Содержание и методика коррекции звукопроизношения
учебно-методический материал по теме

Ахмедова Валентина Александровна

Содержание и методика коррекции звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

       

                   Содержание и методика

           коррекции  звукопроизношения.

                                   Логопед   Ахмедова В. А.

                                   Содержание и методика

                               коррекции  звукопроизношения.

    Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания  у него      правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-волевой сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам. Ошибочно надеяться на произвольное исчезновение недостатков произношения, так как они могут перерасти в стойкое нарушение.

            Работа по исправлению нарушений  звукопроизношения,  несмотря на особую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному,  сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.

            Особенности исправления нарушения произношения;

  1. При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения  отдельных  

элементов  артикуляции данного звука.

  1. Вместо обычного, слитного, произношения вводится  длительное

      произношение     ставящегося звука.

          3. Упорядочены тренировочные упражнения:

          -    произнесение открытых и закрытых слогов с данным звуком

-    произнесение  односложных слов с данным звуком в начале, конце слов

  • произнесение слов с данным звуком в ударной позиции
  • произнесение слов с данным звуком в конце слов
  • произнесение слов с данным звуком в середине слов
  • произнесение слов с данным звуком в стечениях согласных
  • произнесение слов с данным звуком в словосочетаниях произнесение слов с данным звуком в предложениях
  • произнесение слов с данным звуком при  самостоятельном чтении
  • произнесение слов с данным звуком при перессказе, в стихотворении
  • произнесение слов с данным звуком в бытовой речи.

             МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Артикуляционная гимнастика при различных формах патологии

3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Этап формирования первичных навыков.
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков; входит в обязательную работу логопеда.

Цели и задачи:

  1. Подготовительный этап:
  • формирование установки на занятие: «работать»
  • установить взаимоотношения: «логопед-ребенок»
  • невербальная деятельность – «слышать и слушать» на неречевом материале, выполнять по сигналу; «возьми, открой, собери, положи»
  • формирование произвольной формы деятельности и осознанного отношения к занятиям. Самооценка, поощрение и наказание.

Поощряется каждое действие ребенка. Накопительная система поощрений и наказаний. Создание мотиваций управления собой.

  • развитие фонематического восприятия
  • формирование артикуляторных умений и навыков.

Перед переходом к артикуляционной гимнастике решается  «проблема с зеркалом».

Помещаем игрушку перед зеркалом и фиксируем взгляд ребенка на игрушке. Даем задания: «рассмотри свое лицо, покажи пальчиком -  где ушко?, где глазик?» Ищем лицо логопеда, ищем нос рот и т.д. Задаем вопросы: где у тебя носик? ротик? где у меня рот?  

Корчить «рожи» по образцу, поморгать глазками, надуть щечки; посмотреть на меня как я это делаю.

                          До артикуляционной гимнастики  начинается

                                формирование  артикуляционной базы.

                           Артикуляционные упражнения.

Классифицируются по органам артикуляции.

Классифицируются с точки зрения той артикуляции, какую формируем.

Статические упражнения    /удерживание позы и силы мышц/.

Динамические упражнения  /занятие позы и объема точного движения и переключение с позы на позу, например, язык вверх – язык внизу/

Динамические упражнения с усложнениями – увеличения количества, увеличения скорости, увеличения количества разных движений, возрастание амплитуды движений, снижение амплитуды движений.

  Базовые движения для всех видов артикуляционных упражнений.

  1. Оскал – улыбка. Видны верхние и нижние зубы.

Вся артикуляционная гимнастика проводится на улыбке.

Если нижняя губа не держится, тогда удерживаем пальцем   /правило воздействия широкой поверхностью/.

Если у ребенка меняется при этом прикус – пощелкать, зафиксировать челюсть ладонью одной руки снизу, а сверху придерживать голову ладонью второй руки.

  1. Открывание и закрывание  рта.

Попытка разделить движение на части, удерживать на счет 1-2-3, делая движения плавными.

Открывать рот – упираться в ладонь логопеда, пока не научится  делать по подражанию.

  1. Лопаточка – широкий язык на нижней губе, натягивать губы.

Похлопывание «лопаточкой», массаж пальцами под нижней губой.

Отработка оскала. Удерживать до 10 секунд до наступления возможности произвольного выполнения.

  1. «Иголочка». Улыбка, массажными движениями по краю вытягиваем язык.

Существует правило отбора упражнений при дислалии и дизартрии.

 

   При дислалии – упражнения направлены на формирование звука.

   При дизартрии – упражнения направлены на пораженные мышцы, упражнения    

   более продолжительные.

    При хорошей артикуляционной гимнастике на 3-х-4-х занятиях можно

   вызвать звук. Если нет – то артикуляционных упражнений недостаточно.

   Дальше ребенок не верит в реальность исправления речи.

              Если страдает объем движений:

      Сниженный тонус – бульбарная дизартрия – пассивная гимнастика. Массаж с различными прищипываниями, вытяжениями руками, пальцами, жменькой.

      При   псевдо-бульбарной дизартрии  - повышенный тонус – аартикуляционная гимнастика начинается от непроизвольных движений:

 «варенье», «чупа-чупс», - облизать язычком.

