Познавательно-исследовательский проект в группе компенсирующей направленности VII вида "Моя малая Родина"
проект на тему

Ховалыг Айслу Александровна

Познавательно-исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ VII ВИДА МАДОУ №40 г.Кызыла  


«Моя Малая Родина»

Составила: учитель дефектолог Ховалыг А.А.

Кызыл-2014

Актуальность.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
         Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Особенно это важно   в коррекционных группах. В нашей  группе воспитываются  дети с задержкой психического развития. У  детей с ЗПР  сужен круг представлений о явлениях социальной действительности,  представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Нравственное воспитание является, одной из важнейших сторон общего развития детей с ЗПР  дошкольного возраста, ведь любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников с ЗПР  – процесс сложный и длительный. Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР нравственно-патриотическое воспитание должно осуществляется  во всех видах деятельности.

       Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но ежегодные данные диагностики показывают на необходимость усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего родного края. Введение  в коррекционную работу проективного метода позволяет использовать разнообразные средства и приемы обучения, обеспечивает интеграцию знаний и умений на основе общего интереса и взаимодействия педагогов, детей и родителей. В то же время он охватывает все виды детской деятельности и позволяет решать задачи развития во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОСТ ДО). В год 100летия единения России и Тувы, 100летия города Кызыла решили  реализовать познавательно-исследовательский  проект: «Моя Малая Родина».
       Данный проект направлен на активное участие всех участников проекта.  Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной  возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту
.


Гипотеза.

        Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес  и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


Цель: 

        Воспитание гражданских чувств, чувства любви, гордости к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитание толерантности, сознательного бережного отношения к своему городу, детскому саду, ко всему живому.


Задачи:

  • Дать знания детям о родной республике Тува, городе Кызыле: история, символика, достопримечательности,  экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Кызыл.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Республики Тува.
  • Познакомить с культурой и традициями Республики Тува.
  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу, республике, уважение к его традициям и обычаям
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Пополнить знания педагогов и родителей об Республике Тува, о городе Кызыле.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной Республики.


    Предполагаемый результат:
  1. У детей будут сформированы знания о родном городе, республике.
  2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  5. Педагоги и родители пополнят знания об своей малой  Родине, о городе.

    Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению.


    Участники проекта
  • дети коррекционной группы компенсирующей направленности VII вида
  • специалисты ДОУ (дефектолог, логопед, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре, учитель тувинского языка)
  • воспитатели
  • родители

    Сроки реализации

    15-сентября – 15 мая

1 этап  Подготовительный: 

  • Диагностика детей с целью определения уровня знаний о Малой Родине, о своем ближайшем окружении.
  • Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, готовность  сотрудничать
  • Обращение к специалистам, создание творческой группы (включаются , заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого  темой проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  • Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех участников проекта.


2 этап   Практический

Формы и методы работы с педагогами

  1. Сообщение  «История возникновения города Кызыла»
  2. Семинар-практикум «Тувинские национальные игры» - учитель тув. языка
  3. Открытый просмотр интегрированного занятия в коррекционной  группе «Мой город Кызыл» - учитель-дефектолог
  4. Консультация о поэтах, писателях, камнерезах, хоомейжи, С.К.Шойгу.-воспитатель
  5. Консультации «Красная книга Республики Тува», «Символика Республики Тува», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат» .
  6. Оформление экологического уголка в ДОУ «Климатические зоны Тувы»



Формы и методы работы с детьми

           Игровая деятельность

  • дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает?», «Вежливый разговор по телефону»
  • сюжетно-ролевая игра «Семья», «Кафе», «Больница», «Аптека»
  • тувинские национальные игры: «Кажык», «Тэвек», «Построй юрту», «Юрта, юрта круглый дом»
  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Лото», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

    Познавательное развитие
  • Экскурсии по городу
  • Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города»
  • Знакомство с тувинским народным творчеством: песни,  частушки, скороговорки, загадки.
  • Знакомство с национальным костюм тувинского  и русского народа.
  • Проведение цикла познавательных занятий, на темы:   «Символика России», «Моя Родина – Тыва», «Юрта, юрта – круглый дом», «Мой город - Кызыл», «С юбилеем любимый Кызыл!»,  «Моё имя, его значение»,  « Моя семья.»,
  • Просмотр презентации «Мой Кызыл»
  • Просмотр презентации «Домашние животные Тувы», «Животный мир Тувы», «Животные Тувы, занесенные в Красную книгу»
  • Просмотр видеофильма «Мой детский сад»
  • Посещение музея.
  • Посещение празднования  100-летия г.Кызыла.


