Урок географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Белоруссия»
план-конспект урока (9 класс) на тему

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 классе.

Тема: «Белоруссия».

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население. Крупные города.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о государствах Балтии.

Сформировать общее представление о положении на карте, границах, экономике Белоруссии, населении, их занятиях; познакомить с крупными городами.

Развивать познавательную активность, географическое мышление, внимание, умение ориентироваться в географической карте, применять имеющиеся знания в различных ситуациях. Воспитывать гордость и уважение к людям, героически сражавшимся за свою Родину в годы ВОВ, повысить интерес к изучению географии, ответственно готовиться к уроку.

Новые термины, понятия: полесье, поозерье, пуща.

Ход урока.

I. Организация урока.

II. Повторение пройденного материала.

1. Что было задано на дом?

- Мы готовили «Страны Балтии».

Учитель: Прежде, чем отправиться в Балтику послушайте сводку погоды местного синоптика

1. Ученик делает сообщение о погоде сегодняшнего дня.

Работа с календарями погоды.

2. Сейчас мы проверим, какие у вас накоплены знания по государствам Балтии.

Задание 1. «Проверь себя» (тест).

Задание 2. «Подумай, ответь!».

Раздаются вопросы-задания классу на полосках бумаги; на обдумывание 1-3 мин.

1. Назвать прибалтийские республики и объяснить, почему их так называют (показать на карте).

2. Назвать самое маленькое по площади и численности населения государство Балтии- Эстония (население 1,6 млн. чел. S- 2,6 тыс. кв. м),

3. С какой областью России на западе граничит Литва? (Калининградской)

4. Рассказать о климате стран Балтии. (Умеренный, мягкий, влажный),

5. Самая крупная река Латвии? (Даугава). Самая крупная река Литвы? (Неман).

6. Какими полезными ископаемыми богата Эстония?

Дать оценку значимости полезных ископаемых этой страны, (Горючие сланцы, фосфориты, торф, глина, известняк и др. строительные материалы).

7. Кто составляет основное население страны в Латвии? (Латыши, но проживают эстонцы, русские, поляки, эстонцы).

8. Назвать виды промышленности, которые развиты в странах Балтии? Машиностроение (станки, оборудование)

Судостроение,

Пищевая (рыбная).

Химическая (пластмассы, лекарства, минеральные удобрения).

9. Чем занимается население Прибалтийских государств? (разводят: молочное животноводство, мясное: свиней, КРС, ловом рыбы, выращивают зерновые культуры, картофель, лен).

10. Назвать, какой город является столицей Эстонии? (Таллинн ),

I1. Какие города Прибалтики являются портовыми? (Таллинн, Лишал, Клайпеда)

12, Назовите курортные города Прибалтийских республик? (Пярну, Юрмала, Паланга).

Наш разговор о Прибалтике продолжается...

На доске задание: объяснить значение этих слов:

Знаете ли вы, что это?

Дюны (песчаные холмы)

Нарва (река, город Эстонии)

Янтарь

Рига

Рижский залив

Чудское озеро

Даугава

Давайте вместе сделаем вывод, что общего, похожего в этих странах.

1. Все страны Балтии занимают приморское положение (расположены на берегу Балтийского моря).

2. Рельеф- равнинный.

3. Много озер и болот.

4. Климат умеренный, мягкий, влажный.

5. Все республики бедны полезными ископаемыми.

6. Во всех странах Балтии развито с/х, рыбный промысел.

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель: с этого момента мы покидаем с вами Прибалтику и берем курс на дружественное России государство- Белоруссию.

Работа с картой учебника.

Откройте политическую карту мира и найдите Белоруссию, назовите государства, с которыми проходит граница.

Литва

Латвия

Польша

Белоруссия

Россия

Украина

Работа с настенной картой в классе.

Предложить учащимся подойти к карте и найти Белоруссию на карте мира.

Сравните по площади Белоруссию со странами Балтии.

Территория составляет-207,6 тыс. кв. км

Население – 10,3 млн. чел.

Следовательно, Белоруссия значительно больше, чем все вместе взятые Эстония, Латвия, Литва и по площади и по численности населения.

Укажите рельеф Белоруссии.

Объяснение учителя: Белоруссия расположена на равнине, (в северной ),

рельеф страны в основном равнинный.

В северной части страны много озер, этот край называется Поозёрье.

Прочтём вместе.

На юге - плоская, заболоченная местность, называется Полесье. Белоруссия находится в лесной зоне, леса покрывают третью часть республики. Лесной массив в Белоруссии называют- Пуща. Белоруссия - лесной край. Для охраны растительного и животного мира в Белоруссии созданы заповедники и заказники. Белоруссия когда-то была сплошь покрыта лесами, в которых водилось много диких животных. Вековой лес сохранился в заповеднике «Беловежская пуща».

Сообщение ученицы. «Беловежская пуща».

Здесь в непроходимой чаще водятся пушные звери: лисы, куницы, горностаи, выдры, а также лоси, косули, олени, барсуки, медведи, зубры ( взяты под охрану).

Учитель: Для охраны бобров и других животных на реке Березине создан Березинский заповедник. В нем растут леса хвойные, широколиственные с примесью дуба, березы, клена и живут олени, косули, кабаны, встречаются зубры. На юге страны есть еще заповедник - Припятский с лугами, дубравами болотами.

Предлагается таблица «Заповедник».

