрее?»
| Цель: определить грамматические признаки причастия путем разгадывания кроссворда, развитие творческого потенциала . расширение кругозора . углубление знаний. Численность : группы по 3-4 человека. Оборудование : материал к кроссворду, индивидуальные вопросы к учащимся по кроссворду.\ Проведение: Каждая группа получает карточки, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточки кроссворда, помещенного на доске. У каждой группы по 2 вопроса. Вопросы 1 группе - Знак препинания в сложном предложении( запятая)
- Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью( ударение)
Вопросы 2 группе - Слова , различные по значению , но одинаковые или близкие по лексическому значению в единственном числе( синонимы)
- Часть речи , обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо ( чему-либо) ( прилагательное)
Вопросы 3 группе - Часть речи , обозначающая действие предмета . ( глагол )
- Служебная часть речи . связывающая члены предложения и части сложных предложений ( союз)
Индивидуальные вопросы учащимся - Знак , использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом ( двоеточие)
- Знак. Использующийся в бессоюзном сложном
предложении. ( тире) - Какое общее название носят части слова ? ( морфема)
В ходе исследования учащиеся приходят к выводу : часть речи , совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола , называется причастием
Цель: определить конкретные грамматические признаки причастия. Оборудование: на доске иллюстрация дерева ( клена) и 2 варианта текста Численность : 14 учащихся Проведение :
1 вариант Поющий клен. В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями , но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зелеными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен умолкал, голый и неподвижный.
2 вариант Клен, который поет. В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями , которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зеленоватыми грудками походили на листья , которые зеленеют. Казалось , что клен расцвел. Утром , которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный.
В ходе сравнения учащиеся приходят к пониманию , что вариант 1 с использованием причастия . конструкции со словом « который» заменены причастием ( Птицы, которые поют – поющие птицы ) образовано от глагола с помощью суффикса – ющ -. Поющие – обозначает признак по действию – это грамматическое значение причастия.
Вывод: Причастие – самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
Цель: зрительное восприятие и запоминание материала, творческий характер воспроизведения изученного на уроке материала. Участники : 14 учащихся. Работа в группах. Оборудование: опорные конспекты, экран, проектор. компьютер. Проведение : учащиеся составляют в специальных тетрадях опорный конспект. Обобщение. Заполнение опорного конспекта ( на доске и в тетрадях)
Вид опорного конспекта.
Причастие
|
| - Грамматические признаки:
|
| - признак предмета по действию; - самостоятельная часть речи ; - какой? ( что делающий?) |
| - Морфологические признаки:
|
| отприлагательного:
- число ( ед. и мн. ); - род ( м., ж., ср.) в ед. ч.; - падеж ( И., Р., Д., В., Т., П.,) | от глагола :
-вид(совершенный, несовершенный); - возвратность ( - сь, - ся ); - время ( настоящее, прошедшее); - наклонение | 3 Синтаксические признаки: |
|
- сказуемое ( краткое причастие); - определение согласованное. |
|
Цель6 настроить учащихся на раскрепощенное поведение , отдых.
Цель: развитие у учащихся творческого потенциала, углубление знания по русскому языку, проявление положительных личностных качеств, развитие творческих способностей. Проявление смекалки и фантазии. Участники : 134 учащихся , работа в группах. Оборудование: карточки, схемы. Проведение :
Карточка 1 группе
1 Исправляют ошибки; решают задачу, плавают в реке любят кошек ; лечат животных.
| 2Мариновать грибы, прочитать книгу, разбить чашку, Распилить бревно, хранить подарок. |
Карточка 2 группе
1 Несут груз; отправляют посылку. толкают тележку растворяют окно, стоят на часах( на посту).
|
2 Построить дом, вспахать поле. Нарисовать картину. смазать механизм, забросить мяч.
|
Карточка 3 группе
1 Подгоняют стадо; рабочие устают, машина работает, урожай созрел, розы растут и цветут.
|
2Стадо подгонять, нарисовать пейзаж, образовать круг натянуть холст, вырубить рощу. |
Вывод : учащиеся обобщают то , что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схеме:
Действительные причастия
| Настоящее время : основа наст.вр. + - ащ(-ящ), -ущ ( -ющ)
Прошедшее время: основа инфинитива = - вш ( -ш) |
Страдательные причастия
|
Настоящее время: основа наст.вр.+-ем(-ом). – им. Прошедшее время: основа инфинитива + -енн – нн,-т. |
|