ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по теме

Чукань Татьяна Вячеславовна

Актуальность :

Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:

—  недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений

—  отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией

—  отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов

—  отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.36 КБ
Файл rannyaya_pomoshch.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ
 «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность :

Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития обусловлена рядом противоречий:

  • недостаточностью специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений
  • отсутствием ранней психолого-педагогической и социальной поддержки детям с патологией
  • отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций и специальных учреждений, обеспечивающих квалифицированными рекомендациями специалистов
  • отсутствием системы раннего обнаружения детей группы риска

Основной целью  Центра является создание  - Лекотеки  для ранней стимуляции и коррекции развития детей с  патологией.

Одной из организационных форм  ранней помощи является - лекотека.

Сущность лекотеки – это структурно – функциональная единица, в которой специалисты реализуют индивидуально – ориентированные  коррекционно – развивающие программы , проводят работу по психологическому сопровождению  семьи, в процессе игровой деятельности.

        В помещении, где проводятся занятия, есть постоянные зоны ( спортивная сенсорная, коррекционно – развивающая).        

 Цели лекотеки:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития;
  • Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные учреждения , помощь в адаптации  в семье  и в других социальных группах.

Задачи:

  1. Создание условий для психологической разгрузки воспитанникам центра;
  2. Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих центр;
  3. Оказание помощи родителям, испытывающим психологические трудности;
  4. Помощь и поддержка родителям, имеющих детей-инвалидов.

Основные участники проекта

  1. Воспитанники центра
  2. Дети- инвалиды
  3. Дети дошкольного возраста не посещающие детский сад.
  4. Коллектив сотрудников центра

     Ожидаемый результат

Создание ранней  психолого-педагогической  помощи позволит ослабить или предотвратить последствия  патологии, если:

- организация и содержание программы коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с  патологией и его семьи;

- при реализации содержания программы сотрудники центра и родители будут готовы работать междисциплинарной командой;

- родители, получившие помощь в  Центре, будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка;

- организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных.

     Посещение данной комнаты положительно скажется на психическом здоровье детей дошкольного возраста, окажет благоприятную эмоциональную направленность. Необычная развивающая среда создаст новые условия и возможности обучения  детей, доставит много радостных минут и счастливых мгновений детям инвалидам, детям переживших стресс и трудности в семье.

     Систематическая работа комнаты психологической разгрузки позволит оказывать релаксационные паузы большому количеству населения  .

Отличительной чертой нашей системы коррекционного воздействия является интеграция социально-психологических, педагогических и терапевтических программ ранней помощи, где центром работы является психическое и соматическое здоровье, развитие личности ребенка с  патологией при непосредственном участии родителей, особенно матери, поскольку материнское общение имеет решающее значение для раннего психического и соматического здоровья.

Реализация проекта рассчитана на 5 лет 2012-2017 г.г.

Разработать гибкую систему функционирования Центра исходя из потребностей семьи и общества (домашнее визитирование 0-1 мес.; консультационная группа; группа кратковременного пребывания от 1 мес. до 1 года; коррекционные группы от 1 до 3 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).

- Мотивировать родителей и членов семьи на активное участие в воспитании и обучении собственного ребенка, раскрывать значимость психолого-медико-педагогической работы для стимуляции развития ребенка (предусматривается организация занятий, семинаров, дискуссионных групп, тренингов для вхождения семьи в работу Центра, которые проводятся не только специалистами, но и родителями, имеющими опыт воспитания детей с особенностями развития).

- Выявить внутрисемейные отношения, диагностировать типы воспитания, осуществлять коррекционную работу.

- Разработать и апробировать различные методы раннего выявления, диагностирования психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка.

- Оказывать психолого-медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с неврологической патологией и семье.

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Первый этап.

Представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим  патологию, от рождения до 1 месяца. Специалист приходит в семью 1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.

Второй этап.

Представляет собой создание и организацию постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .

В состав консультационной группы включаются все специалисты коррекционного центра: психолог, логопед,учитель - дефектолог,  воспитатель, инструктор по  ЛФК, педиатр, невропатолог и другие.

