Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ
статья на тему

Павлова Екатерина Владимировна

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации

 учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_na_konferentsiyu.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре:

«Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации

 учащихся с ОВЗ». (июнь 2013)

Цель воспитательной работы нашей школы -  создать достойные условия для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, способной реализовать свой творческий потенциал  в изменяющихся социокультурных условиях.

В настоящее время в школе создана система воспитательной работы, которая строится на основе общих и специальных задач и соответствует основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса.

  • нравственное - воспитание моральных устоев личности ученика с ОВЗ, его социальных норм и ценностей, адекватных взаимоотношений в коллективе;
  • художественно-эстетическое - воспитание художественного вкуса, знание и понимание культуры и искусства;
  • трудовое -  воспитание правильного отношения к труду;
  • гражданско-патриотическое - воспитание гражданина России, знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения;
  • здоровьесберегающее - воспитание личности ученика с ОВЗ, направленное на сохранение и укрепление здоровья;
  • экологическое - воспитание  любви к природе, обучение бережному к ней отношению.

В школе проводится большая работа по  созданию единого воспитательного пространства, которое включает в себя  все виды урочной и внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы.  

Внеурочная деятельность реализуется через организацию клубной работы, занятий по интересам во время динамических перемен, проектной деятельности, экскурсий, работы творческих объединений, ГПД.

       Мы постарались создать такую воспитывающую среду, которая  способствовала бы успешной адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

         В школе созданы клубы, которые объединяют ребят разного возраста и разных классов. Клубные объединения, представляют феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития учащегося не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Клубная деятельность, организуемая на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей, создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, помогает снять эмоциональное, психическое и физическое напряжение у учащихся. Основные направления деятельности: просвещение, развитие общественной активности, развитие инициативы и творчества, формирование общественного мнения на основе общения, организация культурного отдыха и развлечений, проектная деятельность.

Клубня работа реализуется во второй половине дня на динамических паузах. Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий. Мы не ограничиваем доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Для учащихся младших классов специалистами школы были разработаны  направления, по которым строилась работа: понедельник – день коррекционно-игровой поддержки, вторник – классный час, в среду – проектная деятельность, в четверг - работа служба психолого-педагогического сопровождения, в пятницу– день здорового образа жизни.

Динамическая пауза в старшей школе состоит из различных видов деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностная, досугово-развлекательная, художественное и социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристко-краеведческая. Практически каждый предмет учебного плана представлен тематическим игровым мероприятием на динамических пазух или задействован в проектной деятельности. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях.

Для детей, требующих индивидуальной коррекционной работы, проводятся «спокойные» и «подвижные» перемены под руководством специалистов (психологов и логопедов). В зависимости от погоды и времени года динамические паузы проводятся на свежем воздухе или в помещениях школы.

Внеклассная деятельность реализуется через кружки, спортивные секции, тематические мероприятия. Дополнительное образование в школе является целенаправленным процессом развития личности, которое стремится создать условия для творческой активности. Цели и задачи программ дополнительного образования обеспечивают единство обучения, воспитания, социализации и  развития личности учащихся и способствуют взаимодействию педагога дополнительного образования с семьей.

Внешкольная деятельность

 Учащиеся школы  принимают активное участие в окружных и городских фестивалях и конкурсах, в фестивале детского творчества «Семицветик», спортивных мероприятиях, соревнованиях, где занимают призовые места  и становятся дипломантами и лауреатами. Школа принимает участие не только в окружных конкурсах для коррекционных школ, но и в фестивалях городского и всероссийского уровня.

Мы расширили границы образовательного пространства за счет вовлечения в процесс воспитания социально-культурного окружения (учреждений дополнительного образования и культуры).

Школа выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. Все дети в школе  социализируются. Расскажу о  некоторых проектах.

