Рабочая программа по математике для слабослышащих, имеющих умственную отсталость
рабочая программа (9 класс) на тему

Математика для слабослышащих обучающихся VIII вида является чрезвычайно сложным предметом. В настоящей программе предусмотрены определенные рекомендации по дифференциации учебных требований к учащимся вспомогательных классов в зависимости от уровня их обучаемости математическим навыкам и умениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_9v.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа ориентирована на слабослышащих учащихся 9 класса, имеющих умственную отсталость.

Рабочая учебная программа по  математике составлена на основе:

  1. Программы по математике, автор Донская Н.Ю., сборник программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, вспомогательные (I – IX) классы.   9 класс.  (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.) . Москва  «Просвещение»,  2003г.
  2. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (II вида , для слабослышащих ,имеющих умственную отсталость). Приказ МО РФ № 29/ 2065 – п. от 10.04.02.

Математика для умственно отсталых слабослышащих учащихся является чрезвычайно сложным предметом. В настоящей программе предусмотрены определенные рекомендации по дифференциации учебных требований к учащимся вспомогательных классов в зависимости от уровня их обучаемости математическим навыкам и умениям. В целом программой предлагается тот объем знании, который доступен большинству учащихся и определяет реальность фронтальной работы с классом .

Изучение математики во вспомогательных классах школы слабослышащих наряду с учебными целями предполагает

Цели:

  • повышение уровня общего развития умственно отсталых учащихся,
  • коррекция недостатков их познавательной деятельности.
  • подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
  • воспитание адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.

Задачи:

  • Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,
  • Развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
  • Использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной  деятельности и личностных качеств;

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных математических понятий;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Решение задач практического и воспитывающего обучения способствует воспитанию адекватной ориентации учащихся в окружающей жизни, их социальной адаптации, включению в трудовую деятельность.

Обучение математике тесно связано с развитием речи и мышления — сознательное усвоение математических знаний невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки математики обогащают речь учащихся.  Слова сначала даются на табличках для глобального чтения, а затем по мере овладения аналитическим чтением вводятся в активный словарь и употребляются учащимися в самостоятельной речи. В этот период необходимы специальные пропедевтические занятия по уточнению у учащихся математических представлений, по их подготовке к систематическому обучению математике. Важную роль в обучении играет преимущественное использование наглядных и действенных методов обучения: манипулирование предметами, практическая деятельность, дидактические игры, наблюдения и экскурсии. Это будет помогать воспитанию интереса к предмету, повышению эффективности обучения.

   Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника. Следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно.

         Психофизиологические особенности слабослышащих детей определяют и особенности методики преподавания математики:

  • доступность программного материала по объему и содержанию;
  • широкое использование средств наглядности различной степени абстрактности, рассчитанное на привлечение непроизвольного и развития произвольного внимания, которое отстает на 3 – 4 года от развития внимания  слышащих;
  • систематическое повторение пройденного материала, что требует дополнительного времени;
  • особое внимание уделяется внутрипредметным и межпредметным связям;
  • адаптация дидактических материалов (вопросов, задач, текстовых заданий, таблиц) к особенностям усвоения  знаний обучающимися с недостатками слуха.

В программе  заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  ключевых компетенций.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. 

Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою  деятельность, осуществлять самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого  ученика.

В 9 классе необходимо продолжить развивать у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является
сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основными
видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
  • устное решение примеров и задач;
  • практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
  • развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
  • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник:

Математика М.И.Моро 4кл.1, 2 ч.М. «Просвещение» 2011 г

Программа  рассчитана на 210 часов в год, 6 ч в неделю.

                                                 

Содержание учебного материала

Действия с числами в пределах 10 000.

Доли величины. Нахождение половины, трети, четверти, пятой и десятой доли числа. Решение задач на нахождение доли числа.

