Проблема: не могу запомнить словарные слова
консультация на тему

Колесникова Елена Николаевна

Материал для родителей представленный на школьном стенде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnye_slova.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Вам поможет логопед

Проблема: не могу запомнить словарные слова

   Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Прежде всего, следует сказать, что запоминание словарных слов – это работа и ребёнка, и взрослого.

    Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое это слово – лёгкое или трудное, длинное или короткое, независимо от того, какого возраста и роста ваш ребёнок.

Алгоритм запоминания словарных слов

(информация для взрослых)

Объяснить значение слова. Это необходимо! Не пренебрегайте этим пунктом алгоритма. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение ассоциативно помогает запомнить и написание. Объяснять значение трудных слов лучше всего в несколько этапов. Сначала ввести общее понятие, затем дополнить определение яркими, запоминающимися деталями.

Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не КаРАБЛЬ, не КОРАБоЛЬ, а именно КОРАБЛЬ.

Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным фломастером или карандашом, в классе – на доске). Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы "работаем" сразу на два типа детей: визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).

Записать по память.

Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом ещё раз прописать слово, проговаривая его.

Вам поможет логопед

Способы, облегчающие запоминание словарных слов

    Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова.

     Сначала надо объяснить ребёнку, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. Вот после этого ребёнок пусть сам пофантазирует! Следует оговорить, что легко дети рисуют слова с конкретным значением (берёза, фонтан, лимон), сложнее даются слова с абстрактным значением (мороз, народ). Одновременно подобное рисование является хорошим способом введения новых слов в активный словарный запас ребёнка (дельфин, маршрут, коллектив, интеллигент)

   Конечно, не  всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь "аудиальную" (слуховую) подсказку, то есть связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Костя в костюме. Костя в коричневом костюме. Катя у калитки. На Катином платье карман. Пессимист Петя, дилетант Дима. Катя на картине. Оля на портрете. Белая берёза. 

  Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться к его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Приведём примеры: РЯБИНА – в пору цветения кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. "Рябые", - говорили в народе.

ПЛАТЬЕ. ПЛАТОК – в основе этих двух слов лежит древнерусское слово "плать", что означает "кусок материи".

ОБАЯНИЕ и ОБОНЯНИЕ. Обоняние – это способность человека различать запахи, а обаяние – способность человека нравиться. Такие разные слова, а так похожи в написании. Но если мы будем помнить, что в древнерусском языке слово "вонь" обозначало "запах", а "обоняние" – умение различать запахи, то оно уже никогда не спутается со словом "обаяние", которое образовалось от слова "баять", что означает "красиво говорить"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Проблема: не могу запомнить словарные слова!"

Данная консультация содержит следующую информацию для родителей и учителей:алгоритм запоминания словарных слов;способы, облегчающие запоминания словарных слов;способы запоминания и проверки словарных ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова" .1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (I часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 1 раздел "Словарные слова с безударной гласной о" (II часть)

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные ...

Учебно-методическое пособие "Изучаем словарные слова". 2 раздел "Словарные слова с безударной гласной а"

Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова» включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные слова ...

Проблема: ребёнок не может запомнить словарные слова.

Данный материал окажет методическую помощь педагогам и родителям справиться с проблемой запоминания словарных слов учащимися....

«Учи меня – и я могу запомнить, вовлекай меня – и я научусь!»

Статья написана в соавторстве с Румянцевой И.А. учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ N 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г.Санкт-Петербурга.Долгие годы школа служи...

Буклет "Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова".

Буклет "Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова"....