  • Проект «Лучшие друзья» с РООИ «Перспектива» для учащихся старших классов, совместно с  СОШ № 518, СОШ № 627,  ЦО № 1429 и СКОШ VIII вида № 359. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в разнообразные мероприятия вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять разнообразные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения необходимого общения и получения информации извне для детей с нарушениями в развитии. Начало проекта -  2009 год.
  • Проект «Спорт и дружба» с РООИ «Перспектива» для учащихся старших классов. Организация спортивной секции по мини-футболу совместно с СОШ № 518. Футбол — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Занимаясь мини-футболом, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности. Решение воспитательных задач с воспитанниками различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Начало проекта -  2010 год.
  • Проект «Дорога в музей» с ЦППРиК «Пресненский» для учащихся начальной школы. Дети совместно с родителями и профессиональными художниками музея посещают творческие занятия в изобразительном музеи им. А. С. Пушкина, результатом которого являются выставки работ  учащихся школы в музее. Важным условием успешности ребенка является создание «вариативной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы специалистов. Развитие интегрированных форм воспитания, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Вот то, к чему мы стремимся с   2008 года.
  • Проект «Юные путешественники» совместно с ГБОУ Центром дополнительного образования детей «Лаборатория Путешествий». Цель проекта - содействие творческому, интеллектуальному, физическому, духовному, нравственному и психическому развитию детей, воспитание у них патриотизма и гражданственности, развитию качеств личности, необходимых для жизни в постоянно изменяющемся мире. В числе таким мероприятий  ежегодная Всероссийская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!», Международный фестиваль «Дети Арктики»,  Городские соревнования по спортивному туризму среди учащихся специальных (коррекционных) школ г.Москвы на Кубок Мэра Москвы.  Проект направлен  на социальную адаптацию  и интеграцию  детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами активного туризма. Под руководством педагога ребята с ограниченными возможностями здоровья проходят интенсивный курс обучения азам туризма и отправляются покорять реки и озера Карелии на катамаранах, бороздить лесные просторы на велосипедах и бегать по таежным тропинкам с собаками. Начало проекта -  2010 год.
  • В 2010-11 годах в школе начал работу новый проект «Пою Париж» совместно с известной исполнительницей французского классического шансона Ниной Дилон. Нина Дилон регулярно занималась с нашими воспитанниками, вновь и вновь доказывая, что любой ребенок способен творить и созидать, не смотря на  особенности развития. Певица разучивала с учащимися начальной школы разнообразные песни и танцы, участвует в школьных праздниках, даря нашим детям такое необходимое тепло и заботу. Итогом работы прошлого года стало выступление нашего коллектива в Театральном зале Московского международного Дома музыки.
  • Проект «Компьютерная графика» с ДДТ «Замоскворечье» для учащихся 6 – 7 классов. Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством.  Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической: творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Начало проекта -  2009 год.

Уже стали традиционными и значимыми в работе школы мероприятия, организованные совместно с родителями, с приглашением гостей – это  актеры, певцы и музыканты.

С 2008 года на базе нашей школы в июне месяце организуется  интегративный летний городской оздоровительный лагерь «Дружба», где  проводят летний отдых учащиеся нашей школы и других массовых общеобразовательных школ. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять разнообразные услуги для любых категорий воспитанников, и часто является единственным способом получения необходимого общения и получения информации извне для детей с нарушениями в развитии. Важным условием успешности инклюзивного воспитания является создание «вариативной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы специалистов. Основными задачами в работе лагеря являются укрепление дружбы и взаимопонимания между воспитанниками с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками, развитие у ребят умения общаться и сотрудничать, понимать другие точки зрения, контролировать собственные чувства и поведение, пробуждение в детях интереса к познанию окружающего мира и людей.

Педагогический коллектив нашей школы стремится к тому, чтобы современный выпускник   коррекционного учреждения  стал самостоятельной личностью, рассчитывающей,  прежде всего, на свои силы и смог бы  взаимодействовать с окружающими для решения собственных проблем. Чтобы наш выпускник был открытым и непосредственным, добрым и рассудительным.

Результатом своей работы мы считаем эффективную самореализацию выпускников в социальном включении, мы стремимся к тому, чтобы наш выпускник стал членом общества, достойным равноправного партнерского отношения.  

Спасибо за внимание!  Если есть вопросы я на них постараюсь ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ

Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...

Статья "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ"

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ" Тезисы.Система воспитательной работы школыКлубная...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

Проект "Создание информационно-технического центра как условие развития воспитательно-образовательной среды школы"

Цель проекта   Создание условий для развития воспитательно-образовательной среды школы, обеспечивающей становление и развитие социально-активной личности.Задачи, решаемые в результате внедре...

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...