Облизывать язычком, , отодвигая языком  «чупа-чупс»,  ложку и т.д. – вперед, влево

Облизать зонд, палец, потянуться к зонду язычком, к пальцу, даем названия упражнений – «лопаточка», «иголочка».

     Сила движения отрабатывается на упражнениях:

    - «сопротивление»

     -отодвигаем зубную щетку, палец

     -статические упражнения на скорость

       Точность движений  отрабатывается при наличии кинестезий:

  • «прищепнули»  кончик языка
  • моделироввание упражнений на руках /Хватцев/
  • правая рука – язык….,     левая рука – язык….
  • Самоконтроль – смотрим в зеркало и проверяем положение языка, занял позицию – убираем зеркало; убирать зеркало надо дозировано и постепенно.

  Переключаемость.

  • упражнения на чередование движений: «плюнуть» - «дунуть».
  • слоговые упражнения /па- па- да-, да- да- па-, да- па- да- па- да-/

                     Последовательность постановки звуков.                    

     Нижние свистящие «с,з,ц» и «л».

                                                          Нижние шипящие «ш,ж,ч,щ» и «р».

Твердые глухие – мягкие – глухие.

                                                             Мягкие глухие – твердые глухие.

                              Способы постановки звуков.

                                   /особенности и проблемы/

   

Звук «Р»  - «мотор» и от фрикативного звука;

                                                 /тыд-тыд-тыд;  за-за-за;  ды-да  - ды-да;  дын-дын-дын;

Используем зонд – позиция держать язык наверху, чтобы ни происходило.

                                               Зонд становится плотно под язык и вибрирует сам язык.

При хорошем горловом «Р» - звук ставится в лежачем положении

                                                                           /дома  на кушетке – подушка под плечи/.

В качестве зонда используются:

                                                                      зубная щетка, зонд,       ровный палец, зонд.

Если ребенок сжимает зубы, «кусается» - закусываем, фиксируем зубную щетку коренными зубами или фиксируем челюсти, хотя бы с одной стороны.

Звук «Р» - способ от «грибка». Присасывается широкий язык и сильно выдыхается.

Брак – выбрация нижней челюсти, губы и кончика языка.

Как убрать «Д» И «Т», который ребенок произносит вместе с «мотором»?

   1-й способ – протяжно произносить ДЫ_________работа, Д___________ракета;

   2-й способ – заглушить, произносить с затуханием ДРОВА, дрова, дрова.

Звук «Л» - постановка от межзубного положения, от Ы_________л на гудке.

Если недостаточный подъем коня языка – опустить голову ниже. Ы_______ -  рука под подбородком. Если звука «Ы» нет, то нечего и ставить «Л».

Автоматизация звука «Л» в межзубном положении, затем и зазубное положение.

Свистящие звуки.

  Самые сложные боковые свистящие.

Выполняются артикуляционные упражнения, которые формируют среднюю линию языка; дыхательные упражнения – «желобок» /надавливаем на спинку языка/.

Затем автоматизация звука в межзубном положении. Иногда даже не требуется автоматизации за нижними зубами. Никаких проблем.

Межзубные свистящие.

Формирование средней линии, горочка за зубами.

Проще автоматизируется зазубное «Ц», а затем «С».

От «Т» зазубный вариант. Кончик языка внизу тс___________

                                           Автоматизация звуков.

Если получился звук 1 раз – отпустить ребенок домой, не надо повторять.

В следующий раз получится только с логопедом.

Автоматически проводится на специально отобранном материале:

       Слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты.

Подходы:

              -Звук долго отрабатывается в слогах, потом в словах, в словосочетаниях,

                 в предложениях, в текстах.

               - Слоговые упражнения с гласных «А» «Ы»     /са, сы; ла, лы;/,

                 далее слова, предложения, тексты.

                 После этого слоговые упражнения с гласными «А» и «У».

                 Дизартрики на одном занятии не возьмут слоги со всеми гласными    

                  /лабилизация/.

                                  Упражнения для автоматизации звуков:

  • Упражнения типа «Лабиринт». Слоги и слова отрабатываются многократно.

Убираем механическое повторение, включая самостоятельность.

  • «Беговая дорожка». Ребенок должен пройти до конца, усложняя темп, включать в игру нескольких детей.
  • «Рыболов» или использовать коробку. Наклеиваются картинки различной тематики, вырезаем «окошки» для картинок, используем кость, повторяем каждое слово столько раз, сколько выпадет.
  • Автоматизация в предложениях и текстах.
  • Заучивание стихотворений и скороговорок. Цель- отработка скорости

переключения, самостоятельности и коммуникабельности.

  • Составление предложений по картинкам.
  • Составления предложений по их схемам.
  • Составление предложений по заданным словам.
  • Вопросно-ответная речь.
  • Чтение вслух, контролируя произношение.
  • Пересказ текста.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.

Методический материал в помощь логопеду при работе с зондами....

конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

методы и приемы закрепления   звука р в слогах, словах, стихах...

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...

Коррекция звукопроизношения

Если у ребенка неправильное звукопроизношение, а логопедическая помощь недоступна, то родители могут самостоятельно попытаться помочь своему ребенку, используя данный материал....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...