Участие в экспериментальной работе
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Петушкова Надежда Дмитриевна

В 2010/2011 году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в экспериментальной работе по теме "Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода " (развитие способности организации действия в школах VIII вида).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 30

        В 2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в  экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основе мыследеятельностного подхода», научный руководитель – Акопова Эльвира Сергеевна, НИИ ИСРОО. Группа учителей школы проводила работу по формированию способности организации действия детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта). В течение указанного периода решались следующие задачи:

- диагностирование трех разновозрастных групп  учащихся на предмет определения степени сформированности способности организации действия;

- сценирование  занятий, способствующих развитию способности организации действия;

- проведение занятий для развития способности организации действия и последующий анализ степени сформированности способности организации действия.

        Результаты диагностирования степени сформированности способа организации действия отражены в диагностических картах, а результаты проведенной работы с учащимися в этом направлении отражены в представленных диаграммах. Результаты диагностики прилагаются (приложение 1).

        В течение учебного года было сценировано 5 занятий (сценарии прилагаются, приложение 2). При сценировании педагоги опирались на схему существующего в культуре способа, этапы и возрастные особенности формирования этого способа. Тщательно продумывалось, каким образом на определенном предметном материале может быть развернута деятельность детей, в котором был бы востребован передаваемый способ. Педагоги учитывали индивидуальные характеристики усвоения способа учащимися, этапы освоения, отношения к предлагаемым видам работы. Продумывалась последовательность заданий, вопросов, остановок для понимания и рефлексии. По всем разработанным сценариям были проведены занятия..

        Диагностика, сценирование, проведение занятий по разработанным сценариям завершилось анализом проведенной работы, который представлен в итоговых таблицах (приложение 3). В таблицах представлены показатели по четырем видам деятельности (учебной, трудовой, бытовой, игровой) для всех учащихся и отражено изменение степени сформированности способности организации действия (в % выражении).

Старшая возрастная группа

(5 человек, учитель-экспериментатор Петушкова Н.Д.).

Возраст детей – 18-20 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.

        Стабильные результаты в формировании способа организации действия показали Клава и Егор. Для них характерно, в целом, прирост показателя «3» (выполняет самостоятельно) по всем видам деятельности за счет уменьшения показателя «2» (выполняет с помощью). Заметный прирост произошел у Клавы в игровой деятельности.

        Значительный прирост во всех видах деятельности показал Саша. Особенно значительный прирост наблюдается в бытовой и игровой деятельности. Прирост происходил как за счет уменьшения показателя «1» (не выполняет), так и за счет показателя «2» (выполняет с помощью).

        Определенные успехи показали  Лиза и Гена. Анализ показывает, что у них значительно сократился показатель «1» (не выполняет) и выросли показатели «2» (выполняет с помощью) и «3» (выполняет самостоятельно). Особенно это заметно в бытовой и игровой деятельности.

Средняя возрастная группа

(5 человек, учитель-экспериментатор Манцерева Е.Б.).

Возраст детей – 12-16 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.

        Положительную динамику показали все учащиеся группы. Прирост отмечается во всех видах деятельности  (учебной, трудовой, бытовой, игровой). Развитие способности организации действия происходит за счет уменьшения показателя 1 «не выполняет» и прироста показателя 2 «выполняет с помощью». Следует отметить и небольшой прирост показателя 3 «выполняет самостоятельно».

        В учебной деятельности наиболее успешными проявили себя Даниель, Андрей, Рита, Стася. У Даниеля прирост показателя «выполняет с помощью» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет», но у него к концу года уменьшился показатель «выполняет самостоятельно». У Андрея, Риты, Стаси прирост показателя «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». У Ани также незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».

В трудовой деятельности наибольший прирост заметен у Даниеля, Анрея, Стаси в показателе «выполняет с помощью», который  происходил за счёт сокращения показателя «не выполняет». Незначительно повысился показатель «выполняет самостоятельно» У Андрея и Ани, у остальных же он оказался на том же уровне.

В бытовой деятельности нет увеличения показателей у Риты. У остальных участников незначительно увеличились показатели «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно».

В игровой деятельности у Даниеля, Риты, Андрея можно отметить увеличение показателей «выполняет с помощью» и «выполняет самостоятельно» за счёт уменьшения показателя «не выполняет». У Ани уменьшился показатель «выполняет с помощью», за счёт увеличения показателя «выполняет самостоятельно». У Стаси показатель «выполняет самостоятельно» не изменился.

Младшая возрастная группа

(4 человек, учитель-экспериментатор Минина А.С.).

Возраст детей – 10 лет, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.

В учебной деятельности отмечаются улучшения показателей всех детей. Наибольшую динамику показали И.А. и П.М.

У П.М. отмечается прирост «3» (на 200%) за счет уменьшения «2» и «1».

У И.А. прирост «3» баллов составил 300%, в то время как количество «1» уменьшилось.

