Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке. На данном уроке используются различные методики " подтолкнуть" учащихся к самостоятельному " открытию" исследуемой части речи, что в свою очередь формирует у них более глубокие и устойчивые грамматические навыки и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Открытый урок

Предмет, по которому проводится урок

Русский язык   Урок-исследование по теме: « Причастие – особая форма глагола».  

Султанова Марьям Дисеновна – учитель русского языка и литературы БМОУ « Ахтубинская СОШ» Красноярского  района  Астраханской области

Класс

 7 класс  14 учащихся

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

Исследование темы 2 урока

Изучение индивидуальных особенностей учащихся к восприятию исследования

Цель: создание оптимальных условий для восприятия темы  , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке.

Численность : 14 учащихся

Оборудование: схемы, рисунки, иллюстрации по теме . опорный конспект, индивидуальные карточки , материалы к кроссворду, экран . проектор.

Проведение: используя различные методики « подтолкнуть» учащихся к самостоятельному «открытию» исследуемой части речи , что в свою очередь формирует у них более глубокие и устойчивые грамматические навыки и умения.

Определить рабочие мини-группы:                            класс делится на 4 группы по 3-4 человека.

Вхождение или погружение в тему

1 урок3 минуты

 Эвристическая беседа

Цель: познакомить  учащихся с новой частью речи – причастием , проанализировать его грамматические . морфологические и синтаксические признаки.

Численность    14 учащихся

Формирование ожиданий учеников

2- минуты

Лингвистическая сказка

Цель : ввести учащихся в процесс знакомства с новой частью речи, заинтересовать , подготовить к исследованию.

Оборудование : экран , проектор , компьютер.

Проведение :

Учащиеся слушают лингвистическую сказку.

Интерактивная лекция

5 минут

Лингвистическая сказка

Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и выел уже несколько новых сортов.

- Может быть , к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия ? – размышлял как –то ученый – садовник. – Только будет ли толк , они так далеки друг от друга?

 Но сказано – сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные , не наречия, а особые части речи, у которых были признаки « папы» - глагола и « мамы» - прилагательного. У другой формы открылись признаки « папы» - глагола и « мамы» - наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор.

Проработка содержания темы

Эмоциональная разрядка

30 минут

 Работа в группах .Кроссворд исследование

Работа с текстом .Коллективная работа

Сравнительный анализ

Работа с опорным конспектом.

Игра « Кто быстрее?»

Цель: определить грамматические признаки причастия путем разгадывания кроссворда,  развитие творческого потенциала . расширение кругозора . углубление знаний.

Численность : группы по 3-4 человека.

Оборудование : материал к кроссворду, индивидуальные вопросы к учащимся по кроссворду.\

 Проведение:

Каждая группа получает карточки, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточки кроссворда, помещенного на доске. У каждой группы по 2 вопроса.

Вопросы 1 группе

  1. Знак препинания в сложном предложении( запятая)
  2. Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью( ударение)

Вопросы 2 группе

  1. Слова , различные по значению , но одинаковые или близкие по лексическому значению в единственном числе( синонимы)
  2. Часть речи , обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо ( чему-либо)  ( прилагательное)

Вопросы   3 группе

  1. Часть речи , обозначающая действие предмета . ( глагол )
  2. Служебная часть речи . связывающая члены предложения и части сложных предложений ( союз)

Индивидуальные вопросы учащимся

  1. Знак , использующийся при однородных членах предложения с обобщающим словом ( двоеточие)
  2. Знак. Использующийся в бессоюзном сложном

 предложении. ( тире)

  1. Какое общее название носят  части слова ? ( морфема)

В ходе исследования учащиеся приходят к выводу : часть речи , совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола , называется причастием

Цель: определить конкретные грамматические признаки причастия.

 Оборудование: на доске иллюстрация дерева ( клена) и 2 варианта текста

Численность : 14 учащихся

Проведение :

1 вариант

 Поющий клен.

В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями , но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зелеными грудками походили на зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен умолкал, голый и неподвижный.

2 вариант

                                    Клен, который поет.