Климат в Белоруссии умеренный, мягкий, влажный: лето продолжительное не жаркое. Зимой выпадает снег, но морозов больших не бывает, частые оттепели. На равнинную поверхность республики заходят свободно влажные ветры с Атлантического океана и приносят большое количество осадков. Благодаря их обилию в Белоруссии много рек и озёр. На карте физической найдите реки Белоруссии.

Самые крупные реки: Западная Двина

Неман

Днепр

Полезные ископаемые

Предложить по физической карте найти, какими полезными ископаемыми богата Белоруссия. Из полезных ископаемых важное значение в хозяйстве имеет торф. Запасы торфа находятся в Центральных районах Белоруссии и в Полесье. Есть также залежи поваренной соли, железной руды, известняка, глины, кварцевого песка. В юго-восточной части Белоруссии добывают нефть и газ, но для страны своих природных ресурсов недостаточно, они покупают газ в России.

Учитель: Мы с вами хорошо знаем, что полезные ископаемые являются сырьём для промышленности.

Промышленность.

Ведущими отраслями промышленности в республике являются:

Военная

Деревообрабатывающая

Химическая

Пищевая

Машиностроение

Лёгкая

Машиностроительные заводы Белоруссии выпускают хорошо известные всем тракторы «Беларусь», самосвалы МАЗ, самые большие грузоподъемные машины до 125 т груза- Бел Аз. Они известны во всех странах мира, мотоциклы «Минск», мотороллеры, телевизоры, холодильники и др.

Химическая промышленность.

На предприятиях химической промышленности производят различные минеральные удобрения, шины, пластмассы.

Деревообрабатывающая.

Фабрики выпускают пиломатериалы, мебель, спички, фанеру, картон, бумагу.

Лёгкая промышленность выпускает льняные изделия, трикотажные, которые находят место в нашей жизни. У нас в школе частыми гостями бывают белорусы, которые привозят (готовые изделия) нашим сотрудникам костюмы, платья, блузки (производство Белоруссии).

Пищевая занимается переработкой сельскохозяйственного сырья.

Военная - военные заводы производят боевую технику и боевое оружие.

Белоруссия- край развитого сельского хозяйства. Особенно выделяются, высоко развиты молочное и мясное животноводство, картофелеводство и льноводство. Картофеля белорусы сажают много. Он идёт в пищу, на корм скоту и переработку (спирт и крахмал). Белорусы очень любят картофель, они его называют бульбой. Из него они могут приготовить 100 различных блюд. Картофель у белорусов – первый хлеб. На севере страны выращивают лён, где больше влаги, а летом прохладнее. В таких условиях лён тянется вверх и дает длинное волокно.

Население. Основное население страны- белорусы, но живут и русские, поляки, украинцы. Государственный язык - русский и белорусский. Во время ВОВ погиб каждый четвертый житель страны. Столица Белоруссии - г. Минск.

Рассказы ученицы о г. Минске.

Информационное сообщение.

Минск - город- герой. Проживает в нём более миллиона жителей. Ему почти 1000 лет. Минчане 1000 дней и ночей вели ожесточенную борьбу с фашистскими оккупантами. Эта борьба создала славу непокорённого города. Ему заслужено присвоено звание города-героя. Фашисты превратили город в груду развалин. В настоящее время Минск - крупный научный и культурный центр республики. Здесь есть Белорусская академия, университет, др. ВУЗы, богатейшее книгохранилище, много театров, киностудий, концертных залов, музеев, картинных галерей. Минск - крупный промышленный центр страны. Здесь выпускается значительная часть велосипедов, мотороллеров, наручных часов и др. В городе много домов отдыха, детских и спортивных лагерей.

Учитель: Минск - красивый современный город.

Найдите крупные города Белоруссии.

Гомель- второй по величине город после Минска.

Витебск - по численности населения и в промышленном отношении стоит на третьем месте.

Брест - расположен на границе с Польшей. В городе находится одна из старинных крепостей - Брестская. Героическая оборона Брестской крепости в годы ВОВ известна всему миру. Теперь здесь открыт музей - памятник ее защитникам.

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа с тетрадью.

Территория Белоруссии - 207, 6 тыс. кв. км.

Население - 10,3 млн. чел.

Столица- Минск

Основное население - белорусы (русские, поляки, украинцы).

Заповедники: Беловежская пуща, Березинский, Припятский.

2. В какой стране побывали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

В завершении я предлагаю игру: « Да- нетка».

1. Белоруссия граничит с Казахстаном? (нет).

2. Эта страна, где много озёр и болот? (да).

3. Рельеф страны горный.

4. Климат жаркий.

5. В Белоруссии много торфа.

6. В заповеднике «Беловежская пуща» под охраной находятся лоси.

7. Через Белоруссию течет Волга,

8. Главной рекой является Днепр.

9. Столица Белоруссии - город Вильнюс.

10. В Белоруссии живут русские, белорусы.

11. На машиностроительных заводах выпускают суда.

12.Брест- город-герой. 

V. Задание на дом: по учебнику с. 95-97.

Выписать в тетрадь в виде схемы «Полезные ископаемые». Ответить на вопросы в конце статьи.

VI. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащимися. Комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Вода Земли. Вода – основа жизни»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Урок географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Эстония (Эстонская Республика)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Урок географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Латвия.Латвийская Республика»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Урок географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Великие географические открытия»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Урок географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Молдавия (Республика Молдова)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...