Конспект НОД по ознакомлению с окружающим лексическая тема "Животные жарких стран"
план-конспект занятия на тему

Зуева Ольга Львовна

Занятие для детей с ОНР, старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с комбинированного вида №10 г. Павлово

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по лексической теме

     «Животные  жарких  стран»

 

Выполнила

учитель-логопед Зуева О.Л.

г. Павлово 2013 г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить, активизировать и  систематизировать  знания  детей  о  животных  жарких  стран, их  детёнышах,  о  месте  обитания,  способах  передвижения.
  2. Актуализировать    словарь  детей  по  данной  теме: хищник, животные, слон, тигр, бегемот,  крокодил, обезьяна, черепаха, верблюд.
  3. Закрепить  умение  образовывать  формы  единственного  и  множественного  числа  имён  существительных.
  4. Закрепить  умение  детей  производить  слоговой  анализ  слов.
  5. Учить  детей  производить  звуковой  анализ слов, дифференцируя звуки  по  твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.
  6. Продолжать  учить  детей  правильно  употреблять  простые  и  сложные  предлоги  и  составлять  с ними  предложения  по  демонстрации  действий  и  по  инструкции  логопеда.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать  у  детей  артикуляторную  и  мелкую   моторику.
  2. Развивать  у  детей  координацию  речи  и  движения.
  3.  Развивать  устойчивость  и  переключаемость  внимания, аналитико-синтетические           процессы  мышления.
  4. Продолжать  работу  по  формированию  целенаправленной  воздушной  струи.
  5. Развивать  навык  ориентировки  в  пространстве  относительно  других  предметов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  умение  принять, понять и  выполнить  поставленную  задачу.
  2. Побуждать  интерес  к  жизни  животных, и в  частности  к  животным  жарких  стран.
  3. Воспитывать  толерантные  отношения  к  сверстникам.

Предварительная  работа:

 Просмотр  телепередач, видеозаписей  о  животных  жарких  стран,  картинок  из  альбома «Живая  природа».  Чтение  рассказов Б.Житкова о  животных,  стихотворений С.Я. Маршака.

Ход  занятия:

1.Организационный  момент

  Логопед  проводит  беседу  с  детьми  от  времени  года,  о  погоде.

    -  А  на  нашей  планете  есть  такие  места,  где  очень  много  солнечных  и  жарких  дней   в  году. Как  вы  думаете, как  называются  эти  места? ( работа  с  глобусом)

    - Правильно, Это  Австралия  и  Южная  Америка  и  Африка.

Логопед  приглашает  детей  в  путешествие  в  Африку,  чтобы  узнать  много  интересного  и  «зарядиться  солнечной  энергией».

  Логопед  спрашивает  детей, каким  способом  можно  добраться  до  Африки. Дети  предлагают  варианты  ответов.

 2. Упражнение  на  координацию  речи  и  движения.

  « Поездка  в  Африку»

До  Африки, ребята, нам  долго  ехать  надо.

Сначала  на  автомобиле  уверенно  мы  руль  крутили.

Потом  на  поезде  помчали -  тук тук  колёсики  стучали.

Вот  посадка  в  самолёт – мы  отправились  в  полёт.

Крыльями  слегка  качали – всем  приветы  посылали.

А  с  отважным  капитаном – плыли  мы  по  океанам.

А  вот  уже  видна  земля – мы с  вами в Африке, друзья!

  3. Упражнение  психогимнастики.

Дети  тянутся  руками  к  солнышку,  радуются, жмурятся  от  солнечного  света, улыбаются.

  1. Дидактическая  игра « Поезд»

Логопед:

- Я  вижу  недалеко  от  нас  животных,  которые  обитают  в  Африке,  они  ждут  отправления  поезда,  но  не  знают ,какие  им  занять  места.

Логопед  предлагает детям  помочь  животным  найти  свои  вагоны. В первом  вагоне поедут  животные, в  названии  которых  один слог, во  втором – 2, в  третьем – 3 слога.

Дети  выполняют  задания.

Логопед:

- В  первом  вагоне  будет  ехать  слон,

Пёстрый  жираф в  вагоне  втором,

В  третьем -  леопард и  бегемот,

Животные  на  месте – их  поезд  повезёт.

                 - Но  что  такое?  Грустят животные -  хотят вас , ребята с  собой  взять.

А  слон  и  жираф  готовы  уступить  вам  места  и  прейти в  третий  вагон.