Третий этап.

Представляет собой создание группы кратковременного пребывания, основная функция которой заключается в создании специальных условий для формирования у ребенка раннего возраста с  патологией возрастных, типичных видов деятельности, а также осуществляется коррекционная работа с целью последующей интеграции этих детей в общеобразовательные дошкольные учреждения.

Четвертый  этап.

Представляет собой создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с  патологией в возрасте от одного до трех лет.

Работу  в Центре отделения  ранней психолого-медико-педагогической помощи необходимо построить  в тесном сотрудничестве с детской поликлиникой, женской консультацией,  муниципального управления здравоохранения, дошкольными образовательными учреждениями.

Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких  модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры

Финансовое состояние проекта

Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании  проекта составляет 25 % - 57 000 рублей,  необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя:
ремонт помещения- 150 000 рублей  и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Актуальность : Недостаточность специальных психолого-педагогических, социальных и медицинских учреждений и психолого-педагогической поддержки детей с нарушением в развитии Отсутствие квалифицированных специалистов Отсутствие системы раннего выявления детей группы риска

Слайд 3

Цель проекта Основной целью является - создание отделения для ранней стимуляции и коррекции развития детей с нарушениями в развитии. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка; Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития; Помощь в адаптации детям, поступающих в дошкольные учреждения

Слайд 4

Задачи: Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья ( лекотека ); Организация системы работы по оказанию психологической помощи детям-инвалидам, не посещающих образовательные учреждения; Помощь и поддержка родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Слайд 5

Основные участники проекта Дети с ОВЗ Специалисты Родители

Слайд 6

Ожидаемый результат

Слайд 7

Создание отделения ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ путем: Разработки программы коррекционной помощи детям с ОВЗ; Создания междисциплинарной команды специалистов; Сотрудничества родителей со специалистами с целью получения положительной динамики в развитии ребенка; Оснащения материально- технической базы.

Слайд 8

Реализация проекта: 2012-2017 г.г.

Слайд 9

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Слайд 10

Первый этап. Надомная работа с ребенком, имеющим нарушение развития, от рождения до 1 месяца.

Слайд 11

Второй этап. Создание и организация постоянно действующей медико-психолого-педагогической консультационной группы для детей раннего возраста от 1 мес. до 3 лет .

Слайд 12

Третий этап. Создание группы кратковременного пребывания.

Слайд 13

Четвертый этап. Создание постоянно действующих групп компенсирующего вида для детей с нарушением в развитии в возрасте от одного до трех лет.

Слайд 14

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЦАЦИЯМИ Детская поликлиники Дети и родители Женская консультация МАУ ДО ДЮЦ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Дошкольные учреждения города и района Управление образования и охраны детства Средства массовой информации

Слайд 15

Возможные препятствия для реализации проекта:

Слайд 16

Отсутствие оборудования для лекотеки и комнаты психологической разгрузки

Слайд 17

Пузырьковая колонна

Слайд 18

Сухой душ

Слайд 19

Сухой бассейн

Слайд 20

Звездная сеть с контроллером

Слайд 21

Подушечки с гранулами

Слайд 22

Потолок «Звездное небо»

Слайд 23

Световой проектор

Слайд 24

Панель «Бесконечность»

Слайд 25

Софинансирование проекта включает : сухой бассейн, мячи массажные, комплект многофункциональных мягких модулей, сенсорная тропа для ног, тренажеры

Слайд 26

Финансовое состояние проекта Участие МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в софинансировании проекта составляет 25 % - 57 000 рублей, необходимые средства составляют 230 000 рублей, что включает в себя: ремонт помещения- 150 000 рублей и приобретение сенсорного оборудования на сумму 80 000 рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

«Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни»

Презентация к выступлению на VI областном методическом слете "Лучшие региональные практики по организации помощи семьям и детям: от создания к тиражированию"...

“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”

Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций...

Статья "Социально-педагогическая помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России"

В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок с ОВЗ мог жить в нём, имея равные права, с другой  – нет специальн...