Главные вкладки

    Индивидуальная программа по профессионально-трудовому обучению по специальности:швейное дело (для обучающихся по программе VIII вида с 5 по 9 классы)
    учебно-методический материал по теме

    Гончарова Елена Гаврииловна

    В свете реализации основной задачи коррекционной школы – подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в трудовую деятельность приобретает особую актуальность. По результатам диагностики ежегодно составляю учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых воспитанников. Предлагаемая работа представлена по индивидуальной программе по специальности: швейное дело с обучающейся нашей школы с 5 по 9 классы. Девочка с поражением центральной нервной системы со снижением интеллекта, является инвалидом детства. В усвоении программного материала по профессионально - трудовому обучению у воспитанницы существуют определенные трудности. Самостоятельно организовать свою работу, планировать предстоящую трудовую деятельность или составлять план работы по пошиву того или иного изделия девочка не может, многие инструкции следует повторять неоднократно. В связи с нарушением мышечного тонуса, зрительно-пространственного восприятия и грубого нарушения мелкой моторики рук воспитанница не может самостоятельно выполнять практические работы - длительное сметывание деталей изделия, выполнение машинных швов - в соответствии с базовой программой. Все виды деятельности приводят к быстрому утомлению девочки, что влечет к медленному темпу работы. Воспитанница нуждается в постоянном стимулировании познавательной деятельности со стороны учителя. Уровень базовой программы не успевала. В связи с этим было рекомендовано обучение по индивидуальной программе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОКСКОУ для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

    Индивидуальная программа

    по профессионально-трудовому обучению

    по специальности: швейное дело

     (для обучающихся по программе VIII вида

     с 5 по 9 классы)

                                                         Автор: Гончарова Елена Гаврииловна

                                                                              учитель трудового обучения

                                                                            высшей квалификационной

                                                категории

    КУРСК - 2014

    Введение

    Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду.

    В свете реализации основной задачи коррекционной школы – подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в трудовую деятельность приобретает особую актуальность. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, имеющих разные отклонения в развитии.

    По результатам диагностики ежегодно составляю учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых воспитанников. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

         - трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;

         - практическое выполнение заданий;

         - энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

    Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Во время практических заданий эти учащиеся испытывают большие трудности и им необходимо постоянно получать индивидуальную помощь от учителя.

    Из опыта своей работы надо отметить, что работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и слабоуспевающих.

    Предлагаемая работа представлена по индивидуальной программе по специальности: швейное дело с обучающейся нашей школы с  5 по 9 классы. Девочка с диагнозом: органическое поражение центральной нервной системы со снижением интеллекта, является инвалидом детства.

    В усвоении программного материала по профессионально - трудовому обучению у воспитанницы существуют определенные трудности. Внимание у девочки  неустойчивое, объем его сужен. Память механическая, страдают все виды памяти. Мышление наглядно-образное, тугоподвижное. Эмоции бедные, малодифференцированные. Процессы анализа и синтеза не сформированы. Смысла простых загадок, пословиц, поговорок не понимает. Словарный запас крайне беден. Отвечает на вопросы только с помощью учителя.

    Самостоятельно организовать свою работу,  планировать предстоящую трудовую деятельность или составлять план работы по пошиву того или иного изделия девочка не может, многие инструкции следует повторять неоднократно. Для этого необходимо проводить индивидуальную демонстрацию приемов работы иглой, ножницами, линейкой, на швейной машине, утюгом. Навыки работы инструментами развиты очень слабо, носят неустойчивый характер. Девочка нуждается в постоянном контроле учителя. При выполнении ученицей машинных работ, учителю приходится находиться рядом с девочкой на всем протяжении выполнения той или иной операции.

    В связи с нарушением мышечного тонуса, зрительно-пространственного восприятия и грубого нарушения мелкой моторики рук воспитанница не может самостоятельно выполнять практические работы - длительное сметывание деталей изделия, выполнение машинных швов - в соответствии с базовой программой.  Все виды деятельности приводят к быстрому утомлению девочки, что влечет к медленному темпу работы. Несмотря на существующие недостатки девочка очень любит и старается шить.

    Воспитанница нуждается в постоянном стимулировании познавательной деятельности со стороны учителя. Уровень базовой программы не успевала. В связи с этим было рекомендовано обучение по индивидуальной программе.

    Пояснительная записка

    Индивидуальная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации и «Об образовании», инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», образовательной программой школы.

    Индивидуальная программа  по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. В.В.Воронковой, 2011г.

    Программа предусматривает подготовку учащейся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида к самостоятельному выполнению заданий по пошиву изделий со специализацией  по профессии швея.

    Срок обучения по программе 5 лет.

    В 5 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащейся и непосредственной её подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

             - выявление актуальных и потенциальных способностей учащейся в трудовом обучении;

    - воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебной мастерской;

    - обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой деятельности.

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

    - ориентироваться в задании;

    - предварительно планировать ход работы над изделием;

    - контролировать свою работу.

    В программе предусмотрены следующие темы:

    - «Работа с нитками»;

    - «Работа с текстильными материалами»;

    - «Мягкие игрушки»;

    - «Ремонт одежды».

    Формирование умений учащейся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются рисунками.

    Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

    В 6 классе учащаяся знакомится с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится в специально отведенное время на занятиях.

    Программа предусматривает изготовление мешочка для хранения работ, носового платка, пришивание пуговиц на стойке, изготовление и пришивание  вешалки к одежде, упражнения по выполнению приемов работы иглой и ножницами. Включены темы по обработке прямых срезов швейных изделий. Формирование умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности учебного труда в коррекционной школе.

    Обучение швейному делу развивает мышление, мелкую и крупную моторики у аномального ребенка. Выполнение швейных работ формирует у обучающейся эстетические представления, благотворно сказывается на становлении её личности.

            В 7 классе продолжается обучение школьницы работе на швейной электрической машине (регулировка стежка и натяжения нитей, выполнение закрепок, машинной строчки). Вырабатывается автоматизация  навыков работы на швейной машине. Продолжается обучение пошиву изделий с постоянным усложнением ручной работы и работы на швейной машине.

    Программа предусматривает изготовление машинных швов (шов вподгибку с закрытым срезом, двойной шов, накладной шов), салфетки квадратной формы, наволочки на подушку с клапаном, сумки хозяйственной  из хлопчатобумажной ткани, изготовление заплаты, упражнения по выполнению приемов работы иглой, ножницами, на швейной машине. Включена дозированная помощь в ориентировке и планировании работы.

    В 8-м классе продолжается обучение школьницы пошиву изделий с постоянным усложнением технологии пошива легкой одежды и усложнением работы на швейной машине. Особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить обучающуюся к обучению в 9-м классе, адаптирует её  к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

    В 9-м классе продолжается знакомство учащейся с устройством швейной машины, усложняются приемы работы на ней. Программный материал 9 – го класса усложняется технологией пошива изделий. Занятия по трудовому обучению для ребенка с нарушением интеллекта направлены на  изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по курсу выбранной специальности. Выполнение швейных работ  формирует у школьницы эстетические представления, способствует социальной её адаптации и обеспечивает ей в определенной степени самостоятельность в быту.

     Рабочая программа  направлена на достижение следующих целей:

         -     освоение технологических знаний, организации труда;

         -   овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

         - развитие познавательных интересов, пространственного воображения,  творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному анализу трудового процесса;

             - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

    Эффективность достижения целей  во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащейся знаний, умений и навыков, формируются  познавательные способности.

    Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников,  журналов мод, карточек.

    Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов или в масштабе, в журналах,  явлений,  процессов или изображений (макетов, рисунков, фотографий, таблиц, фильмов).

    Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

    Индивидуальное трудовое обучение в специальной  (коррекционной) школе современная дидактика рассматривает как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления, осуществляемый на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории  с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место здесь отводится принципу коррекции умственных недостатков.

    Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2 - 3 учебных часа.

