Участие в экспериментальной работе.
материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в  экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon otchet_may_2011_2_vozr_gr_17.05.2011.xls32 КБ
Microsoft Office document icon отчёт34 КБ
Office spreadsheet icon 1.xls45 КБ
Office spreadsheet icon 2.xls42 КБ
Office spreadsheet icon 3.xls42 КБ
Office spreadsheet icon 5.xls42 КБ
Office spreadsheet icon 4.xls42 КБ
Office spreadsheet icon diagrammy.xls109 КБ
Microsoft Office document icon сценарий44 КБ
Microsoft Office document icon сценарий53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 30

        В 2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в  экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода», научный руководитель – Акопова Эльвира Сергеевна, НИИ ИСРОО. Группа учителей школы проводила работу по формированию способности организации действия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта). В течение указанного периода решались следующие задачи:

- диагностирование трех разновозрастных групп  учащихся на предмет определения степени сформированности способности организации действия;

- сценирование  занятий, способствующих развитию способности организации действия;

- проведение занятий для развития способности организации действия и последующий анализ степени сформированности способности организации действия.

        Результаты диагностирования степени сформированности способа организации действия отражены в диагностических картах, а результаты проведенной работы с учащимися в этом направлении отражены в представленных диаграммах. Результаты диагностики прилагаются (приложение 1).

        В течение учебного года было сценировано 5 занятий (сценарии прилагаются, приложение 2). При сценировании педагоги опирались на схему существующего в культуре способа, этапы и возрастные особенности формирования этого способа. Тщательно продумывалось, каким образом на определенном предметном материале может быть развернута деятельность детей, в котором был бы востребован передаваемый способ. Педагоги учитывали индивидуальные характеристики усвоения способа учащимися, этапы освоения, отношения к предлагаемым видам работы. Продумывалась последовательность заданий, вопросов, остановок для понимания и рефлексии. По всем разработанным сценариям были проведены занятия серия занятий.

        Диагностика, сценирование, проведение занятий по разработанным сценариям завершилось анализом проведенной работы, который представлен в итоговых таблицах (приложение 3). В таблицах представлены показатели по четырем видам деятельности (учебной, трудовой, бытовой, игровой) для всех учащихся и отражено изменение степени сформированности способности организации действия (в % выражении).

Средняя возрастная группа

(5 человек, учитель-экспериментатор Манцерева Е.Б.).

Возраст детей – 12-16 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.

Положительную динамику показали все учащиеся группы. Прирост отмечается во всех видах деятельности  (учебной, трудовой, бытовой, игровой). Развитие способности организации действия происходит за счет уменьшения показателя 1 «не выполняет» и прироста показателя 2 «выполняет с помощью». Следует отметить и небольшой прирост показателя 3 «выполняет самостоятельно».

В учебной деятельности наиболее успешными проявили себя Даниель, Андрей, Рита, Стася. У Даниеля прирост показателя «выполняет с помощью» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет», но у него к концу года уменьшился показатель «выполняет самостоятельно». У Андрея, Риты, Стаси прирост показателя «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». У Ани также незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».

В трудовой деятельности наибольший прирост заметен у Даниеля, Анрея, Стаси в показателе «выполняет с помощью», который  происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». Незначительно повысился показатель «выполняет самостоятельно» У Андрея и Ани, у остальных же он оказался на том же уровне.

В бытовой деятельности нет увеличения показателей у Риты. У остальных участников незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».

В игровой деятельности у Даниеля, Риты, Андрея можно отметить увеличение показателей «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» за счёт уменьшения показателя «не выполняет». У Ани уменьшился показатель «выполняет с помощью», за счёт увеличения показателя «выполняет самостоятельно». У Стаси показатель «выполняет самостоятельно» не изменился.



Предварительный просмотр:

Занятие «Решение примеров на калькуляторе».

Разработано: Манцеревой Е.Б.

                                                                                 ГОУ СКОШ  №30

Предметная задача: Учить решению примеров на калькуляторе.

Метапредметная задача: Учить определять последовательность действий, используя схему, сравнивать полученный результат с правильным ответом.

Исходное состояние:

Группа из 5 человек (Андрей Г.– 14 лет, Анна П.– 13 лет, Полина С.- 13 лет, Анна М.– 11 лет, Евгений М.– 13 лет), интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта:

«+» Дети знакомы с калькулятором, умеют находить нужное число при непосредственной помощи и под контролем педагога, краткой словесной инструкцией на каждом этапе. При указании педагогом на каждый этап могут использовать в работе схему.

«-» Учащиеся не могут самостоятельно использовать калькулятор для решения примеров без привлечения внимания педагога к каждому этапу, употреблять схему, сравнивать результат с правильным ответом.

Конечное состояние: Самостоятельное решение примеров в пределах первого десятка, используя калькулятор и схему.

Оборудование: Калькуляторы, схема, таблица, знаки.

