Комплекс речедвигательного материала на разных этапах урока
методическая разработка на тему
Материал используется на уроках для снятия мышечной усталости, психоэмоционального настроя, развития мышления, памяти ,речи на разных этапах урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_rechedvigatelnogo_materiala_dlya_psikhoemotsionalnogo_nastroya.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс речедвигательного материала для психоэмоционального настроя, снятие мышечной усталости, физминутки для глаз на разных этапах урока
I. Организационный момент
Цель - создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.
Рифмованное начало урока является одним из средств организационного момента. Предлагаю вниманию стихи, которые помогут настроить детей на урок.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
***********************
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
*********************
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
**********************
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том,
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
**********************
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
************************
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
*************************
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
***************************
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
***************************
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
****************************
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
*****************************
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
***
Динь – динь - динь!
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
***
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
***
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
***
Все готовы к полёту,
В страну белоснежную и очень полезную.
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость, знания!
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
А) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!». «Скажите добрые слова друг другу»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный , аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.)
Б) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!». «Скажите добрые слова друг другу»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Б»(благодарный, бережливый, благородный, бескорыстный, благотворительный, безупречный и т.д)
В) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!». «Скажите добрые слова друг другу»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В»( вежливый , внимательный, вессёлый, воспитанный, волшебный, всезнающий и др.)
II.Артикуляционная гимнастика на уроках чтения
Сказка - комплекс упражнений «У бабушки с дедушкой»
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в по¬ложении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
Повторение ритмов
Если ребёнок с трудом проговаривает длинные слова — пропускает, не договаривает слоги, переставляет звуки и т. д., — стоит поупражнять его в повторении ритмов.
ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИТ -ЭХО ТОЧНО ПОВТОРИТ.
Взрослый отстукивает ритмы, а ребёнок повторяет (отхлопывает).
Чистоговорки
- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. | - Ду-до-да – гудят провода. |
- Бу-бы-ба – из окна торчит труба. | |
- Жи-жи-жи – здесь живут ежи. | - За-за-за – уходи домой коза. |
- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. | - Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. |
- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. | |
- Же-же-же – дождь пошёл уже. | |
- Ло-ло-ло – на улице тепло. | - Ма-ма-ма – дома я сама. |
- Лу-лу-лу – стол стоит в углу. | - Му-му-му – молока кому. |
- Ул-ул-ул – у нас сломался стул. | - Мы-мы-мы – прочитали мы. |
- Оль-оль-оль – мы купили соль. | - Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и. |
- Ра-ра-ра – Кате спать пора. | - Са-са-са – бегает в лесу лиса. |
- Ры-ры-ры – летают комары. | - Ос-ос-ос – на поляне много ос. |
- Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. | - Су-су-су – было холодно в лесу. |
- Ор-ор-ор – подмели мы двор. | - Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь. |
- Ри-ри-ри – на ветке снегири. | |
- Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. | |
- Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. | - Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу. |
- Чу-чу-чу – погасить пора свечу. | - Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. |
- Оч-оч-оч – наступила ночь. | - Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи. |
- Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч. | |
- Ща-ща-ща – я несу домой леща. | - Ли-ли-ли – тополя видны вдали. |
- Ащ-ащ-ащ – я надела плащ. | - Ле-ле-ле – много их у нас в селе. |
- Ля-ля-ля – но от них в пуху земля. | |
- Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса! | - Ля-ля-ля – все мы любим тополя. |
- Сы-сы-сы – не боимся мы осы. | |
- Су-су-су – видел кто из вас осу? | - Та-та-та – у нас дома чистота. |
- Сы-сы-сы – мы не видели осы. | - Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. |
- То-то-то – сели мы играть в лото. | |
- Си-си-си – в водоёме караси. | - Ти-ти-ти – съели кашу всю почти. |
- Ся-ся-ся – вот поймать бы карася. | - Тё-тё-тё – отложили мы шитьё. |
- Се-се-се – карасей ловили все. | - Ать-ать-ать – мы идём гулять. |
- Ся-ся-ся – не поймали карася. | |
- Шу-шу-шу – я письмо пишу. | |
- Аш-аш-аш – у Марины карандаш. | |
- Ша-ша-ша – мама моет малыша. |
Весёлое лесное путешествие
Паровоз привез нас в лес. Там полным-полно чудес. |
Вот идет сердитый еж: Где же носик? Не поймешь. |
Вот веселая пчела детям меда принесла. |
Пчёлку ослик испугал: |
Гуси по небу летят, |
Устали? Нужно отдыхать, |
Упражнения для речевого дыхания
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
III.Пальчиковая гимнастика на уроках русского языка
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
«Солдатики». Ребенок кладет кисть руки на стол ладонью вниз и поочередно поднимает пальцы. При успешном выполнении можно усложнить задание и поднимать пальцы не по очереди, а по команде логопеда, также можно увеличить темп выполнения упражнения.
