Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
рабочая программа по теме

Шемуранова Дарья Сергеевна

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

          Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

        Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

Глуховская  средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ Глуховская СОШ

_____________/С.В.Анкудинова/

«__»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ Глуховская СОШ

_____________/Г.Н.Малышева/

Приказ № ___                    от «__»__________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА  

специального (коррекционного) образовательного класса (VIII вида)

2014-2015 учебный год

Учитель Д.С.Шемуранова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2009года)

         Программа рассчитана на 68 часов.

       Обучение труду в 4 классе направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости,   умения работать в коллективе и т. д.);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия,  работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

         Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных классах VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

          Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

        Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

        Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

 

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами.

          Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

      Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

       При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

        В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—4 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

       На уроках труда  решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению.

         Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

       Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

        С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—3 блока.

          В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

        Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожзаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.

         В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).

        Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

 

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

  • значение производства товаров для жизни людей;
  • сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
  • демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
  • соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
  • знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

    

          Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Л.А. Кузнецова «Технология». «Ручной труд» 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных)  учреждений VIII вида. Просвещения 2012года

     

Учебно – тематический план по предмету

«Трудовое обучение» 4 класс.

(68ч в год, 2ч в неделю)

 №

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Работа с бумагой и картоном.

28

2

Работа с текстильными материалами.

23

3

Работа с пластическими материалами

17

 

Всего уроков

68

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно ориентироваться в задании,
  • сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • подбирать материалы и инструменты;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • осуществлять необходимые контрольные действия;
  • делать отчет о последовательности изготовления изделия;
  • делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам 
  • учителя с употреблением в речи технических терминов;
  • анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении
  • плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и 
  • слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
  • осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
  • свойства материалов: бумаги, ткани,;
  • приемы соединения деталей;
  • названия инструментов;
  • элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.

Учебно – методическое обеспечение программы: 

Основная литература

1.   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е издание - М.: «Просвещение», 2009 г.

2.   Книга « 114 игрушек и поделок из всякой всячины» И.Агапова, М. Давыдов.

 

3.Пособие: «Технология. Ручной труд»3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Л.А. Кузнецова.,СПб.:»Просвещение» 2012г.

Дополнительная литература

4.Пособие:. Татьяна Геронимус .Уроки труда 1-4 класс «Работаем с удовольствием» Москва «АСТ –ПРЕСС» школа 2003г

5.Пособие: «Забавные поделки» Издательство«Мой мир» 2008г И. Федорова

Тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс.

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

 

№ п/п

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

 

Корректировка

 

Iчетверть (36ч )

Работа с бумагой и картоном (6 часов).

 1

 

Аппликация – орнамент (коврик).

 

2

 

Аппликация – орнамент (коврик).

 

3

 

Предметная аппликация – ковёр из осенних листьев.

 

4

 

Предметная аппликация – ковёр из осенних листьев.

 

5

 

Объёмные игрушки из картона и бумаги.

 

6

 

Объёмные игрушки из картона и бумаги.

 

Работа с пластическими материалами. (7часов.)

7(1)

 

 

 

Изделия из пластилина. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда.

 

8(2)

 

 

Изделия из пластилина. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда.

 

9(3)

 

Изделия из пластилина. Модели овощей. Модели фруктов.

 

10(4)

 

Изделия из пластилина. Модели овощей. Модели фруктов.

 

11(5)

 

Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей.

 

12(6)

 

Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей.

 

13(7)

 

 

Изделия из глины. Фигуры птиц. Фигуры зверей

 

Работа с тканью. (7 часов).

14(1)

 

Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.

 

15(2)

Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги

 

Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.

 

II четверть.

16(3)

 

Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги

 

17(4)

 

Изготовление салфетки – прихватки.

 

18(5)

 

Изготовление салфетки – прихватки.

 

19(6)

 

 

Изготовление салфетки – прихватки.

 

20(7)

 

Изготовление салфетки – прихватки.

 

Работа с бумагой и картоном. (10 часов).

21(1)

 

Ёлочные украшения. Полумаски.

 

 22(2)

 

Ёлочные украшения. Полумаски

 

23(3)

 

Ёлочные украшения. Полумаски.

 

24(4)

 

Ёлочные украшения. Фонарики.

 

25(5)

 

Ёлочные украшения. Фонарики.

 

26(6)

 

Ёлочные украшения. Фонарики.

 

27(7)

 

Ёлочные украшения. Снежинки.

 

28(8)

 

Ёлочные украшения. Снежинки.

 

29(9)

 

Елочные украшения. Гирлянды, корзиночки.

 

30(10)

 

Елочные украшения. Гирлянды, корзиночки.

 

IIIчетверть.

Работа с тканью (9 часов).

31(1)

 

 

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

 

 

32(2)

 

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

 

33(3)

 

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

 

34(4)

 

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

 

35(5)

 

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

 

36(6)

 

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

 

37(7)

 

Подушечка для игл.

38(8)

 

Подушечка для игл.

 

39(9)

 

Подушечка для игл.

 

Работа с бумагой (3 часа).

  40(1)

Коробки открытые из тонкого картона

 

41(2)

 

Коробки открытые из тонкого картона.

 

42(3)

 

Коробки открытые из тонкого картона.

 

Работа с пластическими материалами. (10 часов). 

43(1)

 

Изготовление свистульки. Роспись.

 

44(2)

 

Изготовление свистульки. Роспись.

 

45(3)

 

Изготовление подноса. Роспись.

 

46(4)

 

Изготовление подноса. Роспись.

 

47(5) 

 

Изготовление игрушки. Матрешка. Роспись.

 

48(6)     

 

Изготовление игрушки. Матрёшка. Роспись.

 

49(7)

 

Изготовление игрушки.  Карусель. Роспись.

 

50(8)

 

Изготовление игрушки.  Карусель. Роспись.

 

51(9)

 

Изготовление игрушки. Котенок. Роспись.

 

IVчетверть.

 

52(10)

 

Изготовление игрушки. Котенок. Роспись.

 

Работа с тканью (7 часов).

53(1)

 

Мягкая игрушка. Гриб.

 

54(2)

 

Мягкая игрушка. Гриб.

 

55(3)

 

Мягкая игрушка. Гриб.

 

56(4)

 

Мягкая игрушка. Заяц.

 

57(5)     

 

Мягкая игрушка. Заяц.

 

58(6)

 

Мягкая игрушка. Заяц.

 

59 (7)

 

Мягкая игрушка. Заяц.

 

Работа с бумагой и картоном (9 часов).

60(1)

 

Объёмные игрушки. Модель автомобиля.

 

61(2)

 

Объёмные игрушки. Модель автомобиля.

 

62(3)

 

Объёмные игрушки. Модель трактора.

 

63(4)

 

Объёмные игрушки. Модель трактора.

 

64(5)

 

Объёмные игрушки. Модель трактора.

 

65(6)

 

Объёмные игрушки. Модель домика.

 

66(7)

 

Объёмные игрушки. Модель домика.

 

67(8)

 

 

Объёмные игрушки. Модель корабля.

 

68(9)

 

 

Объёмные игрушки. Модель корабля.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Художественная обработка древесины" для учащихся, воспитанников 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида

Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обра...

Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов...

«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...

Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Окружающий природный мир" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...