«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».
план-конспект занятия на тему

Федосеева Ирина Юрьевна

Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».

 (групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).

Цель:

-       Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.

-       Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».

Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».

 (групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).

Цель:

  • Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
  • Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
  • корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания детей по теме «Зима»;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: 

компьютерная программа для развития речи «Учись говорить правильно», картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А.Тумаковой «Звучащее слово», звуковые символы, звуковые домики, полоски для обозначения предложений.

Ход занятия:

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  1. Оргмомент

Психогимнастика.

Педагог задаёт вопрос о времени года, просит детей показать, как они замёрзли, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика, ставят снежные комки друг на друга, им тяжело.

Дети отвечают на вопрос о времени года и выполняют движения.

Организовать и настроить детей на занятие.

  1. Основной этап.

  1. 1. Актуализация знаний.

Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)

Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки зимнего леса.

Дети называют, что изображено на экране, и слушают звуки зимнего леса.

Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

  1. 2.

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Беседа о зиме.

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают, какие звуки будут учиться изучать и правильно произносить, если отгадают загадки:

  1. Сели детки на карниз и растут всё время вниз.

Какой звук дважды повторяется в этом слове?

  1. Скатерть бела, весь свет одела.

Какой первый звук в слове?

  1. Любит семечки и сало, во дворе с утра летала. Это маленькая птичка. Отгадайте, кто?

Какой первый звук в этом слове?

Педагог просит охарактеризовать звуки (чем они похожи и чем отличаются).

 

Педагог выясняет у детей основные признаки зимы .

Дети отгадывают загадки:

(сосульки)

(звук С)

(снег)

(звук С)

(синичка)

(звук Сь)

Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С, Сь.

Дети вспоминают и называют основные признаки зимы.

Закрепить произношение звуков С, Сь.

Научить дифференцировать звуки. Совершенствовать фонематический слух.

Определить уровень осведомлённости детей о правильном произношении звуков С, Сь.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Упражнения без речевого сопровождения:

«Зайчик», «Ёлочка».

Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением.

Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.

Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.

Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

  1. 2.

Изучение нового материала.

Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов.

Д/и «Поймай и собери слог».

Д/и «Эхо»

Произношение звуков С, Сь в словах.

Д/и «Кто больше?»

Подбор родственных слов.

Словообразование.

Д/и «Слова-родственники».

Д/и «Назови одним словом»

Определение позиции звуков С, Сь.

Д/и «Где живёт звук?»

Педагог «бросает» детям звуки, а они «возвращают» слоги:

С, А …

Сь, И …

С, У …

Педагог называет детям слоги с твёрдым согласным, а дети отвечают с мягким:

СА …

СУ …

СЫ …

СО …

Педагог выставляет картинку «Саша и снеговик» и просит придумать имя мальчику со звуком С, а затем со звуком Сь.

Просит назвать птиц на картинке, в названиях которых слышаться звуки С, Сь.

Педагог просит назвать похожие слова из предъявляемых слов:

Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик.

Педагог просит составить одно слово из двух предъявляемых:

снег падает …

сам летит …

сам катит …

пыль сосёт …

назвать машину, которая ходит по снегу …

Педагог называет слова со звуками С, Сь.

Ответы детей:

СА

СИ

СУ

СЯ

СЮ

СИ

СЁ

Дети выполняют задания, придумывая имена мальчику.

Дети называют птиц на картинке.

Дети выбирают и называют похожие слова

Дети составляют слова

снегопад

самолёт

самокат

пылесос

снегоход

Дети определяют позицию звуков в этих словах и выкладывают символ в нужное окошка звукового домика.

Закрепить правильное произношение звуков С, Сь в слогах.

Корригировать и развивать фонематическое восприятие и слух.

Развивать фонематический анализ и синтез.

Обогащать словарь по теме занятия.

Развивать мыслительную деятельность операции анализа.

Динамическая пауза.

Д/и «Выпал беленький снежок …»

Педагог читает стихотворение.

Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

  1. 3.

Закрепление изученного материала.

Согласование существительных с прилагательными и причастиями.

Словообразование.

Д/и «Подбирай, называй, запоминай».

Работа с предложениями у доски.

Анализ одного-двух предложений.

Д/и «Кто внимательный?»

Педагог просит детей подобрать слова-определения к словам-предметам.

Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

Снег сверкает … серебрится …

рассыпается …

хрустит …

А снежинка, какая?

Педагог задаёт наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов: Откуда свисают сосульки?

С чем гуляет Сима?

Где сидят снегири?

Где летит стая птиц?

Педагог читает стихотворение и даёт задание детям назвать услышанные слова со звуками С, Сь.

Дети отвечают.

искристый, искрящийся

сверкающий

серебристый

рассыпчатый

хрустящий

Хрустальная, серебристая, искрящаяся

Дети отвечают на вопросы. Двое детей рисуют схему предложений на доске, остальные выкладывают её из полосок.

Дети слушают и называют слова со звуками С, Сь.

Закреплять произношение звуков в словах.

Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас детей.

Обогащать словарь детей по теме занятия.

Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

  1. 4.

Контроль знаний и умений.

Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик».

Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.

Дети составляют рассказ, и рассказывают его по цепочке.

Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь в связной устной речи.

  1. Итог занятия.

  1. 1.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся

Опрос.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить то, чем они занимались на занятии.

Педагог оценивает работу детей и дарит им по большой синей снежинке с напечатанными на ней буквой С, обозначающую звуки, которые отрабатывались на занятии.

Ответы детей по теме урока.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность детей.

  1. 2.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания по пройденной теме.

Педагог объясняет.

Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.

оррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонем...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2

Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного  с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе, вариант 2.2.

Логопедическое индивидуальное занятие по теме: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» разработано для обучающегося 1 класса, кохлеарно имплантированного билатерально, имеющего вторичное нарушение речи 2...