    В работе пользуемся учебниками

    Швейное дело: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы. - М. Просвещение, 1989;

    Швейное дело: Г.Н. Мерсиянова, Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для 5 – 6 классов вспомогательной школы. - М. Просвещение, 1993;

    Швейное дело: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для 7 – 8 классов вспомогательной школы. - М. Просвещение, 1990.

    По окончании 9  класса

     учащаяся должна знать:

    - правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; свойства нитей основы и утка;

    - назначение основных узлов универсальной швейной машины, правила подготовки швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;

    - назначение, технологию выполнения следующих швов:  двойного, стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, вподгибку с открытым срезом и закрытым срезом;  

               -  приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

    учащаяся должна уметь:

    - определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани;

             - включать и отключать швейную машину, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом  на определенный угол);

    - выполнять на швейной машине следующие швы: двойной, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, шов вподгибку с открытым срезом и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать несложные детали кроя, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом;

    -  выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;

             -   ремонтировать одежду: пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.

    Индивидуальная программа

    по профессионально – трудовому обучению

    по специальности: швейное дело

    5 класс (6 часов в неделю)

    I четверть.

    Вводное занятие.

    Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и на четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

    Работа с нитками.

    Практические работы. Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

    Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона.

    Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

    Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием или по готовым проколам.

    Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

    Приемы работы. Правильная хватка инструментов. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

    Умения. Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом. Контроль правильности выполнения работы с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте.

    Работа с текстильными материалами.

    Практические работы. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

    Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Выполнение сметочных стежков на ткани с крупным переплетение.

    Изготовление игольницы по готовой выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.

    Технические сведения. Свойства  и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемы при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места.

    Приемы работы. Раскрой материала по готовой выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево.

    Умения. Ориентировка в задании самостоятельно и частично с помощью учителя. Самостоятельное сравнение образца с натуральным объектом. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя. Выполнение изделия нового вида работ с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении задания. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе.

    II четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила поведении обучающейся в мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. Организация ручного рабочего места.

    Работа с текстильными материалами.

    Практические работы. Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

    Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление по образцу подушечек-прихваток по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косыми стежками).

    Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

    Приемы работы. Правильное пользование иглой  и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание срезов подушечки-прихватки.

    III четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

    Мягкие игрушки.

    Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (заяц, собачка, рыбки).

    Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон.

    Ткани для основных деталей: фланель, байка, трикотажное полотно, искусственный мех. Эстетические требования к изделиям.

    Практические работы. Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой, синтетическими волокнами.

    IV четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Организация ручного рабочего места.

    Ремонт одежды.

    Виды работ. Пришивание пуговиц. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

    Технические сведения. Виды пуговиц ( с двумя и четырьмя отверстиями) и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке.

    Практические работы. Определение места оторванной пуговицы.

    Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки, разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Закрепление вешалки косыми стежками. Пришивание вешалки к одежде.

    6 класс (8 часов в неделю)

    I четверть.

    Вводное занятие.

    Беседа о профессии швеи. Задачи обучения и план работы на год и на четверть. Правила работы в мастерской.

    Швейная машина.

    Теоретические сведения. Швейная машина: марки, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.

    Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

    Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

    II четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье. Организация ручного и машинного рабочего места.

    Работа с тканью.

    Изделие. Мешочек для хранения работ.

    Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы: виды (вподгибку с закрытым срезом, стачной), способы выполнения, применение. Обметочные строчки косых и петельных стежков.

    Умение. Работа на швейной машине, продергивание тесьмы, выполнение стачного шва, шва вподгибку.

    Упражнения. Выполнение стачного шва на образце, шва вподгибку.

    Практические работы. Отделка мешочка аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. продергивание тесьмы. Утюжка изделия.

    III четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасной работы  при шитье.

    Работа с тканью.

    Изделие. Носовой платок, обработанный швом вподгибку с закрытым срезом.

    Теоретические сведения. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), применение.

    Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

    Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым  и открытым срезами. Утюжка изделия.

    Практические работы. Закалывание поперечного среза. Заметывание поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом. Закалывание долевого среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Удаление ниток заметывания. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

    IV четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Ремонт одежды

    Изделие. Пуговица на стойке. Вешалка к одежде.