Действия учителя

Действия учеников

1. Объяснение задачи занятия

- Ребята, мы уже познакомились с калькулятором. Сегодня будем учиться решать примеры на калькуляторе.

- Аня, прочитай пример, записанный на доске.

6+2=8

2. Предварительное планирование и выполнение задания.

- Что нам необходимо сделать?

- Хорошо, пожалуйста, пробуйте.

- Может быть вы что-то забыли?

- Хорошо. Давайте каждый наш шаг будем обозначать карточкой.

-  Я обозначу включение – красной карточкой. Нажмите на красную кнопку.

- Что сделаем дальше, посмотрите на пример.

- Хорошо. Ставлю карточку с числом 6. Нажимайте.

- Что будем делать дальше? Смотрите.

(Учитель поочерёдно выставляет карточку со знаком «+», числом 2, знаком «=»).

- А теперь давайте посмотрим, какой ответ у вас получился. (Учитель выставляет карточку с числом 8).

Андрей : Нажать цифры и знаки.

Аня М.: Не получается.

Женя: Нужно включить.

Дети выполняют.

Аня П.: Нажнём на 6.

Андрей: Получилось.

Аня М.: Сделала.

Аня П.: Правильно.

Полина: Помогите.

Андрей: Нажмём на «+».

Комментарии детей. Выполнение действий детьми под контролем педагога. Женя выполняет действие при помощи учителя. Полина под непосредственным контролем.

Андрей: Так же.

Аня М.: У меня 8.

Аня П.: 8.

Полина: Получилось.

3. Закрепление навыков работы на калькуляторе по схеме.

1).- Молодцы! Давайте решим ещё примеры. Женя, прочитай следующий пример.

- Итак, приступим. Я буду ставить карточку, вы рассказывать и действовать (Учитель поочерёдно выставляет красную карточку, карточку с числом 3, знаком «+», числом 4, знаком «=»).

- Посмотрите, у вас получился такой ответ? (Показ карточки.)

- Полина, давай проверим и  исправим, карточки будешь раскладывать на парте.

2).- А теперь вы самостоятельно будете  выкладывать карточки на доске и выполнять действия на калькуляторе. Посмотрим, правильный у вас ответ получится или нет.

(Дети поочерёдно выходят к доске и выставляет красную карточку, карточку с числом 5, знаком «+», числом 2, знаком «=»).

- 3+4=

Дети по очереди комментируют и выполняют.

Андрей: Сначала – красная - включаем.

Аня М.: Нажимаем на 3.

Аня П.: На «+».

Полина: Помогите.

Аня М: Нажмём на 4 и «=».

Женя выполняет действие при помощи учителя.

Андрей, Аня П., Женя, Аня М.: 7.

Полина: Не так.

Полина выполняет решение примера под контролем и с помощью педагога, переворачивая карточки со знаками.

 Полина: Поставим красную – включим, карточку с цифрой 3, нажимаю, знак «+», нажимаю, «4», нажимаю, теперь «=», нажму. Получилось «7», правильно.

Одновременно выполняют действия на калькуляторе.

5. Подведение итогов.

- Посмотрите, у вас получился такой ответ? (Показ карточки.)

- Давайте переделаем. Будем использовать карточки на столе и таблицу на доске. Комментируем.  Андрей и Аня помогайте.

-А теперь?

- Молодцы, вы справились с заданием очень хорошо!

Андрей, Аня М. – Правильно, 7.

Женя: Я не могу.

Полина: Не успела.

Аня П.: Другой.

Учащиеся под контролем педагога с указанием на схему решают пример. Выходят к доске и в таблице выполненное действие обозначают знаком  «+».

Аня М.: Нажмём на красную, потом на 5, знак «+», число 2, «=».

 Женя выполняет действия с помощью Ани М.

 Полина выполняет решение  с помощью Андрея.

Аня П. выполняет сама.

Полина: Правильно! 7.

Аня П.: Получилось!

Женя: Верно.



Предварительный просмотр:

Занятие «Изготовление аппликации из опилок и крупы «Гриб».

Разработано: Манцеревой Е.Б.

                                                                                 ГОУ СКОШ  №30

Предметная задача: Учить изготовлению аппликации из опилок и крупы по образцу и инструкционной карте.

Метапредметная задача: Учить определять последовательность действий. Учить сопоставлять полученный результат с замысленным продуктом.

Исходное состояние:

Группа из 5 человек (Андрей Г.– 14 лет, Анна П.– 13 лет, Полина С.-  13 лет,  Анна М.– 11 лет, Евгений М.– 13 лет), интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта:

«+» Дети умеют изготавливать аппликации из опилок и крупы при непосредственной помощи и под контролем педагога, краткой словесной инструкцией на каждом этапе. При указании педагогом на каждый этап могут использовать в работе инструкционную карту.

