«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».
план-конспект занятия на тему
Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».
(групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).
Цель:
- Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
- Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».
Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».
(групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).
Цель:
- Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
- Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания детей по теме «Зима»;
- формировать навыки языкового анализа и синтеза.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
компьютерная программа для развития речи «Учись говорить правильно», картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А.Тумаковой «Звучащее слово», звуковые символы, звуковые домики, полоски для обозначения предложений.
Ход занятия:
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
| Психогимнастика. | Педагог задаёт вопрос о времени года, просит детей показать, как они замёрзли, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика, ставят снежные комки друг на друга, им тяжело. | Дети отвечают на вопрос о времени года и выполняют движения. | Организовать и настроить детей на занятие. |
| ||||
| Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно») | Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки зимнего леса. | Дети называют, что изображено на экране, и слушают звуки зимнего леса. | Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. |
Изучение нового материала. | Сообщение темы занятия. Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам Беседа о зиме. | Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают, какие звуки будут учиться изучать и правильно произносить, если отгадают загадки:
Какой звук дважды повторяется в этом слове?
Какой первый звук в слове?
Какой первый звук в этом слове? Педагог просит охарактеризовать звуки (чем они похожи и чем отличаются).
Педагог выясняет у детей основные признаки зимы . | Дети отгадывают загадки: (сосульки) (звук С) (снег) (звук С) (синичка) (звук Сь) Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С, Сь. Дети вспоминают и называют основные признаки зимы. | Закрепить произношение звуков С, Сь. Научить дифференцировать звуки. Совершенствовать фонематический слух. Определить уровень осведомлённости детей о правильном произношении звуков С, Сь. Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. |
Активная гимнастика для развития мелкой моторики. | Упражнения без речевого сопровождения: «Зайчик», «Ёлочка». Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением. | Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение. | Дети выполняют упражнения вместе с логопедом. | Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук. |
Изучение нового материала. | Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов. Д/и «Поймай и собери слог». Д/и «Эхо» Произношение звуков С, Сь в словах. Д/и «Кто больше?» Подбор родственных слов. Словообразование. Д/и «Слова-родственники». Д/и «Назови одним словом» Определение позиции звуков С, Сь. Д/и «Где живёт звук?» | Педагог «бросает» детям звуки, а они «возвращают» слоги: С, А … Сь, И … С, У … Педагог называет детям слоги с твёрдым согласным, а дети отвечают с мягким: СА … СУ … СЫ … СО … Педагог выставляет картинку «Саша и снеговик» и просит придумать имя мальчику со звуком С, а затем со звуком Сь. Просит назвать птиц на картинке, в названиях которых слышаться звуки С, Сь. Педагог просит назвать похожие слова из предъявляемых слов: Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик. Педагог просит составить одно слово из двух предъявляемых: снег падает … сам летит … сам катит … пыль сосёт … назвать машину, которая ходит по снегу … Педагог называет слова со звуками С, Сь. | Ответы детей: СА СИ СУ СЯ СЮ СИ СЁ Дети выполняют задания, придумывая имена мальчику. Дети называют птиц на картинке. Дети выбирают и называют похожие слова Дети составляют слова снегопад самолёт самокат пылесос снегоход Дети определяют позицию звуков в этих словах и выкладывают символ в нужное окошка звукового домика. | Закрепить правильное произношение звуков С, Сь в слогах. Корригировать и развивать фонематическое восприятие и слух. Развивать фонематический анализ и синтез. Обогащать словарь по теме занятия. Развивать мыслительную деятельность операции анализа. |
Динамическая пауза. | Д/и «Выпал беленький снежок …» | Педагог читает стихотворение. | Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом. | Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику. Чередовать статические и динамические задания. |
Закрепление изученного материала. | Согласование существительных с прилагательными и причастиями. Словообразование. Д/и «Подбирай, называй, запоминай». Работа с предложениями у доски. Анализ одного-двух предложений. Д/и «Кто внимательный?» | Педагог просит детей подобрать слова-определения к словам-предметам. Снег на солнышке искрится, значит, он какой? Снег сверкает … серебрится … рассыпается … хрустит … А снежинка, какая? Педагог задаёт наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов: Откуда свисают сосульки? С чем гуляет Сима? Где сидят снегири? Где летит стая птиц? Педагог читает стихотворение и даёт задание детям назвать услышанные слова со звуками С, Сь. | Дети отвечают. искристый, искрящийся сверкающий серебристый рассыпчатый хрустящий Хрустальная, серебристая, искрящаяся Дети отвечают на вопросы. Двое детей рисуют схему предложений на доске, остальные выкладывают её из полосок. Дети слушают и называют слова со звуками С, Сь. | Закреплять произношение звуков в словах. Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас детей. Обогащать словарь детей по теме занятия. Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением. |
Контроль знаний и умений. | Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик». | Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами. | Дети составляют рассказ, и рассказывают его по цепочке. | Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь в связной устной речи. |
| ||||
Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся | Опрос. Оценка деятельности детей. | Педагог предлагает детям вспомнить то, чем они занимались на занятии. Педагог оценивает работу детей и дарит им по большой синей снежинке с напечатанными на ней буквой С, обозначающую звуки, которые отрабатывались на занятии. | Ответы детей по теме урока. | Обобщить тему урока. Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей. |
Домашнее задание | Объяснение домашнего задания по пройденной теме. | Педагог объясняет. | Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
оррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонем...
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
В Феднральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему: «Звук С в словах и предложениях. Мебель. Посуда.»
Конспект можно использовать для детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1А классе, вариант 2.2
Разработанная технологическая карта индивидуального логопедического занятия, проведенного с ребенком с нарушенным слухом, протезированным кохлеарными имплантами бинаурально, с вторичным системны...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи в 1 классе, вариант 2.2.
Логопедическое индивидуальное занятие по теме: «Звук Ш. Домашние и дикие животные» разработано для обучающегося 1 класса, кохлеарно имплантированного билатерально, имеющего вторичное нарушение речи 2...
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях»
Материал будет полезен учителям-логопедам при автоматизации звука [л] в словах и предложениях...