Особенности самоуправление в коррекционной школе VIII вида
статья на тему

Мартынова Екатерина Андреевна

Для учащихся школы VIII вида, имеющих определенные трудности в общении с окружающими людьми,  особенности здоровья и восприятия, такая форма организации детей, как ученическое  самоуправление, носит особый характер.  Экспериментальная программа по самоуправлению, созданная специально для детей с интеллектуальной  недостаточностью, направлена на то, чтобы помочь детям приблизится к социальной среде, адаптироваться, устанавливать межличностные отношения, корректно вести себя в обществе, усваивать правильные  модели поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_v_korrektsionnoy_shkole_-_statya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности самоуправление в коррекционной школе VIII вида

Заместитель директора по УВР Мартынова.Е.А

Руководитель СПСПиИД Сорокина.К.М

В обычном, повседневном понимании ученическое самоуправление – форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее решение вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности.

Для учащихся школы VIII вида, имеющих определенные трудности в общении с окружающими людьми,  особенности здоровья и восприятия, такая форма организации детей, как ученическое  самоуправление, носит особый характер.  Экспериментальная программа по самоуправлению, созданная специально для детей с интеллектуальной  недостаточностью, направлена на то, чтобы помочь детям приблизится к социальной среде, адаптироваться, устанавливать межличностные отношения, корректно вести себя в обществе, усваивать правильные  модели поведения.

В школе VIII вида ученическое самоуправление предусматривает вовлечение ученического актива  средних и старших классов во все школьные мероприятия, их подготовку, создание интересных проектов для учащихся  школы, других школьников  округа. Ученическое самоуправление направлено на формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение каждого школьника к организации своей жизни и деятельности в школе, самовоспитанию, воспитанию чувства ответственности,  осознания того, что у каждого участника образовательного процесса есть свои обязательства  и долг перед товарищами. Смысл ученического самоуправления заключается не в том, чтобы одни дети управляли другими, а в том, чтобы обучить всех детей основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно, если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий большим жизненным опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, желании самоутвердиться.

Цель такого рода организации воспитательного процесса - формирование нравственной, творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям человеческого общения, содружества учителей и учеников.

Задачи:

  • Формирование системы самоуправления, как механизма, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественные отношения.
  • Развитие такого вида детской организации, как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Механизм ученического самоуправления – это формирование ученического актива, который состоит из представителей классных коллективов 6-12 классов.  Курируют деятельность школьного самоуправления заместитель директора школы по воспитательной работе, старший вожатый  и педагоги-дефектологи, содействующие  в реализации программы.

Самоуправление в коррекционной школе – управление самим собою, знание и строгое исполнение своих обязанностей. Участие и помощь каждого в поддержании порядка, без помощи взрослого. Исходя из данного выше определения, можно сделать вывод, что перед организацией  самоуправления в школе VIII вида стоят сложные задачи:

  1. Особенности и специфика развития учеников не должны изменить представление о школьном самоуправлении
  2. Сохранение традиционных принципов школьного самоуправления
  3. Учет  потребностей, желания и возможностей детей с проблемами в развитии в системе школьного самоуправления
  4. Объективность в функционировании школьного самоуправления
  5. Формирование желания и потребности участия в школьном самоуправлении

Для решения задач  организации деятельности школьного самоуправления целесообразно руководствоваться следующими позициями:

  1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.
  2. Орган школьного  самоуправления наделяется реальными полномочиями.
  3. Школьное самоуправление и учащиеся школы призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
  4. В  школе действует принятая в соответствии с ее Уставом система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
  5. Школьное самоуправление не может действовать в школе изолировано, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия со стороны общешкольной воспитывающей деятельности.

Актуальность внедрения такого типа школьного самоуправления  заключается в том, что учащиеся, имеющие особенности психофизического развития, участвующие в школьном самоуправлении учатся принимать самостоятельные решения,  объяснять мнение других, искать контр-примеры, давать объективную оценку происходящего, что положительно влияет на развитие  личности в целом.

В соответствии с системой воспитывающей деятельности, определяются и приоритетные модули школьного самоуправления. Реализация модулей и объективного школьного самоуправления,  а также контроль за осуществлением деятельности проходит под строгим внутренним согласованием и контролем со стороны ответственных педагогов за каждое направление.  В тоже время при реализации разработанных планов после согласования, проведении рейдов, участии в проектах, акциях и т.д. деятельность  осуществляется без участия педагога, тем самым школьное самоуправление является самостоятельной структурой. Обсуждение итоговых планов работы по направлениям осуществляется полным составом школьного самоуправления и ответственным педагогом (для оказания необходимой помощи).

Для реализации каждого модуля деятельности школьного самоуправления выбирается ответственный за представление проектов и планов на заседании школьного самоуправления.

Модули деятельности школьного самоуправления

1. Учебная деятельность. Рассматривают вопросы пропусков учебных занятий по неуважительной причине, осуществляют контроль за посещением дополнительных занятий, подводят итоги за неделю, четверть, подают информацию на общешкольную линейку. Курирует работу заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Обеспечение данного модуля ориентировано на формирование умения собирать и анализировать (на доступном уровне) полученные данные, уметь их обобщать и представлять. Ответственным за данное направление ведется единый журнал учета пропуска уроков и дополнительных занятий по классам и кружкам..