«Кто сильнее?». Ребенок поочередно сцепляет парные пальцы рук и тянет их в разные стороны.
«Лошадки». Ребенок кладет кисть руки на стол и, опираясь большим пальцем, пытается изобразить топот копыт, поочередно стуча подушечками о поверхность стола.
«Очки». По просьбе логопеда ребенок образует первым и вторым пальцами два кружка, а затем соединяет их.
«Ученики». Руки сцеплены в «замок». По команде логопеда: «Встали!» дети поднимают пальцы вверх; по команде «Сели!» пальцы опускаются.
«Две вороны». Второй, третий, четвертый и пятый пальцы обеих рук прижаты друг к другу. Не разъединяясь, они кончиками дотрагиваются до первого пальца. Ребенок пытается изобразить каркающих ворон.
Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите.
Упражнение №2
Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.
Упражнение №3
Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.
Упражнение №4
Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.
Упражнение №5
Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.
«Замок»
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз).
Мы морковку трем, (Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(Имитировать посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем. (Сжимать и разжимать пальцы).
«Мы делили апельсин».
Предварительный массаж кистей, приём массажа — поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа — растирание — 2-3 повтора для каждого пальца. Затем разгибать по одному пальцы, сжатые в кулак от мизинца:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для ужа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка — кожура!
IV.Упражнения для снятия мышечной усталости на уроке (физминутки)
1.Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогни.
И головою теперь покрути-
Лень и усталость скорей прогони.
2.Конь копытом застучал,
Головою покачал,
Низко голову склонил
И воды в реке попил.
Снова голову поднял
И по полю поскакал.
3.
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
4.
Ну-ка, плечи разверни,
Встань и глубоко вздохни.
Разомни скорее ноги-
Топай, топай по дороге.
Обойди дозором стан
И на страже мира встань!
5.
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива.
Мучается бедный ослик,
Что сначала съесть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина зреет
Голоден до полусмерти.
Ослик головою вертит.
Слева-свёкла,
Справа- брюква,
Слева- тыква,
Справа- клюква.
Снизу свежая трава
Закружилась голова.
6.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам-
Шлёп, шлёп.
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлёпай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест- накрест руки сложим.
7.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
8.
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
9.
Как живёшь?
Вот так! ( дети встают, показывают большой палец).
Как идёшь?
Вот так! ( шаги на месте).
Как бежишь?
Вот так! ( бег на месте).
Как летишь?
Вот так! (махи кистями).
Как плывёшь?
Вот так!( махи руками).
Как шалишь?
Вот так! (прыжки с поворотом).
Как сидишь?
Вот так!(садятся за парты).
10.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
И снова зима, снова лютая стужа.
И в нашем лесу стало тихо –послушай.
11.
Раз- поднялись, потянулись.
Два- согнулись, разогнулись.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять –руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.
V. Гимнастика для глаз
1.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
VI.Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
2. «Верх-вниз, влево-вправо»
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. «Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. «Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. «Покорчим рожи»
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6. «Рисование носом»
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть(Учитель может кон кретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. «Раскрашивание»
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед со бой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов.
8. «Расширение поля зрения»
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие мес та: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. «Буратино»
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны пред ставить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. « Часики»
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за сво ими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
VII. Гимнастика для глаз.
Для утомленных глаз предлагаю вам три полезных правила на каждый день:
1. Как можно чаще серебряной ложкой водите по глазницам. Можно на усталый глаз положить кусочек фольги.
2. Закапывайте вечером в глаз каплю облепихового масла.
3. При утомлении глаз растирайте мочку уха.
А теперь несколько упражнений для цилиарных мышц глаза, которые управляют хрусталиком.
1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево. При этом мысленно произнесите: мир (вверх), покой (вниз), добро (вправо), любовь (влево). Я представляю, как через меня проходят потоки, несущие гармонию и покой. Глаза лишь направляют эти потоки и становятся ясными и чистыми.
2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до пяти ... снова к носу ... к ушам. Повторите девять раз.