   Логопед  предлагает  детям  изменить  слова  «слон» и «жираф» так,  чтобы  в  этих  слогах  стало  три слога,  применив  разные  варианты  словообразования:

Слон – слоники, слоновий, слонёнок, слоновья

Детям  предлагается  занять  места  в  вагонах, соответственно  количеству  слогов  в  именах.

5.Артикуляционная  гимнастика:

  Логопед  предлагает  провести  во  время  пути  гимнастику  для  губ  и  язычка,  чтобы  не скучно было  новым  друзьям.

Мы  по  Африке  гуляли

И животных  повстречали,

А  каких  -  сейчас  расскажем,

Губками  и  язычком  покажем.

Вот  огромный  добрый  слон,

Длинный  хобот  тянет  он.

Обезьянки  улыбались  

И  друг  с  другом  целовались.

Пасть  раскрыл  крокодил

Языком  пошевелил.

Зебра  скачет цок-цок-цок

Быстро,как  наш  язычок.

Неуклюжий  бегемот

Облизал огромный  рот.

Язычок  и  губки  отдохнут,

Ну  а  мы  продолжим  путь.

Ехали мы  ехали – и куда же  мы  на  поезде  приехали?

6.Дидактическая  игра « Детский  сад  для зверят»

Логопед приглашает ребят в  детский  сад  для  зверят, которых  приводят  сюда  животные  жарких  стран (  детёныши  жарких  стран  спрятаны  за  ширмой)

Логопед  задаёт  вопросы:

- о том, как  называется  детёныш  у  тех или иных  животных

- о том,  как  называются  родители у того  или  иного  детёныша  -  Кто  привёл   тигрёнка?

Логопед:

- Детёныши  животных  жарких  стран, как и любые  дети  на  нашей  планете любят  поиграть. Хотите  с ними  поиграть?

7.Дидактическая игра «Кого  не  стало?»

Дети определяют  кого  из  детёнышей животных  жарких  стран  не  стало?

8.Пальчиковая  гимнастика

Дети  выполняют  упражнения  пальчиковой  гимнастики  в  «песочнице» - на  столах  с  бортиками  насыпан  слой  манки  толщиной  2-3  см.. Дети пальцами  двигаются по манке.

По  песку  протопал  слон,

Тяжело шагает  он.

     Поползли  вдоль  реки

     Черепахи  наперегонки.

По  песку  ходили –

Зелёные  крокодилы.

     А  за  ними, не спеша –

     Удавы  ползали  шурша.

9.Дыхательная  гимнастика.

   Логопед  предлагает  детям  узнать, что  спрятала  черепашка в  песке. Дети  дуют на «песок» в  контурном  изображении  черепашки. Под  песочком – силуэт  яйца.

 - Для  чего черепашки  откладывают яйца?

-  Кто  появляется  из  яйца?

10.Отгадывание  загадки  по  наводящим  вопросам:

Дети  отгадывают  загадку  о  тигре по вопросам:

- это  животное  имеет  четыре  лапы,

-  у  этого  животного  короткая  шея,

- у  него  полоски  на  теле,

- это  хищник.

11.Звуковой  анализ  слова «тигр»

Логопед  предлагает  детям  рассказать  тигру, из  каких  звуков  состоит  его  имя.

- сколько  звуков,

- сколько  слогов,

- сколько гласных, согласных звуков.

- сколько твёрдых, мягких согласных звуков.

- сколько звонких -глухих звуков.

12.Дидактическая  игра « Обезьяна  и  пальма»

Дети  проговаривают и  показывают  свои  действия с обезьянкой  и  пальмой,  используя  простые  и  сложные  предлоги.

- Обезьянка  спряталась  за  пальму.

- Обезьянка  прыгает  с  пальмы.

- Обезьянка  лезет по  пальме.

- Обезьянка  прыгает  вокруг  пальмы.

Обезьянка  «благодарит» детей и  угощает  их  бананами.

Логопед  предлагает  отправиться  в обратный  путь,  используя  те же  виды   транспорта, но  в  обратной  последовательности.

 

13.Итог.

 Логопед спрашивает  у детей, понравилось ли им путешествие  и  чем  оно  запомнилось. В  заключении, после  угощения, предлагает  детям  нарисовать  картинки  и  вечером  рассказать  родителям  о  путешествии.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"

Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром лексическая тема "Одежда"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, форма организации детей подгрупповая....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...