Дроби. Образование дробей, их чтение и запись. Числитель и знаменатель дроби. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение целого числа и дроби. Вычитание дроби из целого числа. Нахождение дроби числа. Нахождение числа по его дроби. Решение примеров в 2—3 действия с целыми числами, в 2 действия с дробями.

Задачи. Решение несложных задач на нахождение числа по его дроби. Решение задач всех пройденных видов.

Понятие о проценте. Обозначение процента (%). Нахождение процента от числа, числа по проценту. Решение несложных задач на нахождение числа по процентам.

Временные понятия: год (порядковый номер), количество дней в году.

Единицы измерения массы: килограмм, грамм. Пользование единицами массы в повседневной жизни (картошку покупают килограммами, масло — граммами, молоко, подсолнечное масло — литрами, сметану — граммами). Соотношение между килограммом и граммом. Весы, разновесы. Пользование весами (бытовыми).

Геометрический материал. Треугольник, стороны, углы. Выделение треугольника из контуров, окружающих предметов. Круг и окружность, центр, радиус; черчение окружности с заданным и произвольным радиусом с помощью циркуля.

Представление о площади фигуры. Единицы измерения площади — квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр и их обозначения (кв. см, кв. дм, кв. м). Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата.

Формирование словесных обобщений

Распределение по группам четных и нечетных чисел.

Выделение разрядных чисел из группы чисел.

Группировка чисел по разрядам.

Группировка чисел по количеству знаков в числе.

Группировка примеров по арифметическому действию.

Выделение принципов группировки данной классификации.

Определение наибольшего и наименьшего числа в данных разрядах.

Сравнение чисел соседних разрядов и классов.

Выделение двух принципов группировки для данной последовательности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания, таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

названия и обозначения единиц величин: стоимости, длины, массы, времени, площади;

соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, площади; натуральный ряд чисел от 1 до 10 000;

что каждое следующее число на единицу больше предыдущего и наоборот.

Учащиеся должны уметь:

читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000; выполнять несложные устные вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление) с натуральными числами, дробями, числами, полученными при измерении;

выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами; называть компоненты арифметических действий;

решать простые текстовые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия и смысл отношений: больше (меньше) на ..., больше (меньше) в ...;

решать составные задачи, требующие двух арифметических действий, и задачи, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами (скоростью, временем и расстоянием при равномерном прямолинейном движении; ценой, количеством и стоимостью товара; площадью прямоугольника и длинами его сторон);

измерять отрезок, ломаную, стороны многоугольника;

строить отрезки данной длины, прямоугольник (квадрат) с данной длиной сторон с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;

чертить окружность с помощью циркуля с заданным радиусом, диаметром;

измерять углы, чертить углы по данным размерам с помощью транспортира;

вычислять периметр, площадь прямоугольника.

Необходимый минимум приобретенных знаний, умений, навыков

Завершая обучение в 9 вспомогательном классе, учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Уметь выполнять все арифметические действия в пределах 100, знать таблицу сложения и вычитания, умножения и деления, уметь ею пользоваться; овладеть навыками устного счета в пределах 100 (сложение и вычитание).

Овладеть навыками письменных вычислений в пределах 1000. Уметь складывать и вычитать в пределах 1000, умножать и делить на однозначное число.

Знать метрическую систему мер, выполнять практические работы по измерению, взвешиванию, определению времени по часам.

Уметь преобразовывать именованные числа (простые и составные);

решать любую простую задачу из перечисленных в программе и некоторые виды составных задач;

различать и знать названия геометрических фигур и тел, указанных в программе. Знать их свойства. Уметь пользоваться линейкой, циркулем для построения геометрических фигур и линий по заданным размерам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов

Рабочая  программа  составлена  на основе  программы «МАТЕМАТИКА» (авторы  М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами  специальных (ко...

Адаптированная рабочая программа по математике 7 класса для умственно отсталых (интеллектуального развития) детей

Адаптированная рабочая программапо математике 7 класса для умственно отсталых(интеллектуального развития) детей рассчитана на 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год....