Звук С. Буква С.
план-конспект занятия на тему

Божко Анастасия Игоревна

Конспект занятия с учащимися 1 класса с ФФН по теме "Звук С. Буква С." с элементами здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия с учащимися 1 класса с ФФН (3 четверть).

Тема: Звук [с]. Буква с.

Цель: автоматизировать навык правильного использования звука [с] в устной речи и буквы с на письме..

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. научить правильно произносить звук [с].
  2. учить заменять звук с словах на звук [с] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нём одного звука.
  3. учить анализировать слова.
  4. развитие фонематического анализа и синтеза
  5. развитие мелкой моторики и речевого дыхания.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.

Прослушайте скороговорку (звук [с] взрослым произносится утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везёт Санька Соньку на санках.

Санки – скок, Саньку – с ног,

Сонька – бух в сугроб!

  1. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

Упражнения: Лопаточка, Чистим нижние зубки, Ослик, Блинчик.

Логопед показывает и объясняет детям артикуляцию звука [с]:

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идёт по центру язычка (рука для контроля у рта);

- горлышко «молчит».

Характеристика звука (даётся детьми): согласный, твёрдый, глухой. Обозначение: синий кружок.

  1. Фонетическое упражнение.

Все встают из-за парт и проговаривают звуки, сопровождая правильный речевой выдох движениями.

Накачиваем насосом колесо: С, С, С, С (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

А теперь колесо сдувается: Ссссс (долгое произнесение)

5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]»:

с, п, м, с…; са, ма, ва, су…; ас, ам, ус…; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес…

6. Работа в тетрадях.

А) Запишите тему сегодняшнего занятия, обозначьте синий кружок.

Б) запишите на новой строчке серию слогов:

са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты.

В) Игра «Что лишнее?» на доске картинки: миска, скамейка, сковородка, тарелка, солонка.

- Назови картинки.

- Скажи, какая картинка лишняя? (скамейка) Почему? Миска, сковорода, тарелка, солонка – это что такое одним словом? (Посуда).

- Сколько слогов в слове посуда? (Три). В каком слоге звук с? Назови слог со звуком с (су). Какой звук после звука с? (у). запишите слово посуда в тетрадь. Обратите внимание, как оно пишется (на доске записывается Посуда). Выпишем слова, в которых есть звук с. (миска, сковорода, солонка). Подчеркните букву с.

Г) фонематический анализ слова. Что хранится в солонке? (соль). Составим графическую схему этого слова. Какой первый звук в этом слове? (с). Какой это звук? (согласный). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Каким кружком обозначаем? (синим). Какой звук после с? (о). Какой это звук? (Гласный). Каким кружком обозначаем? (красным). Какой звук слышится после о? (л‘). Какой это звук? (согласный, мягкий). Как обозначаем? (зелёным кружком).

Итак, наша схема:

  1. Физкульт.пауза.

 Пальциковые упражнения:

Оса – поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им; то же с левой рукой, то же одновременно двумя руками.

Стол – левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально. По команде руки меняются.

Солнечные лучи – руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

Найдём звук с в наших упражнениях? На каком месте он стоит в словах оса? Стол? Солнечные?

  1. Работа в тетрадях.

Дидактическое упражнение «Измени слово». Получившиеся слова записываем в тетрадь. Во всех получившихся словах подчёркиваем букву с.

А) замени первый звук в слове на звук [с].

Мало – сало, Клава - …, Тоня - …, бок - .., дом - …, лук - …, мода - …

Б) заменить последний звук в слове на звук [с].

Бак – бас, Рим - …, лев - …, нож - …, труд - …, голод - …

В) заменить третий звук в слове на звук [с].

Лапка – ласка, марка - …, парта - …, сопка - …, качка - …, дочки - …

Закройте тетради.

  1. Зрительная гимнастика.

а. Взгляд направить влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержки в отведенном положении 1-10 раз.

б. Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное. 1-10 раз.

в. Круговые движения глаз от 1 до 10 кругов влево и вправо, вначале быстрее, затем медленнее.

г. Изменение фокусного расстояния - смотреть на кончик носа, затем вдаль несколько раз.

10. Графический диктант.                                                                                                              Откройте тетради в клеточки. Найдите красную точку. Сейчас мы будем выполнять графический диктант. Будьте внимательны.

Одна клетка вправо, одна вниз, одна вправо, 5 вверх, 4 вправо, одна вниз, 4 вправо, одна вниз, одна вправо, 5 вниз, 2 влево, 2 вверх3 влево, 2 вниз, 2 влево, 3 вверх, одна влево, 2 вниз, 3 влево, 2 вверх.

Кто получился? (Слон). На каком месте в слове слон стоит звук с? Подпишите. Закройте тетради.

  1. Итог урока.

 С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Какой буквой он обозначается на письме? На что она похожа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...