    Теоретические сведения. Пуговицы: виды, способы пришивания, нитки для пришивания. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки.

    Умение. Пришивание пуговицы.

    Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Подбор ниток в соответствии с цветом пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте.

    Практическое повторение.

    Виды работы. Подшив головного платка.

    7 класс (10 часов в неделю)

    I четверть.

    Вводное занятие.

    Задачи предстоящего учебного года, план работы на год и на четверть. Проверка оборудования в мастерской. Правила безопасности при работе в мастерской.

    Швейная машина.

    Теоретические сведения. Швейная машина: назначение, виды выполняемых         работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток.  Работа на швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе на швейной машине.

    Умение. Работа на швейной машине с ножным электроприводом. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка швейной машины, наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

    Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани (по готовому крою).

    Изделия. Салфетка квадратной формы, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

    Теоретические сведения. Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком).Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

    Умение. Подбор ткани, определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

    Упражнения.  Выполнение шва вподгибку.

    Практические работы. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

    Практическое повторение.

    Вид работы. Изготовление салфетки.

    Самостоятельная работа.

    Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см.

    II четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасной работы  при шитье.

    Двойной шов.

    Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки  0,5 см, готового шва 0,7): применение.

    Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров строчки.

    Упражнения. Выполнение двойного шва на образце.

    Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

    Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

    Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

    Умение. Складывание ткани для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание, стачивание.

    Упражнения. Выполнение двойного шва на изделии.

    Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Утюжка готового изделия.

    Практическое повторение.

    Вид работы. Изготовление наволочки.

    Самостоятельная работа.

    Выполнение на образце двойного шва.

    III четверть.

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Накладной шов.

    Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины шва.

    Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

    Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

    Применение двойного и накладного швов.

    Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.

    Теоретические сведения. Сумки: фасоны, размеры, швы.

    Умение. Расчет расхода ткани.

    Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы вместе с учителем. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

    Практическое повторение.

    Вид работы. Изготовление сумки хозяйственной.

    Самостоятельная работа.

    Выполнение на образце двойного и накладного швов.

    IV четверть.

    Вводное занятие.

    Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

    Ремонт одежды

    Изделие. Вешалка  к одежде. Заплата в виде аппликации.

    Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

    Упражнения. Пришивание заплаты ручным способом на образце.

    Практические работы. Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Подбор ткани для заплаты из гладкокрашеной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты.

    Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краев поврежденной ткани изделия. Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка заплаты.

    Практическое повторение.

    Вид работы. Выполнение заплаты.

    Самостоятельная работа.

     Выполнение на образце вешалки и втачивание  ее в шов вподгибку с закрытым срезом

    8 класс (12 часов в неделю)

    I четверть

    Вводное занятие.

    Задачи предстоящего учебного года, план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудования в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасности при работе в мастерской.

    Работа с нитками.

    Теоретические сведения.  Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

    Умение. Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом с помощью учителя. Контроль правильности выполнения работы с помощью учителя. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте.

    Упражнения. Правильная хватка инструментов. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

    Практические работы. Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

     Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона.

    Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием.

    Швейная машина.

    Теоретические сведения. Швейная машина с электроприводом: назначение, виды выполняемых         работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток.  Работа на швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе на швейной машине.

    Умение. Работа на швейной машине с ножным электроприводом. Строчка на ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка швейной машины, наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

    Работа с тканью.

    Изделие. Головой платок, обработанный швом вподгибку с закрытым срезом.

    Теоретические сведения. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), применение.

    Умение. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя.  Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Утюжка изделия.

    Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым  и открытым срезами. Утюжка изделия.

    Практические работы. Разметка линий краевого шва. Закалывание поперечного среза. Заметывание поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом. Закалывание долевого среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Удаление ниток заметывания. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

    Практическое повторение.

    Виды работы. Подшивание носового платка. Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием.

    Самостоятельная работа.

    Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см.

    II четверть

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Обработка обтачкой среза ткани.

    Теоретические сведения. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья.

    Умение. Ориентировка по операционной предметной карте.

    Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.

    Практические работы. Стачивание долевых, поперечных обтачек с опорой на пооперационную карту. Обработка деталей обтачкой.

    Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.

    Изделие. Косынка для работы.

    Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия.

    Практические работы. Определение правильности косого среза на ткани с помощью учителя. Определение размера долевой обтачки для обработки среза  с помощью учителя. Соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.

    Практическое повторение.

    Виды работы. Пошив косынки.

    Самостоятельная работа.

     Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.

    III четверть

         Вводное занятие.

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Обработка фартука для работы.

            Изделие. Фартук с цельнокроеной грудкой, бретелями.

    Теоретические сведения. Фартук: назначение,  фасоны, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов, швы, виды отделки. Одинарные и парные детали фартука.

    Практические работы. Обработка бретелей. Обработка швом вподгибку с открытым срезом закругленных срезов фартук (предварительно обметаны на обметочной машине).  Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным втачиванием бретелей.  Обработка нижнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание концов пояса. Обработка долевых  срезов   швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным втачиванием деталей пояса. Обработка углов косыми стежками. Отделка и утюжка фартука.

    Ремонт одежды.

    Изделие. Пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.

    Теоретические сведения. Пуговицы: виды, способы пришивания, нитки для пришивания.

    Умение. Пришивание пуговиц.

    Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Подбор ниток в соответствии с цветом пуговицы. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте.

    Практическое повторение.

     Виды работы. Изготовление косынки.

    Самостоятельная работа.

     Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

    IV четверть

            Вводное занятие.

    Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

    Обработка мягких складок.

    Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).            

    Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья.

    Упражнение. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.

    Практические работы. Разметка складок по шаблону с помощью учителя. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.

    Фартук на поясе.

    Теоретические сведения. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Контрольная линия.

    Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Разметка складок с помощью учителя. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевых срезов   швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев фартука. Обработка углов косыми стежками. Заметывание складок по верхнему срезу. Обтачивание концов пояса. Заметывание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.

    Практическое повторение.

     Виды работы.  Изготовление наволочки с клапаном.

    Контрольная работа. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.

    9 класс (14 часов в неделю)

    I четверть

    Вводное занятие

    Задачи предстоящего учебного года, план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудования в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасности при работе в мастерской.

    Швейная машина

    Теоретические сведения. Швейная машина: назначение, виды выполняемых         работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток.  Работа на швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе на швейной машине.

    Умение. Работа на швейной машине с ножным электроприводом. Строчка на ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка швейной машины, наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

    Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

    Пошив поясного бельевого изделия

    Изделие. Брюки пижамные.

    Теоретические сведения. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом), применение.

    Умение. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя.  Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Утюжка изделия.

    Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым  и открытым срезами. Утюжка изделия.

    Практические работы. Разметка линий краевого шва. Закалывание поперечного среза. Заметывание поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом. Закалывание долевого среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Удаление ниток заметывания. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

    Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

    Оборудование отделочного цеха: виды, назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно- тепловой обработке. Организация рабочего места при ВТО изделия. Т\Б на рабочих местах.

           Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех.

           Ознакомление с оборудованием.

    Трудовое законодательство

    Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Расторжение договора. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

    Практическое повторение

    Виды работы. Пошив постельного белья.

    Самостоятельная работа

    Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной

    до 1 см.      

                                             

    II четверть

    Вводное занятие

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Пошив детского белья без плечевого шва

    Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

    Теоретические сведения. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Названия контурных срезов и деталей. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва.

    Упражнения. Обработка на образце выреза горловины. Вырез по выбору – углом. Каре или круглой (овальной) формы.

    Практические работы. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке. Обработка горловины обтачкой, рукава швом вподгибку. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза стачным швом взаутюжку, нижнего – швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия.

    Практическое повторение

    Виды работы. Выполнение ремонта одежды. Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение заплаты в виде аппликации.

    Самостоятельная работа

    Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

    III четверть

    Вводное занятие

    План работы на четверть. Правила

    поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности при шитье.

    Организация труда и производства на швейной фабрике

           Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в промышленности. Общее представление о разработке и конструировании изделий. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи- мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

      Правила безопасной работы на швейной фабрике

         Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах, на швейной фабрике. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при ВТО изделий.      

    Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

    Технология пошива простейших  изделий,

    выпускаемых предприятием

    ( Постельное белье, ночные сорочки, пижамы, мужские трусы, наволочки, прихватки, салфетки.)

           Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики.

    Ткань,  используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, название срезов. Последовательность обработки изделия. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия (ночной сорочки) по готовому крою. Норма выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

    Экскурсия.  Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдение за работой швей.

    Пошив расклешенной юбки

    Изделие. Юбка. Юбка «полусолнце».

    Теоретические сведения. Юбка: фасоны, виды, ткани для пошива, название деталей  и контурных срезов деталей. Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.

    Умение. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание ткани

    Практические работы. Прокладывание контрольных линий. Прокладывание контрольных стежков по контуру выкройки и линии бедер. Сметывание основных деталей. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки. Стачивание боковых срезов. Обработка и соединение притачного пояса с юбкой.

    Обработка низа изделия швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка и складывание изделия.

    Практическое повторение

    Виды работы. Пошив юбки из клиньев по готовому крою.

    Самостоятельная работа

    Выполнение отделочных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1:2.     

                                       

    IV четверть

    Вводное занятие

    План работы на четверть. Правила

    поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности при шитье.

    Новые швейные материалы, используемые

    на швейном предприятии

           Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон, с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием. Ткани с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

              Лабораторная работаю. Изучение прорубаемости новых тканей, влагопроницаемости, сминаемости, изменений вида и качества при утюжке с разным температурным режимом.

    Технология пошива блузки (по готовому крою).

    Изделия. Блузка без воротника с короткими цельнокроеными рукавами.

    Теоретические сведения. Фасоны блузок и ткани. Название деталей кроя и контурных срезов.

    Практические работы. Прокладывание контрольных линий. Прокладывание контрольных стежков по контуру выкройки и линии бедер. Подготовка блузки к примерке. Обработка среза горловины подкройной обтачкой. Обработка нижнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Стачивание боковых срезов и обработка швов строчкой «зигзаг». Обработка нижнего среза блузки швом вподгибку с закрытым срезом и вдевание эластичной тесьмы. Утюжка и складывание изделия.

    Практическое повторение

             (подготовка к экзамену)

    Контрольная работа

     Пошив наволочки размером 40х40 (боковые швы обрабатываются стачным швом).

    Литература

    1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., Просвещение, 1987.
    2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
    3. Карпушина Г. Б., Мозговая Г.Г. Рабочая тетрадь по швейному делу 6

         класс. – М., Просвещение, 2009

    1. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пазунова. – М.:Издательский центр «Академия», 1998.
    2. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в

    организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, №5.

    1. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
    2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во

    вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1988.

    1. Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Под редакцией В.В.Воронковой.
    2. Устав ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа».
    3. Швейное дело: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы. - М. Просвещение, 1989;
    4. Швейное дело: Г.Н. Мерсиянова, Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для 5 – 6 классов вспомогательной школы. - М. Просвещение, 1993;
    5. Швейное дело: Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Учебное пособие для 7 – 8 классов вспомогательной школы. - М. Просвещение, 1990.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело, 6 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе разработана на основе государственной программы "Швейное дело, 6 класс" для специальных (коррекционных) общеобразовате...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.

    Программа  рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа.  Срок обучения по программе – 5 лет (5-9 класс).Рабочая учебная программа «Столярное дело 8 класс» нацел...

    Рабочая учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 5-9 специальных (коррекционных) классах VIII вида

    В методическом материале "Рабочая учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в специальных (коррекционных) 5-9 классах VIII вида"представлены: пояснительная записка, учеб...

    Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

    Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

    Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

    Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, 7 класс) для коррекционной школы VIII вида.

    Рабочая прграмма по професионально-трудовому обучению (швейное дело, 7класс) для коррекционной школы VIII вида....

    Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

    Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....