В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями , которые пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо-бурые комочки с желто-зеленоватыми                                грудками походили на листья , которые зеленеют. Казалось , что клен расцвел. Утром , которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный.

В ходе сравнения учащиеся приходят к пониманию , что вариант 1 с использованием причастия . конструкции со словом « который» заменены причастием ( Птицы, которые поют – поющие птицы ) образовано от глагола с помощью суффикса – ющ -. Поющие – обозначает признак по действию – это грамматическое значение причастия.

Вывод:  Причастие – самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Цель:  зрительное восприятие и запоминание материала, творческий характер воспроизведения изученного на уроке материала.

Участники : 14 учащихся. Работа в группах.

Оборудование: опорные конспекты, экран, проектор. компьютер.

Проведение : учащиеся составляют в специальных тетрадях опорный конспект.

Обобщение. Заполнение опорного конспекта ( на доске и в тетрадях)

         Вид опорного конспекта.

                                Причастие

  1. Грамматические признаки:

- признак предмета по действию;

- самостоятельная часть речи ;

- какой? ( что делающий?)

  1. Морфологические признаки:

отприлагательного:

- число ( ед. и мн. );

- род ( м., ж., ср.) в ед. ч.;

- падеж ( И., Р., Д., В., Т., П.,)

 от глагола :

-вид(совершенный, несовершенный);

- возвратность ( - сь, - ся );

- время ( настоящее, прошедшее);

- наклонение

                  3    Синтаксические признаки:

- сказуемое ( краткое причастие);

- определение согласованное.

Цель6  настроить учащихся на раскрепощенное поведение , отдых.

Цель: развитие у учащихся творческого потенциала, углубление знания по русскому языку, проявление положительных личностных качеств, развитие творческих способностей. Проявление смекалки и фантазии.

Участники : 134 учащихся , работа в группах.

Оборудование: карточки, схемы.

Проведение :

Карточка 1 группе

1 Исправляют ошибки; решают задачу,    плавают в реке

любят кошек ;                лечат животных.

2Мариновать грибы,  прочитать книгу,  разбить чашку,

  Распилить бревно,    хранить подарок.

 Карточка 2 группе

1 Несут груз;    отправляют посылку.   толкают тележку

 растворяют окно, стоят на часах( на посту).

2 Построить дом,   вспахать поле.  Нарисовать картину.

  смазать механизм,   забросить  мяч.

Карточка 3 группе

1 Подгоняют стадо;  рабочие устают,  машина работает,

урожай созрел,          розы растут и цветут.

2Стадо подгонять,  нарисовать пейзаж,  образовать круг

  натянуть холст,     вырубить рощу.

Вывод : учащиеся обобщают то , что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схеме:

Действительные причастия

Настоящее время : основа наст.вр. + - ащ(-ящ), -ущ ( -ющ)

Прошедшее время: основа инфинитива = - вш ( -ш)

Страдательные причастия

Настоящее время: основа наст.вр.+-ем(-ом). – им.

Прошедшее время: основа инфинитива + -енн – нн,-т.

Подведение итогов

5минут

Цель: выяснить в ходе исследовательской деятельности учащихся усвоение нового материала о причастии как особой форме глагола- « чудесные гибриды»- и настроить учащихся на усвоение деепричастия.

Контроль знаний учащихся и выставление оценок.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

Урок на тему: "Причастие- особая форма глагола"

"Причастие - особая форма глагола"Цель урока:1.Обобщение и систематизация материала по теме « Причастие».2. Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навков.Ход урока.1.Вступит...

Разработка урока "Причастие - особая форма глагола"

Разработка урока рассчитана для 7 класса. Для учащихся-татар причастие является сложной темой . Его изучение связано со значительными трудностями, которые объясняются двойственной морфологической прир...

Урок-исследование по теме: « Причастие – особая форма глагола».

Урок-исследование по русскому языку в 7 классе...

Причастие - особая форма глагола

Урок для 6 класса по русскому языку...

Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Причастие - особая форма глагола с признаками прилагательного". Пригодится для учителей русского языка и литературы в 6-х или 7-х классов....