Участие в экспериментальной работе.
материал на тему
2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_may_2011_2_vozr_gr_17.05.2011.xls | 32 КБ |
отчёт | 34 КБ |
1.xls | 45 КБ |
2.xls | 42 КБ |
3.xls | 42 КБ |
5.xls | 42 КБ |
4.xls | 42 КБ |
diagrammy.xls | 109 КБ |
сценарий | 44 КБ |
сценарий | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида № 30
В 2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода», научный руководитель – Акопова Эльвира Сергеевна, НИИ ИСРОО. Группа учителей школы проводила работу по формированию способности организации действия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта). В течение указанного периода решались следующие задачи:
- диагностирование трех разновозрастных групп учащихся на предмет определения степени сформированности способности организации действия;
- сценирование занятий, способствующих развитию способности организации действия;
- проведение занятий для развития способности организации действия и последующий анализ степени сформированности способности организации действия.
Результаты диагностирования степени сформированности способа организации действия отражены в диагностических картах, а результаты проведенной работы с учащимися в этом направлении отражены в представленных диаграммах. Результаты диагностики прилагаются (приложение 1).
В течение учебного года было сценировано 5 занятий (сценарии прилагаются, приложение 2). При сценировании педагоги опирались на схему существующего в культуре способа, этапы и возрастные особенности формирования этого способа. Тщательно продумывалось, каким образом на определенном предметном материале может быть развернута деятельность детей, в котором был бы востребован передаваемый способ. Педагоги учитывали индивидуальные характеристики усвоения способа учащимися, этапы освоения, отношения к предлагаемым видам работы. Продумывалась последовательность заданий, вопросов, остановок для понимания и рефлексии. По всем разработанным сценариям были проведены занятия серия занятий.
Диагностика, сценирование, проведение занятий по разработанным сценариям завершилось анализом проведенной работы, который представлен в итоговых таблицах (приложение 3). В таблицах представлены показатели по четырем видам деятельности (учебной, трудовой, бытовой, игровой) для всех учащихся и отражено изменение степени сформированности способности организации действия (в % выражении).
Средняя возрастная группа
(5 человек, учитель-экспериментатор Манцерева Е.Б.).
Возраст детей – 12-16 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.
Положительную динамику показали все учащиеся группы. Прирост отмечается во всех видах деятельности (учебной, трудовой, бытовой, игровой). Развитие способности организации действия происходит за счет уменьшения показателя 1 «не выполняет» и прироста показателя 2 «выполняет с помощью». Следует отметить и небольшой прирост показателя 3 «выполняет самостоятельно».
В учебной деятельности наиболее успешными проявили себя Даниель, Андрей, Рита, Стася. У Даниеля прирост показателя «выполняет с помощью» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет», но у него к концу года уменьшился показатель «выполняет самостоятельно». У Андрея, Риты, Стаси прирост показателя «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». У Ани также незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».
В трудовой деятельности наибольший прирост заметен у Даниеля, Анрея, Стаси в показателе «выполняет с помощью», который происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». Незначительно повысился показатель «выполняет самостоятельно» У Андрея и Ани, у остальных же он оказался на том же уровне.
В бытовой деятельности нет увеличения показателей у Риты. У остальных участников незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».
В игровой деятельности у Даниеля, Риты, Андрея можно отметить увеличение показателей «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» за счёт уменьшения показателя «не выполняет». У Ани уменьшился показатель «выполняет с помощью», за счёт увеличения показателя «выполняет самостоятельно». У Стаси показатель «выполняет самостоятельно» не изменился.
Предварительный просмотр:
Занятие «Решение примеров на калькуляторе».
Разработано: Манцеревой Е.Б.
ГОУ СКОШ №30
Предметная задача: Учить решению примеров на калькуляторе.
Метапредметная задача: Учить определять последовательность действий, используя схему, сравнивать полученный результат с правильным ответом.
Исходное состояние:
Группа из 5 человек (Андрей Г.– 14 лет, Анна П.– 13 лет, Полина С.- 13 лет, Анна М.– 11 лет, Евгений М.– 13 лет), интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта:
«+» Дети знакомы с калькулятором, умеют находить нужное число при непосредственной помощи и под контролем педагога, краткой словесной инструкцией на каждом этапе. При указании педагогом на каждый этап могут использовать в работе схему.
«-» Учащиеся не могут самостоятельно использовать калькулятор для решения примеров без привлечения внимания педагога к каждому этапу, употреблять схему, сравнивать результат с правильным ответом.
Конечное состояние: Самостоятельное решение примеров в пределах первого десятка, используя калькулятор и схему.
Оборудование: Калькуляторы, схема, таблица, знаки.
Действия учителя | Действия учеников |
1. Объяснение задачи занятия - Ребята, мы уже познакомились с калькулятором. Сегодня будем учиться решать примеры на калькуляторе. - Аня, прочитай пример, записанный на доске. | 6+2=8 |
2. Предварительное планирование и выполнение задания. - Что нам необходимо сделать? - Хорошо, пожалуйста, пробуйте. - Может быть вы что-то забыли? - Хорошо. Давайте каждый наш шаг будем обозначать карточкой. - Я обозначу включение – красной карточкой. Нажмите на красную кнопку. - Что сделаем дальше, посмотрите на пример. - Хорошо. Ставлю карточку с числом 6. Нажимайте. - Что будем делать дальше? Смотрите. (Учитель поочерёдно выставляет карточку со знаком «+», числом 2, знаком «=»). - А теперь давайте посмотрим, какой ответ у вас получился. (Учитель выставляет карточку с числом 8). | Андрей : Нажать цифры и знаки. Аня М.: Не получается. Женя: Нужно включить. Дети выполняют. Аня П.: Нажнём на 6. Андрей: Получилось. Аня М.: Сделала. Аня П.: Правильно. Полина: Помогите. Андрей: Нажмём на «+». Комментарии детей. Выполнение действий детьми под контролем педагога. Женя выполняет действие при помощи учителя. Полина под непосредственным контролем. Андрей: Так же. Аня М.: У меня 8. Аня П.: 8. Полина: Получилось. |
3. Закрепление навыков работы на калькуляторе по схеме. 1).- Молодцы! Давайте решим ещё примеры. Женя, прочитай следующий пример. - Итак, приступим. Я буду ставить карточку, вы рассказывать и действовать (Учитель поочерёдно выставляет красную карточку, карточку с числом 3, знаком «+», числом 4, знаком «=»). - Посмотрите, у вас получился такой ответ? (Показ карточки.) - Полина, давай проверим и исправим, карточки будешь раскладывать на парте. 2).- А теперь вы самостоятельно будете выкладывать карточки на доске и выполнять действия на калькуляторе. Посмотрим, правильный у вас ответ получится или нет. (Дети поочерёдно выходят к доске и выставляет красную карточку, карточку с числом 5, знаком «+», числом 2, знаком «=»). | - 3+4= Дети по очереди комментируют и выполняют. Андрей: Сначала – красная - включаем. Аня М.: Нажимаем на 3. Аня П.: На «+». Полина: Помогите. Аня М: Нажмём на 4 и «=». Женя выполняет действие при помощи учителя. Андрей, Аня П., Женя, Аня М.: 7. Полина: Не так. Полина выполняет решение примера под контролем и с помощью педагога, переворачивая карточки со знаками. Полина: Поставим красную – включим, карточку с цифрой 3, нажимаю, знак «+», нажимаю, «4», нажимаю, теперь «=», нажму. Получилось «7», правильно. Одновременно выполняют действия на калькуляторе. |
5. Подведение итогов. - Посмотрите, у вас получился такой ответ? (Показ карточки.) - Давайте переделаем. Будем использовать карточки на столе и таблицу на доске. Комментируем. Андрей и Аня помогайте. -А теперь? - Молодцы, вы справились с заданием очень хорошо! | Андрей, Аня М. – Правильно, 7. Женя: Я не могу. Полина: Не успела. Аня П.: Другой. Учащиеся под контролем педагога с указанием на схему решают пример. Выходят к доске и в таблице выполненное действие обозначают знаком «+». Аня М.: Нажмём на красную, потом на 5, знак «+», число 2, «=». Женя выполняет действия с помощью Ани М. Полина выполняет решение с помощью Андрея. Аня П. выполняет сама. Полина: Правильно! 7. Аня П.: Получилось! Женя: Верно. |
Предварительный просмотр:
Занятие «Изготовление аппликации из опилок и крупы «Гриб».
Разработано: Манцеревой Е.Б.
ГОУ СКОШ №30
Предметная задача: Учить изготовлению аппликации из опилок и крупы по образцу и инструкционной карте.
Метапредметная задача: Учить определять последовательность действий. Учить сопоставлять полученный результат с замысленным продуктом.
Исходное состояние:
Группа из 5 человек (Андрей Г.– 14 лет, Анна П.– 13 лет, Полина С.- 13 лет, Анна М.– 11 лет, Евгений М.– 13 лет), интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта:
«+» Дети умеют изготавливать аппликации из опилок и крупы при непосредственной помощи и под контролем педагога, краткой словесной инструкцией на каждом этапе. При указании педагогом на каждый этап могут использовать в работе инструкционную карту.
«-» Учащиеся не могут самостоятельно использовать инструкционную карту для изготовления изделия без привлечения внимания педагога к каждому этапу. Не могут самостоятельно сравнивать полученное изделие с образцом по всем параметрам цвет основы, вид крупы.
Конечное состояние: Изготовление аппликации по инструкционной карте с минимальной помощью педагога. Сравнение полученного изделия с образцом по параметрам, выделенным учителем (цвету основы, виду используемой крупы).
Оборудование: Цветной картон, клей ПВА, окрашенные опилки, 3 вида круп (пшено, манка, пшеница).
Действия учителя | Действия учеников |
1. Объяснение задачи занятия - Ребята, мы с вами ни один раз изготавливали аппликации из опилок и крупы с моей помощью и с использованием инструкционной карты. Вспомните, какие изделия мы делали? - Сегодня сделаем ещё одно изделие. (Демонстрация изделия ). Как вы думаете, что это? Вам нужно сделать точно такой же. | Дети называют: корзинка, ваза с цветами. - Гриб. |
2. Предварительное планирование: - Что необходимо вам для работы? - Правильно. Можете выполнять работу. С чего начнёте? - Попробуйте.
- Посмотрите на инструкционные карты. Что будем делать сначала? Потом? - Давайте ещё раз повторим последовательность изготовления аппликации. | - Цветной картон, клей, опилки, крупа. Аня М.: Намажем клей, потом будем сыпать. Андрей : У нас нет рисунка. Аня М.: Обвести гриб по шаблону. Учащиеся с помощью педагога объясняют каждый этап работы. (Берём лист картона, по шаблону обводим гриб, намазываем клеем сначала шляпку, посыпаем крупой, потом – ножку, затем траву – посыпаем опилками. ) Дети по одному выходят к доске и развешивают карточки в нужной последовательности, рассказывают, что будут делать на каждом этапе. |
3. Изготовление изделия. Учитель, видя затруднение Ани П. и Полины, использует следующий приём. - Давайте будем действовать, используя инструкционную карту. - Итак, Аня, что мы делаем сначала? -Хорошо, берите и обведите. -Дети, вы выполнили этот этап? - Давайте отметим на доске, перевернём карточку. - Хорошо. Что будем делать дальше? -Правильно. Делайте. -Девочки, вы выполнили этот этап? - Давайте отметим на доске, перевернём карточку. Теперь что будем делать дальше? - Выполняйте. -Вы выполнили этот этап? - Давайте отметим на доске. -Что делаем дальше? -Правильно. Делайте. -Девочки, вы выполнили этот этап? - Давайте отметим на доске, перевернём карточку. | Аня М. выполняет работу самостоятельно сверяясь с инструкционной картой, изредка спрашивая, правильно ли она делает. Андрей – действует по инструкционной карте самостоятельно, но очень неуверенно, часто просит помощи. Аня П. –Возьмём картон и обведём. Дети выполняют. -Да. Аня П. выходит к доске и переворачивает. Полина – Намажем клей на шляпку и посыпем крупой. Дети выполняют. -Да. Полина выходит к доске и переворачивает. Аня П. – Намажем клей на ножку и посыпем крупой. Выполнение работы. -Да. Аня П. выходит к доске и переворачивает. Аня П. – Намажем клей на траву и посыпем опилками. Выполнение работы. -Да. Полина выходит к доске и переворачивает. -Евгений – выполняет работу по карточкам инструкционной карты, разложенным на парте при непосредственной помощи педагога. |
4. Выставка работ. | Учащиеся подходят к доске и рассматривают полученные изделия. |
5. Подведение итогов. - Давайте посмотрим по карточкам, правильно ли вы сделали (На доске таблица с параметрами – цвет основы, крупа для шляпки, крупа для ножки, опилки для травы). - Да, молодцы, вы справились с заданием очень хорошо! | Дети по очереди выходят к доске и проверяют правильность выполнения с помощью педагога. Правильный выбор обозначают знаком «+», неправильный знаком «-«. Выясняется, что Андрей выполнил задание правильно, Аня М. ошиблась в выборе цвета картона. Аня П. выполнила верно. Полина выбрала опилки другого цвета. У Жени ошибок нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План участия в экспериментальной работе
план участия в экспериментальной работе...
Участие в экспериментальной работе
В 2010/2011 году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме "Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеяте...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....
Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе с учащимися с ОВЗ
Представлен опыт Барбаковой Ольги Николаевны исследовательской, опытно-экспериментальной работы по теме "Использование ИКТ в работе учителя школы 1-2 вида"...
2017-2018гг. Участие в экспериментальной работе
2017год. Участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ и РО "Новый Век"2018год. Участник Международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушин...
Участие в экспериментальной и инновационной деятельности и/или руководство данной деятельностью.
Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития как отдельных учреждений образования детей, так и системы в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования.С...
Участие в экспериментальной деятельности
Сертификат,справка...