Продуктивная деятельность

  • Тувинские узоры. – рисование по шаблону, раскрашивание, штриховка.
  • Достопримечательности Кызыла – раскрашивание
  • Аппликация «Флаг Республики Тыва»
  • Лепка «Обелиск Центр Азии»
  • Конструирование «Наш город», «Мой дом»
  • Создание папки рисунков «Кызыл глазами детей и родителей»
  • Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
  • Оформление фотоальбома «Кызыл  вчера и сегодня»
  • Коллективное оформление поздравительной открытки «С юбилеем любимый Кызыл!»

    Развитие речи
  • составление творческих рассказов «Мой любимый Кызыл », «Люблю по городу гулять…»
  • беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мама, папа и я вместе дружная семья»

Ознакомление с художественной литературой

  • знакомство с творчеством детских писателей Тувы, с детской газетой «Сылдысчыгаш»  (Звездочка).
  • Разучивание стихов, песен о Туве, Кызыле.
  • Чтение тувинских народных сказок «Мальчик с тремя знаниями», «Золотая птица», «Кодур-оол и Биче-кыс» и т.д.


Музыка

  • Утренник «Шагаа»
  • Просмотр презентации «Тувинские музыкальные инструменты»
  • Оформление музыкального уголка
  • В свободной деятельности прослушивание  гимна Республики Тыва, национальных детских песен «Лето в деревне» муз. В.Танова, сл.Э Филимонова; «Тувинский чай» муз.А.Танова; сл.Ч. Кара-Куске; «Арбай-Хоор»  пальчиковая игра, подобная «Сороко-белобока» Муз. О. Кара-Кат, муз. О.Бавужап и т.д


Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности патриотического воспитания.
  2. Оформление папки-передвижки «Республика в Центре Азии», «Люди Центра Азии»
  3. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами тувинского  быта.
  4. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о Кызыле»
  5. Оформление альбомов “Достопримечательности нашего  города”, “Животные Тувы, занесенные в Красную книгу ”,  «Домашний животные Тувы (як, верблюд, северные олени)», «Природа нашего края»
  6. Информация для родителей «Символика Республики Тыва»


3 этап.   Итогово-аналитический

  1. Итоговая диагностика детей.
  2. Оформление уголка краеведения «Моя Тува»
  3. Открытое занятие “Мой город Кызыл ”
  4. Выставка продуктов детской деятельности.
  5. Оценка этапов реализации проекта детьми.
  6. Совместный досуг с родителями  “Знатоки родного края”. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПО СКАЗКАМ В.СУТЕЕВА» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Использование театрализованной деятельности по теме «Сказки Владимира  Сутеева» как средство  коррекции и разностороннего развития детей с задержкой психического развития.В большинстве случа...

Творческий краткосрочный проект в группе компенсирующей направленности: «Тайны звёздного неба»

Обоснование проблемы:Расширить знания детей об освоении космоса.Расширить знания детей о достижениях в области космонавтики.Актуальность проблемы:Обусловлено тем, что космос вызывает интерес у детей и...

Проект по театрализованной деятельности в группах компенсирующей направленности «В гостях у сказки Кот, петух и лиса».

Проект  по театрализованной деятельностив группах компенсирующей направленности«В гостях у сказки Кот, петух и лиса»....

Занятие - КВН на тему: «Павлово - Родина моя» (разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР ОНР 6-7 лет)

Представленный конспект занятия - КВН  является одной из форм работы в группе компенсирующей направленности  для  детей с ТНР (ОНР) по проекту «Россия – Родина моя» (р...

Проект по развитию речи детей группы компенсирующей направленности «Зимушка- зима»

Цель проекта:  расширение кругозора детей по теме «Зима». Развитие звуковой и интонационной культуры речи детей, лексико -грамматических категорий,связной речи.Воспитание любви к прир...