Дидактический материал для постановки и автоматизации звуков.
учебно-методический материал по теме
При коррекции звукопроизношения логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей , страдающих ринолалией, состоит в том, что вводить новую фонему в слова можно только на правильно произносимом материале. Такой подход обеспечивает в речевых упражнениях артикуляции в переднем отделе полости рта , усиливает кинестезии, облегчает слухоречедвигательный контроль, позволяет применять навык правильного голосоведения и в итоге даёт ощущение нормальной речи.
После закрепления фонемы в специально подобранных предложениях можно вводить её в спонтанную речь. Выработанный навык проговаривания её в словах позволяет ребенку произносить бытовые слова не утрированно. При ошибках внимание привлекают только к изучаемой фонеме и определению её места в слове. Это помогает начинающим ориентироваться в потоке одинаково звучащих дефектных фонем. Предлагаемый дидактический материал составлен с учетом вышесказанного. Он рассчитан на введение согласных фонем в изолированные слова, словосочетания и фразы. Для начальной автоматизации предлагаются стихи и короткие рассказы. Приводится материал по дифференциации артикуляционно или акустически близких фонем, различение которых вызывает при ринолалии затруднения.
Следует подчеркнуть, что нет необходимости соблюдать предлагаемую ориентировочную последовательность постановки звуков. В каждом отдельном случае логопед индивидуально определяет последовательность постановки, выбирая лишь пригодные для обучающегося слова и фразы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки л, в
Ляля, Лиля, лилия, лилии, июль, Виля, Вели, увели.
Ляля и Лиля увели Вилю. Лилии увяли.
Слова для анализа: Виля, июль.
Звуки л, в, м, м.
Мама, моль, мель, миля, мумия, увяли.
Мама и Виляя вели Лялю.
Слова для анализа: моль, мель.
Звуки л, м, м, в, н, н.
1. Налим, моль, вена, мина, Лена. Лина, лиана, малина, вино, лиман, лимон, Веня, Нинель, линия, Маня, няня, июнь, ливень.
Слова для анализа: ноль, лимон, линия.
2. У Ляли малина. У мамы малина. Ляля и мама ели малину. Веня и Лиля ели лимоны. Лилии увяли в июле.
Звуки л, м, м, н, н, в, в.
- Валя, ванна, ваниль, воля, вонь, вон, война, вымя, Лёва, мальва, новый, левый, ленивый, внимание, вволю.
Слова для анализа: ванна, мальва.
- вон Валя вон мина вон моль ленивый Лёва
вон Лёва вон малина вон ванна Валины мальвы
- Вон мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли. Вон лиман. На лимане мель. На мели налим. В июне и июле ливни.
Звуки л, м, м, н, н, в, в, ф, ф.
- Фаня, Фаля, фамилия, фон, Фома, Филя, фильм, филии, фини, Феня, фен, олифа,лиф, миф, вафля, новь, лев.
Слова для анализа: фамилия, вафли, лиф.
2. вон Фаня вон филин вон вафли
Вон Фома вон олифа вон лев
3. У Оли фен. Олина фамилия Фалина. Лёва и Фома увели Фаню на фильм. В фильме лев и филин. Веня и Аня ели ванильные вафли. Фома и Валя ели лимон.
- Мама и няня намяли малину. Феня и Фаня ели малину. Они ели вволю.
Звуки м, м, н, н, в, в, ф, ф, л, л.
1. лама лом мыла манила малый
Лава ловля мел велела вялый
Алла ловила вол налила молния
Мала ломала финал вынула навалом
Вилла мыло молва увела наняла
Молола влево волна валуй
Луна милый валун
Слова для анализа: лом, волна, мел.
2. Проспрягать: Я ловила филина. Мы ловили филина
Ты ловила филина Вы ловили филина
Он (она) ловила филина Они ловили филина
3. вон лама вон вилы вон мел вон мыло
Вон волна вон филин вон луна вон валун
- Виляя мал. Виля вынул вилы. Он ломал мальвы. Нина мала. Нина наломала мальвы и лилии.
Мальвы и лилии увяли.
- Вон лиман. На лимане волны. На лимане мель. На мели мы ловили налима. Алла ловила налима.
- Аня мала. Она в мелу. Мама велела : «Алла, вымой Аню». Алла мыла Аню мылом. Мыла мало.
- Няня вынула лимоны. Няня вымыла лимоны. Аня, Алла, Фаня, и Ваня ели лимоны. А мама и няня ели малину.
Звуки м, м, н, н, л, л, в, в, ф, ф, п, п
1. папа поле помпа напала план
павлин Поля поняла упала пламя
Павел пол попона липа плафон
павильон пони пуля лампа плавила
панель полола пума амплуа плавала
паленый Полина пуф лоб пленный
панама поляна пыл вопли плевала
пальма полный пыль хлюпала плов
вон папа вон Поля вон лампа
вон павлин вон поле вон липа
вон Павел вон пони вон плафон
вон павильон вон поляна вон пыль
вон панама вон попона вон амплуа
пила пение напев пень
пилюля пена выпь пенал
пилила пельмени выпила пелена
пиво пимы пела пепел
вон пена вон пила
вон пень вон пимы
вон пенал вон выпь
2. Проспрягать: Я упал(а) на пол Я упал(а) на пень. Я поливал(а) пионы.Я полол(а) мальвы.
Образец: Я упал(а) на пол. Мы упали на пол.
Ты упал(а) на пол Вы упали на пол.
Он (она) упал(а) на пол. Они упали на пол.
Я вымыл(а) лампу и плафон. Я плавал(а) в волнах. Я ел(а) пельмени и плов.
- У Вали пенал. У Лены пион. У Павла пила. Поля пела. Лёва пилил. Ампула упала. Фаня напевала. На Лене панама. У Вовы пимы. На пони попона. На волне пена. На лампе плафон. На поляне выпь. Лёля выпила пилюли. Пламя опалило ель. Пламя на поляне.
4. Вон пыль. Пыль на полу, на пуфе, на лампе, на пальме. Ляля вымыла пальму и плафон. Лена вымыла пол. Они полили пальму
5. Вон поляна. На поляне ель. У ели пень. Валя упала на пень.
6. Поля полола пионы. Нина полола лилии. Валя поливала пионы, мальвы, и лилии. Они пели.
7. Папа, мама, Валя и Вова ели плов. Павел и Валя ели пельмени.
8. В Павла попала пуля. Павел упал на поляне. Он попал в плен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал: "Автоматизация звука [Р]"
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ СОСТОИТ ИЗ КРАСОЧНЫХ КАРТОЧЕК НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКА Р В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ЧИСТОГОВОРКАХ....
Дидактический материал: "Автоматизация звука [Б]"
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ СОСТОИТ ИЗ КРАСОЧНЫХ КАРТОЧЕК НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКА [Б] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ЧИСТОГОВОРКАХ....
Дидактическое многофункциональное пособие для автоматизации звуков
В помощь логопеду- авторское многофункциональное дидактическое пособие, позволяющее оптимизировать коррекционную работу с детьми-дизартриками по нескольким направлениям. Позволяет разнообр...
В данной работе предоставлен материал по постановке и автоматизации звука [Р],[Р\']
Звуки- основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Правильное произношение необходи...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, Г\', К,К\',Х,Х\' . Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков Г, Г', К,К',Х,Х'В пособии излагаются методы и приемы, которые использовались авторам...