Прирост «3» имеется также у К.У. на 33,33%

 В трудовой деятельности улучшения присутствуют у всех детей. Максимальное улучшение результата отмечается у И.А. – на 400%, за счет уменьшения «1».

У К.В. отмечается повышение количества «2» на 14,29% за счет уменьшения «1».

В бытовой деятельности все дети показали положительную динамику. Наибольшую динамику показала И.А., К.В., П.М. преимущественно за счет уменьшения количества «1».

 В игровой деятельности имеется положительная динамика у всех детей.

И.А. показала наибольшую динамику за счет увеличение показателей «3» и уменьшения показателей «1».

У П.М. увеличилось число «3» за счет уменьшения количества «2» и «1».

К.В. показал увеличение числа «3» за счет уменьшения «2».



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изготовление развертки коробки настольной с плинтусом».

Разработано Петушковой Н.Д.

                                                                                                   

Предметная задача: освоить приемы изготовления развертки коробки.

 Метапредметная задача: знать последовательность выполнения операций при изготовлении развертки, уметь обнаружить ошибку в последовательности операций при реализации.

Исходное состояние:  группа – 5 человек, интеллектуальная недостаточность, сложная структура дефекта.

«+» Учащиеся работали с предметно-технологической картой (пооперационные образцы + название операции) при выполнении аналогичной работы (коробка открытая).

«-« Учащиеся не работали по картинному плану, на котором каждая операция  изображена  отдельно.

Конечное состояние: составлять план из карточек, на которых каждая операция  изображена  отдельно и выполнять изготовление развертки коробки по составленному плану.

ХОД УРОКА:

Действия учителя

Действия учеников

1. Объяснение задачи урока

- Скажите, что такое развертка?

-Сегодня мы должны сделать развертку коробки с плинтусом. Что мы должны знать, чтобы сделать развертку?

- Назовите эти операции.

- Эти операции можно выполнить в любом порядке?

- Верно. Сейчас мы определим порядок выполнения операций или составим план работы.

(разметка, крой, рицовка, фальцовка)

- Развертка – это коробка в развернутом виде.

- Какие операции выполнить.

- Рицовка, крой, разметка, фальцовка.

- Нет, нужно по порядку.

2. Составление плана работы

- Я раздам вам карточки с рисунками. На рисунках ученик выполняет операции по изготовлению развертки (приложение 1).

Внимательно посмотрите на рисунки и разложите  их в правильной последовательности.

Учащиеся составляют картинный план:

Клава – самостоятельно, верно;

Егор – действует не очень уверенно, после выставления каждой карточки требует подтверждения правильности, верно;

Саша – стремится выполнить задание самостоятельно, но делает ошибки (фальцовка сделана до выполнения рицовки);

Гена, Лиза – составляют план только с дополнительными объяснениями и с помощью учителя

Лиза – может только назвать изображенные на рисунках операции, план составить не может;

Гена – называет только отдельные операции, план составить не может.

3. Изготовление развертки коробки.

Учащиеся выполняют задание по составленному плану.

Клава – самостоятельно;

Егор – требует небольшой поддержки, сверяясь с планом;

Саша – самостоятельно, сверяясь с планом, который составлен неверно;

Гена, Лиза – работают с помощью и под контролем учителя.

4. Анализ выполненных работ.

- Почему у Саши развертка не получилась?

Клава, Егор выполнили задание удовлетворительно;

Саша – результат неудовлетворительный, заготовка испорчена;

Гена, Лиза – развертка низкого качества

( все действия выполнялись с помощью учителя).

- Не была сделана рицовка, а без рицовки

при фальцовке картон ломается (ранее были изучены свойства картона).

Саша показывает рисунок с пропущенной операцией, не называя ее (выраженные речевые нарушения).

5. Подведение итогов

Учитель подчеркивает необходимость точного составления и следования плану для изготовления изделия,  отвечающего техническим требованиям.

Учащиеся с помощью учителя нашли взаимосвязь качества изготовленной развертки с точностью составления и выполнения плана.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План участия в экспериментальной работе

план участия в экспериментальной работе...

Участие в экспериментальной работе.

2010/2011 учебном году группа учителей-экспериментаторов продолжила участие в  экспериментальной работе по теме «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций учащихся на основ...

Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе с учащимися с ОВЗ

Представлен опыт  Барбаковой Ольги Николаевны исследовательской, опытно-экспериментальной работы по теме "Использование ИКТ в работе учителя школы 1-2 вида"...

2017-2018гг. Участие в экспериментальной работе

2017год. Участник Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ и РО "Новый Век"2018год. Участник Международной экспериментально-творческой группы педагогов ЦПТ им. К.Д.Ушин...

Участие в экспериментальной и инновационной деятельности и/или руководство данной деятельностью.

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития как отдельных учреждений образования детей, так и системы в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования.С...