2. Дисциплина и порядок. Дисциплина как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Контроль за «трудными» детьми и оказания им посильной помощи. Курирует эту деятельность зам. по воспитательной работе. Осуществление данного модуля направлено на соблюдение дисциплинарного порядка в школе, умения давать объективную оценку своим сотоварищам, развития критичности и самокритики.

3. Культурно-массовая деятельность. Участие в проведение массовых праздников, составление сценариев, организация сюрпризов, празднования дней рождений, создание творческих папок классов. Курирует работу организатор внеклассной работы (вожатый). Реализация данного модуля заключается в укреплении взаимодействия детского коллектива.

http://korschool162.babyhost.ru/img/photog2/thumbgala190x150x1x16777215_1doc_30.jpg http://korschool162.babyhost.ru/img/photog2/thumbstar190x150x1x16777215_1doc_4.jpg

4. Клуб «Следопыт» - поисково-исследовательская деятельность и патриотическое воспитание. Участвует в организации посещения ветеранов района, памятных мест. Устраивают соревнования по классам в рамках поисково-исследовательской деятельности и развитии дополнительного фонда школьного музея «Труд и подвиг». Участвуют в проведении тематических экскурсий в школьном музее для младших школьников. Курирует работу руководитель школьного музея. Участие в поисково-исследовательской деятельности и патриотическом движении школы положительно влияет на формирование морально-нравственных качеств личности.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность. Помощь в организации и судействе спортивных соревнований по семьям и классам. Проведение товарищеские встречи с другими школами. Организует и проводит конкурс снежных крепостей. Совместно с патриотическим клубом проводит игры на местности. Курирует работу инструктор по физической культуре. Основная задача – это активное включение учащихся в процесс формирования культуры здорового образа жизни.

http://www.korschool162.babyhost.ru/sc-pic/i2530.jpghttp://www.korschool162.babyhost.ru/sc-pic/i2486.jpg

6. Санитарно-гигиеническая деятельность. Устраивает рейды проверок по опрятному и аккуратному внешнему виду учащихся. Осуществляет контроль за мытьём рук, дежурит в столовой во время приёма пищи, выпускают санбюллетени.  Курирует работу медицинский работник. В основном направлена на формирование представлений и санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к школьнику, а также соблюдению режимных моментов.

7. Развитие кругозора. Участвует в организации часов чтения с младшими школьниками. Выпускают ежемесячные школьные стенгазеты. Помогают в ремонте книги, следят за сохранностью учебников. Курирует работу школьный библиотекарь. Задачей данного модуля является развитие познавательной деятельности на основе ознакомления с художественными  произведениями, а также формирование потребности в чтении и  бережного отношения к книге.

На протяжении последних лет в школе постоянно действует тимуровское движение, которое направлено на тесное сотрудничество с ветеранами района «Сокол». Учащиеся школы помогают ветеранам на дому, дарят памятные подарки, сделанные своими руками, поздравляют их и поддерживают. Ежегодно действует акция милосердия «Я с тобою, ветеран». Учащиеся также ежегодно ухаживают за памятниками и стелами Героев войн, находящихся на территории района «Сокол».    

8. Проектная деятельность

Директором школы инициирован окружной проект, организованный школой, «Стань полезен своему городу».  Целью этого проекта стало вовлечение детей с ОВЗ, инвалидов в практическое участие  жизни своего города; привлечение общественности к решению проблемы социально - адаптационного  развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование и поддержка социальных гражданских инициатив среди общеобразовательных школ округа, общественных объединений. Основными задачи проекта были создание условий для детей с ОВЗ почувствовать  свою нужность и значимость в решении социальных преобразований в своем дворе, районе, городе, совершенствование взаимодействия среди общеобразовательных школ, общественных объединений  в решении социальных и общественно значимых проблем адаптации детей с ОВЗ; внедрение в практику принципов социального партнерства и взаимной ответственности; развитие сотрудничества общеобразовательных школ, общественных организаций в рамках проекта; формирование чувства ответственности и значимости учащихся общеобразовательных школ; формирование положительного отношения учащихся общеобразовательных школ по отношению к детям с ОВЗ; обмен опытом среди учащихся общеобразовательных школ по трудовым дисциплинам в рамках реализации взаимодействия социально разносторонних слоев современного общества; формирование собственной значимости путем  участия  в проекте «Стань полезен своему городу»

 Данный проект  носит публичный характер и проводится на условиях открытости и гласности.

http://www.korschool162.babyhost.ru/sc-pic/i1881.jpghttp://www.korschool162.babyhost.ru/sc-pic/i1986.jpg

9. Благотворительность и попечительство

В течение нескольких лет школа опекает фазанов в Московском зоопарке. Представители школьного самоуправления тиражируют имеющийся опыт и выступают с докладами и презентациями о социальной значимости данной деятельности.

Система развития школьного самоуправления является важной частью функционирования школы в вопросе социальной адаптации и коррекции личности с интеллектуальной недостаточностью. Мы надеемся, что привития уровня ответственности, морально-нравственных норм и желание взаимодействовать с окружающими увеличат шанс ребенка с проблемами в развитии занять свою социальную нишу и стать достойным гражданином своей страны, отвечающем социальному заказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...