«-» Учащиеся не могут самостоятельно использовать инструкционную карту для изготовления изделия без привлечения внимания педагога к каждому этапу. Не могут самостоятельно сравнивать полученное изделие с образцом по всем параметрам цвет основы, вид крупы.

Конечное состояние: Изготовление аппликации по инструкционной карте с минимальной помощью педагога. Сравнение полученного изделия с образцом по  параметрам, выделенным учителем (цвету основы, виду используемой крупы).

Оборудование: Цветной картон, клей ПВА, окрашенные опилки, 3 вида круп (пшено, манка, пшеница).

Действия учителя

Действия учеников

1. Объяснение задачи занятия

- Ребята, мы с вами ни один раз изготавливали аппликации из опилок и крупы с моей помощью и с использованием инструкционной карты. Вспомните, какие изделия мы делали?

- Сегодня сделаем ещё одно изделие. (Демонстрация изделия ). Как вы думаете, что это?

Вам нужно сделать точно такой же.

Дети называют: корзинка, ваза с цветами.

- Гриб.

2. Предварительное планирование:

- Что необходимо вам для работы?

- Правильно. Можете выполнять работу. С чего начнёте?

- Попробуйте.

  • Что же нужно было сделать сначала?

- Посмотрите на инструкционные карты. Что будем делать сначала? Потом?

- Давайте ещё раз повторим последовательность изготовления аппликации.

- Цветной картон, клей, опилки, крупа.

Аня М.: Намажем клей, потом будем сыпать.

Андрей : У нас нет рисунка.

Аня М.: Обвести гриб по шаблону.

Учащиеся с помощью педагога объясняют каждый этап работы. (Берём лист картона, по шаблону обводим гриб, намазываем клеем сначала шляпку, посыпаем крупой, потом – ножку, затем траву – посыпаем опилками. )

Дети по одному выходят к доске и развешивают карточки в нужной последовательности,  рассказывают, что будут делать на  каждом этапе.

3. Изготовление изделия.

Учитель, видя затруднение Ани П. и Полины, использует следующий приём.

- Давайте будем действовать, используя инструкционную карту.

- Итак, Аня, что мы делаем сначала?

-Хорошо, берите и обведите.

-Дети, вы выполнили этот этап?

- Давайте отметим на доске, перевернём карточку.

- Хорошо. Что будем делать дальше?

-Правильно. Делайте.

-Девочки, вы выполнили этот этап?

- Давайте отметим на доске, перевернём карточку.

Теперь что будем делать дальше?

- Выполняйте.

-Вы выполнили этот этап?

- Давайте отметим на доске.

-Что делаем дальше?

-Правильно. Делайте.

-Девочки, вы выполнили этот этап?

- Давайте отметим на доске, перевернём карточку.

Аня М. выполняет работу самостоятельно сверяясь с инструкционной картой, изредка спрашивая, правильно ли она делает.

Андрей – действует по инструкционной карте самостоятельно, но очень неуверенно, часто просит помощи.

Аня П. –Возьмём картон и обведём.

Дети выполняют.

-Да.

Аня П. выходит к доске и переворачивает.

Полина – Намажем клей на шляпку и  посыпем крупой.

Дети выполняют.

-Да.

Полина  выходит к доске и переворачивает.

Аня П. – Намажем клей на ножку  и  посыпем крупой.

Выполнение работы.

-Да.

Аня П. выходит к доске и переворачивает.

Аня П. – Намажем клей на траву  и  посыпем опилками.

Выполнение работы.

-Да.

 Полина выходит к доске и переворачивает.

-Евгений – выполняет работу по карточкам инструкционной карты, разложенным на парте при непосредственной помощи педагога.

4. Выставка работ.

Учащиеся подходят к доске и рассматривают полученные изделия.

5. Подведение итогов.

- Давайте посмотрим по карточкам, правильно ли вы сделали  (На доске таблица с параметрами – цвет основы, крупа для шляпки, крупа для ножки, опилки для травы).

- Да, молодцы, вы справились с заданием очень хорошо!

Дети по очереди выходят к доске и проверяют правильность выполнения с помощью педагога. Правильный выбор обозначают знаком «+», неправильный знаком «-«.

Выясняется, что Андрей выполнил задание правильно, Аня М. ошиблась в выборе цвета картона. Аня П. выполнила верно. Полина выбрала опилки другого цвета. У Жени ошибок нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План участия в экспериментальной работе

план участия в экспериментальной работе...

Участие в экспериментальной работе

В 2010/2011 году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме "Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеяте...

Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе с учащимися с ОВЗ

Представлен опыт  Барбаковой Ольги Николаевны исследовательской, опытно-экспериментальной работы по теме "Использование ИКТ в работе учителя школы 1-2 вида"...

2017-2018гг. Участие в экспериментальной работе

2017год. Участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ и РО "Новый Век"2018год. Участник Международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушин...

Участие в экспериментальной и инновационной деятельности и/или руководство данной деятельностью.

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития как отдельных учреждений образования детей, так и системы в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования.С...