3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки указательного, среднего и безымянного пальцев, слегка надавите. Очень осторожно и легко круговыми движениями массируйте глазные яблоки. Представьте себе, как улучшается питание каждой клеточки глаза, рассасывается неоднородность и вымываются шлаки. Очень хорошо перед этим смазать кожу век облепиховым маслом (оливковым, касторовым, репейным). В конце промокните веки салфеткой. Делайте это перед сном.
4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук. Девять кругов в одну сторону, и девять - в другую.
5. Сделайте массаж висков и разминание бровей (руки, лицо чистое). Положите пальцы на виски. Легонько надавите, массируйте круговыми движениями несколько минут, затем положите по четыре пальца на край скулы: указательный - возле уха, мизинец - у глаза. Надавите каждым пальцем, исследуя кость... Может быть один из пальцев ощутит на границе кости наросты, неровные комочки? Вибрирующим движением пальцев как бы смывайте, убирайте эти неровности и представляйте, что рядом течет чистейший ручей, он уносит мусор прочь. Исследуйте и почистите лобную кость. Очень приятно подержать несколько минут на виске листок фольги. Обратите внимание на косточки за ухом. Эти сосцевидные отростки височной кости очень важно проверять и чистить регулярно, желательно каждый день. Промассируйте брови. Захватите бровь у носа указательным и большим пальцами, разминайте ее с усилием, медленно перемещаясь вдоль брови к уху. Повторите несколько раз.
6. Положите указательные пальцы на слезные косточки у внутренних уголков закрытых глаз. Надавите и помассируйте косточки так, как будто вы их моете в теплой и чистой воде. Теперь переместите пальцы к наружным уголкам глаза, надавите, "промойте" их тоже.
7. Быстро поморгайте ... еще быстрее! Так быстро, как только возможно! Синхронно можно сжимать и разжимать пальцы рук, и поцокать языком.
8. Отдохните после седьмого упражнения. Закройте глаза и настройтесь на тихий вечер у большой воды. Не напрягайтесь. Припомните детали: камень на берегу, песок, лодка на воде, облака в небе. И скоро, скоро чувство покоя придет к вам, глаза хорошо отдохнут у воды
VIII.Физминутки
Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Кроме популярных сегодня электронных зарядок стремлюсь использовать логопедическую ритмику, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. Дети выполненяют упражнения в заданном темпе и ритме, что способствует формированию необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализвции речи ребенка, формирует положительный эмоциональный настрой
Деревцо
Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)
Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)
Тук-тук
- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)
- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)
IХ.Рефлексия на уроке
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку обдуманного, понятого каждым. Важно не только повторить пройденный на уроке материал, но и осуществить рефлексию состояния ученика, его отношение к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая коснулась его, либо захватила его, либо он остался совершенно равнодушным и безразличным к происходящему на уроке .
При использовании любой из предложенных форм рефлексии на уроках проводить «обращение назад» регулярно, чтобы у учащихся была потребность в осмыслении своих учебных действий, желание анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно на уроке?
Сумел ли ты получить новые знания?
Был ли ты активен на уроке?
Сумел ли ты показать свои знания и умения по теме?
Учитель был внимателен к тебе?
С каким чувством ты будешь выполнять домашнее задание?
****************
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
Прием «Паровозик»: На парте перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске в конце урока приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.
Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета серии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (ноги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают.
Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).
Зрительное восприятие
Задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных
изображений, наложенных друг на друга.
Упражнения на нахождение на картинах похожих или одинаковых предметов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока
использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...
Статья "Методика использования возможностей мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point, на разных этапах урока"
Статья "Методика использования возможностей мультимедийных презентаций, созданных в программе Power Point, на разных этапах урока" включает в себя теоретическую часть и Таблицу "Приемы организац...
Статья "Самостоятельная работа на разных этапах урока математики"
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать школьников на самостоятел...
Стихи для разных этапов урока
Каждый этап урока математики можно обозначить четверостишьями:...
Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока.
На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках....
Конструктор урока. Этапы приёмов на разных этапах урока.
Использование разных игр и приёмов на разных этапах урока английского языка...
- Применение электронных и дистанционных образовательных ресурсов на разных этапах уроков по географии. Материалы семинара молодых учителей сетевых школ г. Улан-Удэ, Республики Бурятия и Монголии
Распространение опыта. Участие в метолд.семинарах 2021...