Воспитательная среда как условие социализации детей.
материал на тему

Ртищева Ирина Николаевна

Выступление на педагогическом совете коррекционной школы-интерната VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_2013.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида №6

              Выступление на педагогическом совете

« Воспитательная среда как условие социализации детей»

                                                                               Ртищева И.Н.

                                                                                                 воспитатель

 

                                                                                                                                                 

                                           

                                           

                                           

                                             март 2013 г.                                      

            Под воспитательной средой специального (коррекционного) образовательного учреждения мы понимаем совокупность влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном, пространственно-предметном и деятельностном окружении.                          Воспитательная среда - это, прежде всего, гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке, к оформлению  школы.

       Формируя   воспитательную   среду  нашей группы, мы, прежде всего опираемся     на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Нами учитываются  индивидуальные  и возрастные  особенности воспитанников, их  интересы, склонности, способности. Поддерживается тесный контакт со всеми участниками педагогического процесса: психологом, социальным педагогом, классным руководителем,  учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования.

      Важным  этапом  в формировании воспитательной среды  является составление плана  воспитательной работы с детским коллективом.   Вся воспитательная работа, проводимая в группе,  направлена на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям, этикету общения со сверстниками и взрослыми.  

   Основными направлениями  воспитательной работы  являются:  нравственно-правовое, экологическое, экономическое, творческое, краеведение, патриотическое, эстетическое, здоровье и безопасность, трудовое. На внеклассных занятиях:  «Дружба одна на всех»,  «Твои права и обязанности», «Азбука вежливости», «Я и моя семья», «Символы России», «Милее нет земли», «Где живёт красота», «Добрые дела живут века» и мн.др.,  мы говорим с ребятами об общечеловеческих ценностях, о таких качествах, присущих  социализировавшейся личности как  товарищество, уважительное отношение  к старшим,  доброта,  честность,  трудолюбие,  бережливость,  дисциплинированность,     любовь  к  прекрасному.  

Основной составляющей воспитательной работы  является участие класса во всех общешкольных мероприятиях:     праздничных концертах, конкурсах рисунков, плакатов, поделок, спортивных  мероприятиях.  Это способствует повышению уровня общительности каждого учащегося, развитию их личностных качеств, направленных на благо коллектива в целом,    помогает    заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями. Дети с удовольствием посещают кружки «Весёлый карандаш», «Шашки», кружок вокального пения «Гармония», танцевальный,  спортивные секции по лыжам, спортивному ориентированию, принимают участие в районных и областных соревнованиях, на которых занимают призовые места.

       Часто наблюдаемые у таких  детей, как (Каковкин Николай, Душкин Олег, Чесноков Пётр, Лебедева Русалина, Басинских Настя ) негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания.  Поэтому  мы стараемся поддерживать  в группе    спокойную  обстановку, предъявлять единые систематичные  требования, показывать положительный пример   –   всё  то,  что создает и закрепляет у детей необходимые привычки и навыки. Ведь  педагог,   прежде всего, сам должен соответствовать всему тому, что он требует от воспитанников, на что он их нацеливает и к чему призывает. Воспитательное воздействие личного примера педагога   напрямую  зависит от его авторитета у воспитанников. «Без авторитета невозможен воспитатель» — говорил  А. С. Макаренко в одной из своих лекций. Хочется надеяться, что в нашей группе авторитет воспитателей  поддерживается на должном уровне. Мы стараемся вовремя выявить и  погасить конфликтную ситуацию, учим  детей разрешать, предупреждать столкновения и ссоры,  прощать друг друга. При необходимости,  проводим  с детьми индивидуальные беседы,  стараясь не оскорбить при этом их собственного достоинства, пытаемся    помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни.  

           Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно  используется  воспитательный потенциал той среды, где дети  проводят большую часть времени, т. е. среды коррекционной школы. Среда школы, имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствовать его социализации.

  Воспитатель должен помочь детям с верой и надеждой заглянуть в будущее, научить их верить в себя, в свои возможности и силы.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для нравственного развития детей

Родительское собрание на тему: Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для  нравственного развития детей....

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

«Уклад школьной жизни как среда воспитания и социализации детей, их личностного развития»

Рассматривая процессы воспитания, социализации и личностного развития, мы можем говорить о них, как о процессах специально - организованных, целенаправленных, так и стихийно протекающих на протяжении ...

Программа коррекционно-воспитательной работы "Профориентация и социализация детей с ОВЗ в старших классах"

Программа подготавливает воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению....