Методическая работа
учебно-методический материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Доклад

«Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы»

Учитель: Манцерева Е.Б.

История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Герберт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразная личностно - ориентированная дидактика (Дж. Дьюи), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.

Традиционное обучение

Личностно - ориентированное обучение

«Образование - это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности».

«Личностно - ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности».

Образное понимание обучаемого: «человек - глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек - семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центре процесса обучения - ученик.

Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».

Ведущая деятельность процесса обучения - преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются (устраняются инд. особ. детей) субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» - стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признается высшая самоценность личности ребенка.

Учитель вместе с учебником являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения

Основные различия моделей обучения.

Учебно-дисциплинарная

(авторитарная) модель обучения

Личностно-ориентированная модель обучения

  1. 1. Формирует удобный тип личности.

2. Монолог учителя в учебно-воспитательном процессе (объектность ученика).

3. В обучении происходит взаимодействие ребенка с учебным материалом.

4. Отношения взрослого и ребенка находятся в плоскости назидания, контроля и осуждения.

5. Ученик поглощает информацию.

6. Совместная деятельность учителя и ученика - совокупность параллельных (непересекающихся) линий.

7. Школа ориентирована на процесс усвоения ребенком заданного учебного содержания и игнорирует реальную жизнь ребенка среди других детей и взрослых.

1. Создает условия для развития и саморазвития творческой личности.

2. Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе (субъектность всех участников процесса).

3. В обучении происходит личностное взаимодействие (личностно - ориентированное обучение).

4. Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке.

5. Ученик не только поглощает информацию, но отбирает ее, систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

6. Совместная деятельность учителя и ученика - единая линия.

7. Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения ребенка и учитывает реальную жизнь ребенка и индивидуально-типологические особенности и возможности.

Основные различия между

традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

  1. 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Памятка.

Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)

с личностно-ориентированной направленностью.

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
  • Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательной, коммуникативной, творческой).

Т.о., Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

- личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными являются:

- использование субъектного опыта ребенка;

- предоставление ему свободы выбора при выполнении задач;

- стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

- накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов, учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе, сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Список литературы:

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.

3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994. - 216с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.

6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152с.

7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96с.

9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. - 2000. - 176с.



Предварительный просмотр:

Памятка.

Деятельность учителя (воспитателя)

на уроке (занятии)

с личностно-ориентированной направленностью.

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
  • Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательной, коммуникативной, творческой).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...